Даже ежегодный Международный фестиваль славянской поэзии «Поющие письмена» в этом году прошел в режиме онлайн. Скриншот трансляции
В этом декабре многие с особенным нетерпением ждут завершения 2020 года, который подтвердил репутацию високосного на полную катушку: коронавирус, пандемия, самоизоляция, ограничения – сами знаете. В общем, вся жизнь встала вверх тормашками. Очень сильно изменил жизненный уклад, а соответственно, повлиял на психологию и творчество переход мероприятий в формат онлайн. Восприняли это по-разному. Для одних литераторов жизнь в отшельничестве и общение с помощью того же zoom стали благом: появилось больше времени для размышлений и творчества. Кстати, для многих образ писателя или поэта-отшельника как раз органичен: именно в уединении, на природе, за чтением книг можно ощутить пограничные состояния, совершить духовные открытия. Для других, привыкших жить в бешеном ритме, в живом общении, заточение стало в некотором роде испытанием. Так или иначе, от творческих рефлексий в отношении пандемии и коронавируса, от талантливых произведений на эту тему интернет просто лопается. Да и не только интернет. Издано немало тематических сборников, например поэтический – «Хроники и-zoom-ленного времени (Поэзия эпохи самоизоляции)», выпущенный литературной студией Людмилы Вязмитиновой «Личный взгляд». Даже в приведенном ниже списке 50 самых интересных изданий по версии «НГ-EL» вы найдете произведения на эту тему. Плюсом общения онлайн для литераторов (впрочем, как и для всех) стало то, что в рамках одной конференции встречаются, скажем, авторы из Парижа, Тамбова, Нью-Йорка и Мозамбика: благодаря средствам связи преодолеваются расстояния и государственные границы, воссоединяются люди, близкие по духу.
И все-таки российская книжная жизнь в этом году заметно выделилась на общемировом фоне. И вовсе не каким-то особенным размахом книгоиздания или громких литературных событий, а делом неслыханной дерзости: в самый разгар пандемии, когда все мировые книжные площадки закрылись на запор, а ярмарки перенеслись в виртуальный zoom-лимб, на главной площади нашей страны состоялся традиционный (уже шестой) книжный фестиваль на Красной площади. Многие авторы и издатели отказались участвовать в мероприятии, пусть даже ценой и без того ощутимых в этом году коммерческих потерь, лишь бы не рисковать здоровьем. Однако же фестиваль прошел, и за три дня – с 6 по 8 июня – его посетили аж 15 тыс. человек. Массовее не придумаешь.
Стоит напомнить, что в эти дни в Москве, как и во многих других регионах России, действовал так называемый режим самоизоляции и людей штрафовали даже за одиночные пикеты с соблюдением социальной дистанции. Однако же для книжников сделали исключение. Видимо, потому что если проводить первое в мире массовое мероприятие по борьбе с коронавирусом, то начинать лучше с литераторов. Не потому, что они крепче, а потому, что литература – наша скрепа, да и Пушкин, чей день рождения отмечался там же вручением молодежных литпремий «Лицей», – наше все.
И пока в соцсетях в творческих кругах разворачивались целые баталии под девизом «идти или не идти», председатель оргкомитета по проведению книжного фестиваля «Красная площадь», советник президента России Владимир Толстой оптимистично анонсировал: «Важный и столь долгожданный литературный праздник, приуроченный к дню рождения Александра Сергеевича Пушкина и Дню русского языка, состоится вопреки всем невзгодам. Фестиваль станет первым большим культурным событием в мире, который еще только начал возвращаться к нормальной жизни после пандемии. Уверен, что сегодня подобный литературный марафон станет радостным событием абсолютно для всех».
Впрочем, проходил этот марафон, разумеется, с соблюдением всех необходимых санитарных реверансов: каждый желающий посетить Красную площадь должен был заранее на сайте фестиваля заказать бесплатный билет с указанием ограниченного времени. Для тех, кто предпочел остаться дома, была организована постоянная онлайн-трансляция со всех семи основных площадок. Кроме того, многие выступали виртуально, по трансляции, а на сайте фестиваля крутили видеоматериалы, записанные заранее.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин направил участникам и гостям «Красной площади» бодрое приветствие, а посетивший фестиваль в первые часы его работы глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский заметил: «Это фестиваль надежды. Надежды на возвращение к прежней жизни, надежды на возрождение издательской отрасли». К концу года, как мы знаем, агентство аннулировали.
Подведение собственно литературных итогов – 2020 начнем все-таки не с грустного, а с юбилейного, торжественного. Вспомним еще раз круглые даты и юбилеи поэтов, прозаиков, литературоведов и прочих служителей слова, о которых мы писали в уходящем году. Прежде всего это 150-летие Ивана Бунина, которое вошло в перечень памятных дат ЮНЕСКО, а в России еще летом 2018-го вышел указ президента РФ «О праздновании 150-летия со дня рождения И.А. Бунина». Вообще Ивану Алексеевичу с торжественными отмечаниями как-то не везет: 100-летие пришлось на 1970-й, а тогда, кто помнит, главным оказался совсем другой юбиляр... Теперь вот – ковид, внесший в празднование свои коррективы: от каких-то мероприятий пришлось отказаться, что-то перевести в онлайн-формат. Хотя многие фестивали, конференции, круглые столы, выставки, концерты все же состоялись. О некоторых мы писали – например о заседании клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов, посвященном бунинскому юбилею. Оно состоялось в форме видеоконференции, в которой участвовали любители книг из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Саратова, Риги. Или о том, как в Липецком государственном педагогическом университете имени Петра Семенова-Тян-Шанского прошла онлайн-встреча «Грасс-Россия: диалоги любви» с участием чрезвычайного и полномочного посла, постоянного представителя Российской Федерации при ЮНЕСКО Александра Кузнецова; представителей мэрии французского Граса (в этом городе Иван Алексеевич провел в эмиграции более 20 лет); французского филолога-слависта Ренэ Герра; буниноведов и литераторов из разных российских городов и даже из Тайваня. А во время первого крупного книжного события этого года, прошедшего вживую – фестиваля «Красная площадь» (о нем мы тоже писали), – можно было увидеть посвященную Бунину юбилейную экспозицию. Были и другие офлайн-мероприятия: круглый стол «Творчество Ивана Бунина в контексте современного читательского восприятия», литературный бунинский праздник «Любовь и радость бытия» в Орле и т.д. В честь юбиляра выходили книги, почтовая марка.
«НГ-EL» отмечал юбилей Бунина широко – статьи выходили аж в трех номерах, были даже стихи в честь Ивана Алексеевича за авторством поэта и переводчика Виктора Коллегорского: «Каабы камень в путеводной мгле,/ Вселенский купол синий в Оберланде,/ Чай на Лазурном летом на веранде –/ Рай на земле с кальяном, с наргиле,// Иль рай иной, болотный, комариный,/ С лягушками и тиной русский рай…»
Среди других отмеченных нами юбилеев и круглых дат – 275-летие первого русского сатирика и баснописца Ивана Хемницера и 200-летие поэта Афанасия Фета; 140-летие поэта-сатирика Саши Черного и лингвиста Льва Щербы (известного в народе прежде всего как автора «глокой куздры»); 125-летие поэта Сергея Есенина и его ровесницы (которая, впрочем, при жизни всегда скрывала свой истинный возраст), «маленькой поэтессы с огромным бантом» Ирины Одоевцевой; 120-летие лингвиста и писателя Льва Успенского. Вспоминали и про 90-летие поэта и прозаика Кирилла Ковальджи, которого сотрудники «НГ-EL» знали лично. И разумеется, про 80-летие поэта-нобелиата Иосифа Бродского. Написали о поэте и переводчике Евгении Витковском, который несколько месяцев не дожил до 70-летия. А вот поэты Александр Еременко (ему 70) и Вадим Степанцов (ему 60), к счастью, могли сами прочесть статьи о себе и наши поздравления. Кстати, круглые даты были не только у людей: в декабре исполнилось 30 лет «Независимой газете». Этому событию посвящен отдельный выпуск «НГ».
Теперь о печальном. Не стало Роспечати. 20 ноября Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ «О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций». В нем говорится: «Упразднить Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Федеральное агентство связи. Передать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации функции упраздняемых Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Федерального агентства связи».
На протяжении 16 лет Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) занималось всем, что связано с книгоизданием и писательством в России.
А книжный фестиваль «Красная площадь» стал первым масштабным литературным офлайн-мероприятием во время пандемии. Фото агентства «Москва» |
Подводя итоги многолетней работы ведомства, руководитель Роспечати Михаил Сеславинский отметил: «Здание на Страстном бульваре было гостеприимным домом для руководителей СМИ, общественных организаций, издателей, писателей и журналистов… Мы старались привнести здоровое чувство юмора в проводимые нами мероприятия. Надеюсь, что они многим запомнились и вспоминаются с радостью и улыбкой».
Возник резонный вопрос: а будет ли Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифра), в названии которого даже нет слова «печать», так же заботливо поддерживать российское бумажное книгоиздание и русскую словесность? Не вступило ли бумажное книгоиздание в конфликт с цифровым, заявленным в качестве приоритетного? Путин предвосхитил этот вопрос, потребовав «бесшовного» вхождения всего коллектива Роспечати в Минцифру. То есть, по сути, если все пойдет так же, как идет сейчас, те же люди будут заниматься тем же самым, только под другой «крышей». Источник в Роспечати подтвердил «НГ», что пока все так и происходит.
Уходит только Михаил Сеславинский. «Когда-нибудь можно будет написать увлекательный роман «Страстной бульвар, 5». Здесь прожита целая жизнь – интересная и эмоционально насыщенная… Миссия выполнена, и за прожитые годы ни капельки не «мучительно горько». Есть чем гордиться и что вспомнить», – написал он в своем блоге.
Однако настоящих любителей книги не может не огорчить уход этого человека, настоящего книжника.
Теперь об очень печальном. В этом году его было как-то особенно много. Ушли и давно любимые, и совсем молодые. Большим ударом стала смерть прозаика, эссеиста, лауреата премии «НГ» «Нонконформизм»-2011, автора книг «Как я и как меня», «Ум. Секс. Литература», «В пожизненном заключении» и других Игоря Яркевича: для некоторых из нас он был не просто коллегой по перу и постоянным автором газеты, а настоящим другом. Яркевич, в соответствии со своей фамилией яркий и яростный, ворвался в литературу в начале 90-х, удивив многих дерзостью и свободой. После себя он оставил несколько неопубликованных книг эссе и рассказов. В 2020 году не стало также писателей-фронтовиков Юрия Бондарева и Евгения Войскунского, поэта-фронтовика Бориса Дубровина, драматурга Леонида Зорина, поэта, прозаика и политика Эдуарда Лимонова, детского писателя Владислава Крапивина, прозаиков Александра Кабакова и Владимира Шпакова, писателей-сатириков Михаила Жванецкого и Анатолия Трушкина, писателя-фантаста Сергея Синякина, поэта и переводчика Михаила Яснова, лингвиста Натальи Бонк, физика, философа, переводчика и комментатора Джеймса Джойса Сергея Хоружего, поэтов Елены Кацюбы, Алексея Ефимова и Вячеслава Памурзина. На страницах «НГ-EL» появились некрологи, посвященные филологу и библиографу Надежде Левитской, писателю, журналисту, историку и фантасту Владимиру Свержину, поэту и прозаику Михаилу Стрельцову, поэту Марку Ляндо, историку русской литературы Вячеславу Кошелеву, филологу Борису Егорову, заведующей отделом русского зарубежья Российской государственной библиотеки Надежде Рыжак, филологу и литературоведу Николаю Богомолову, литературоведу и писателю Мирону Петровскому, энтузиасту и пропагандисту фантастики Борису Завгороднему… Под занавес года ушли из жизни поэт, прозаик, публицист, заместитель главного редактора журнала «Наш современник» Александр Казинцев; прозаик, фантаст, критик Роман Арбитман (печатался также под псевдонимами Лев Гурский и Рустам Кац); писатель, сатирик, драматург, автор книг для детей, один из создателей мультсериала «Ну, погоди!» Александр Курляндский. Что остается? Помнить, чтить, читать.
По традиции, подводя литературные итоги, объявляем лучшие, по нашему мнению, книги уходящего года. Короткие рецензие на пятерки лучших опубликованы на страницах «Проза», «Поэзия», «Концепции» и «Non-fiction». Самые же лучшие ниже.
Игорь Яркевич возле ныне закрытой рюмочной «Второе дыхание». Фото Евгения Лесина |
Номинация «Проза» – Я в Лисcабоне. Не одна: Новеллы / Сост. Наталья Рубанова (Оттава: Accent Graphics Communications)
Номинация «Поэзия» – Александр Тимофеевский. Кулинария эпохи застолья (СПб.: Вита Нова)
Номинация «Концепции» – Альманах «Войнович» / Сост. А. Антонов-Овсеенко; предисл. А. Красовицкого; художник-карикатурист А. Меринов; художник-оформитель М. Мендор (Харьков: Фолио)
Номинация «Non-fiction» – Елена Погорелая. Черубина де Габриак (М.: Молодая гвардия)
Худлит
1. Юз Алешковский. Свиданки с Музой: Стихи и песни. – Торонто–Нью-Йорк: KISMET Publishing; Ярославль: ИНДИГО.
2. Константин Арбенин. Стихи песен: Собрание песенных текстов. – СПб.: Зимовье зверей.
3. Дэвид Болдаччи. Рождественский экспресс / Пер. с англ. Е.С. Никитина. – М.: ГрандМастер.
4. Андрей Бычков. Тот же и другой: Роман. – СПб: Алетейя.
5. Восьмигласие мироздания. В 2 т. Т. 1. Константин Кедров-Челищев.Т. 2. Елена Кацюба. – М.: Издательство Российского союза писателей.
6. Наталия Гилярова. Финтифля. – [б.м.:] Литературное бюро Натальи Рубановой / Издательские решения.
7. Наталья Доброхотова-Майкова, Владимир Пятницкий. «Лев Толстой очень любил детей...»: Анекдоты о писателях, приписываемые Хармсу / Под редакцией Софьи Багдасаровой. – М: Бомбора.
8. Денис Драгунский. Дочь любимой женщины. – М.: ACT, Редакция Елены Шубиной.
9. Виктор Есипов. Поцелуй римлянки: Рассказы. – М.: Зебра Е, Галактика.
10. Сергей Каратов. Излучающий свет: Стихи. – М.
11. Инга Кузнецова. Изнанка. – М.: АСТ.
12. Александр Переверзин. Вы находитесь здесь: Стихотворения. – СПб: Т. 8 Издательские технологии/ Пальмира.
13. Игорь Панин. Я не хочу это видеть: Сборник стихов. – Тверь, Москва: Альфа-Пресс.
14. Кирилл Плетнер. Три рубля на светлый день. – СПб.: Алетейя.
15. Михаил Погарский. ОММАЖИ:. Книга поэм и очерков. – М.: Русский Гулливер.
16. Владимир Покровский. Фальшивый слон. Переключения Константина Архаровского, рассказанная им самим. – М.
17. Игорь Савельев. Как тебе такое, Iron Mask?: Роман. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной.
18. Давид Самойлов. Ранний Самойлов: Дневниковые записи и стихи. 1934 – начало 1950-х. – М.: Время.
19. Анастасия Строкина. Девятая жизнь кота Нельсона. – М.: РОСМЭН.
20. Александр Тимофеевский. Кулинария эпохи застолья. – СПб: Вита Нова.
21. Михаил Фельдман. Еще одно имя Богу: Стихотворения / Сост. Б. Кутенков, Н. Милешкин, Е. Семенова. – М.: ЛитГОСТ.
22. Алла Хемлин. Интересная Фаина: Роман. – М.
23. Алексей Цветков. Последний конвой. – М.: ОГИ.
24. Андрей Щербак-Жуков. Нью-Энд-Бестиарий. Версия 2.0: Стихотворения. – М.: У Никитских ворот.
25. Я в Лиссабоне. Не одна: Новеллы / Сост. Наталья Рубанова. – Оттава: Accent Graphics Communications.
Non-fiction
1. Альманах. Войнович / Сост. А. Антонов-Овсеенко; предисл. А. Красовицкого; худож.-карикатурист А. Меринов; худож.-оформ. М. Мендор. – Харьков: Фолио.
2. Александр Архангельский. Русофил. История жизни Жоржа Нива, рассказанная им самим. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной.
3. Анастасия Архипова, Екатерина Неклюдова. Эпоха сериалов. Как шедевры малого экрана изменили наш мир. – М.: РИПОЛ классик.
4. Александра Баркова. Русская литература от олдового Нестора до нестарых Олди. Древнерусская и XVIII. – М.: РИПОЛ классик.
5. Михаил Бойко. Вся правда о…: Философские фасцинации. – М.: Арт Хаус Медиа.
6. Михаил Визель. Пушкин. Болдино. Карантин: Хроника самоизоляции 1830 года. – М.: Бослен.
7. Татьяна Горичева, Юрий Мамлеев. Новый град Китеж. Философский анализ русского бытия. – М.: Традиция.
8. Евгений Гришковец. Водка как нечто большее. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус.
9. Евгений Деменок. Давид Бурлюк. Инстинкт эстетического самосохранения. – М.: Молодая гвардия.
10. Наталья Иванова. Литературный парк с беседками и фигурами. Избирательный взгляд на русскую литературу. – М.: Рутения.
11. Андрей Краснящих. Писатели в Харькове. Слуцкий. – Харьков: Права человека.
12. Олег Лекманов. «Жизнь прошла. А молодость длится…» Путеводитель по книге Ирины Одоевцевой «На берегах Невы» / Под общ. ред. Н.А. Богомолова. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной.
13. Александр Люсый. Русская литература как система локальных текстов: Учебное пособие. – М.: Институт кино и телевидения (ГИТР).
14. Татьяна Мусатова. Новая книга о Гоголе в Риме (1837–1848). Мир писателя, «духовно-дипломатические дела», эстетика, поиски социального служения. Материалы и исследования. Том 2: Между Римом и «другими краями Европы» (1843–1848). – М.: БуксМАрт.
15. Павел Павлинов. Евгений Лансере. Кавказ: Искусство и путешествия. – М.: Слово/Slovo.
16. Елена Погорелая. Черубина де Габриак. – М.: Молодая гвардия.
17. Сати Спивакова. Нескучная классика. Еще не все. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной.
18. Александр Сенкевич. Венедикт Ерофеев. Человек нездешний. – М.: Молодая гвардия.
19. Советский любительский портрет, 1920–1970: Графика. – СПб.: Красный матрос.
20. Алексей Стаценко. «Киев бомбили…» Оборона столицы Советской Украины. – М.: Пятый Рим (ООО «Бестселлер»).
21. Сергей Ступин. Искусство и пределы человеческого: Опыт экзистенциального искусствознания. – СПб.: Центр гуманитарных инициатив.
22. Леся Тышковская. Мифы Марины Цветаевой. – СПб.: Алетейя.
23. Николай Хандзинский. «Покойнишный вой» по Ленину. – СПб.: Красный матрос.
24. Александр Шестун. Непокоренный арестант. От «Кащенки» до «Бутырки». Ч. 2. – М.: Маска.
25. Игорь Шумейко. Люди российских путей. – М.: Голос-Пресс.
комментарии(0)