Елена Солодова, Марина Линник, Кирилл Судаков, Александра Окатова и Алиса Окатова воплощают в жизнь городскую мистику.
«Мистические встречи в Большом городе» – тема 2-го Московского городского конвента «Проксима Центавра». Организаторы конвента с самого начала хотели привнести в мероприятие что-то интересное, отличное от других, чтобы участники не просто посетили очередной фестиваль, но получили впечатления, если можно так выразиться, эксклюзивные. Первый день фестиваля начался с экскурсии на киностудию «Мосфильм». Писатели увидели коллекцию ретроавтомобилей, декорации к фильмам, узнали, как создаются костюмы и сложный грим, а также увидели, насколько огромна территория киноконцерна. Сейчас многих авторов интересует возможность перенесения текста их книг в визуальное пространство. Экскурсия продемонстрировала кинематографическую кухню, современные способы съемок. И дальнейшая программа показала, что писателям эта информация весьма полезна.
В этом году конвент «Проксима Центавра» проходил совместно с юбилейным, 10-м международным форумом «Гуманитарные индустрии», лозунгом которого стала фраза «Жить в мире». Участникам из других стран пришлось принимать участие в мероприятии заочно, но реалии сегодняшнего дня не сумели испортить общего впечатления. Открыл фестиваль Сергей Бабурин, президент Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, председатель Международного славянского совета. Он не в первый раз обращается к писателям, подчеркивая ту роль, которую они играют в общественной жизни России.
Кроме того, в первый день фестиваля «Проксима Центавра» выступили писатели Дмитрий Володихин, Виктория Балашова, Сергей Волков и другие деятели культуры. Среди выступавших был и Дмитрий Белов, активно занимающийся раскопками, поисковой работой на местах ожесточенных боев во время Великой Отечественной войны. Жить в мире – это значит учиться на уроках прошлого, не забывать о той цене, которую заплатили наши предки за победу. Вместе с Беловым уже выезжают на раскопки российские писатели. Визуализация прошлого? Конечно. Написать правдивую историю – это значит сначала ее увидеть, прочувствовать и пережить.
Итак, второй день фестиваля. Днем участники смогли поприсутствовать на мастер-классах. И если первый семинар, проведенный Сергеем Волковым, был посвящен анализу произведений, присланных на конкурс рассказов, то второй мастер-класс познакомил участников с основными правилами написания сценария. Семинар «От идеи к сценарию. Сюрпризы и риски» проводил писатель и сценарист, соавтор сценария фильма «Балканский рубеж» Иван Наумов. Надо отметить, что Сергей Волков также известен по фильмам, снятым по его сценариям, – сериалы «Домик у реки», «Великая», полнометражные картины «Робо», «Непрощенный» и др. Поэтому неудивительно, что он присутствовал на семинаре коллеги и дал несколько комментариев от своего имени. Мастер-классы прошли в Зверевском центре современного искусства, где все участники смогли также ознакомиться и с экспозицией новой выставки. Завершился этот этап фестиваля поэтическими чтениями. Остроумными строками в числе прочих порадовала собравшихся одна из организаторов «Проксимы» Ирина Кулагина.
После мастер-классов фестиваль переехал в Дом журналиста – знаменитый Домжур, где второй год подряд только для участников конвента проводится киносеанс. Однако на этот раз это был не просто показ фильма, но и показ буктрейлеров, коротких видеороликов, которые по задумке должны помогать продвижению книг. На «Проксиме» прошел соответствующий конкурс. Да, писателям приходится искать разные способы донесения информации о своей книге до читателя. И нынче буктрейлеры в качестве визуальной поддержки, как альтернатива привычной аннотации к книге, выходят на первый план. Зрители увидели восемь видеороликов, каждый из которых демонстрировал собственный подход к вопросу: слайды, отрывки из интервью, анимация, постановочные кадры – это лишь небольшой перечень того, что использовали создатели буктрейлеров в своих работах. Сразу становилось ясно, хочется ли после просмотра начать читать книгу, что мешает или, напротив, помогает продвижению произведения. Еще один актуальный вопрос, обсуждавшийся после просмотра, – как использовать буктрейлеры, как обеспечить высокий процент их просмотра. Писательница Марина Линник, давно и весьма успешно снимающая буктрейлеры к своим книгам, сразу сказала, насколько успешно они помогают ей во время презентаций. Наш мир – это мир визуального восприятия. И от этого уже никуда не уйти. Демонстрируя видеоряд, а не только рассказывая о книге, автор имеет великолепную возможность привлечь внимание потенциального читателя.
Владимир Васильев получает памятную медаль имени Василия Звягинцева из рук его сына. Фото Тамары Антипиной |
Номинации фестиваля «Проксима Центавра» включали в себя «Большую Проксиму», вручаемую за произведения, вышедшие в текущем году (Марина Линник, Владимир Голубев за книги о Великой Отечественной войне, Милена Завойчинская и Сергей Сизарев); дипломы за лучший женский и мужской образы (Полина Матыцына и Тимур Максютов); номинацию «Лучший редактор» (Мария Залесская, заместитель главного редактора издательства «Молодая гвардия»), номинацию «Лучшая обложка» (Татьяна Глущенко за серию книг «Кот и Мурлик» и Кирилл Судаков за хорошо известную читателям «НГ-EL» серию книг «Моремания»), гуманитарную награду за активную общественную деятельность в области литературы (Дмитрий Байкалов).
Награды распределились между двумя днями конвента – открытием и закрытием фестиваля. Перед официальной частью закрытия уже традиционно прошел конкурс костюмов. Участники (писательницы Марина Линник, Александра Окатова, Елена Солодова и самый юный литератор Алиса Окатова) не просто подготовили для фотосессии костюмы, но и реквизит. Пространство для съемок предоставил клуб «Колесо времени», одно название которого сразу настраивало на фантастический, мистический лад. Визуализация книги произошла и здесь: Елена Солодова представляла будущему читателю «кадры» из своего романа «Черный престол».
На закрытии фестиваля дипломы получили участники конкурса рассказов. Первое место совершенно справедливо получила 11-летняя Алиса Окатова, Сергей Волков подчеркнул, что вовсе не делал поправки на юный возраст участницы. Также лауреатами стали Марина Брагина, Марина Линник, Александра Окатова, Ольга Камарго (Дьяченко). Среди заочных участников нельзя не отметить Александру Тарасову, которая не просто прислала на конкурс рассказ, но и добавила к нему фотографии в образе чумного доктора, «который, – как написала Александра, – работает из дома, но это не мешает ему делать зелья, читать справочники и вести записи». Кроме того, во время закрытия авторы получили призы и за участие в совместных проектах творческого объединения СКОЛ с издательствами Израиля и Крыма. Эти совместные проекты призваны познакомить читателей с творчеством авторов из разных стран и регионов. Оба сборника посвящены поэту Саше Черному, а призом является статуэтка «Рукопожатие», как нельзя лучше иллюстрирующая суть проекта. Гран-при получили Юрий Быков, Марина Линник и Полина Матыцына.
Кино и книга идут навстречу друг другу, слово соединяется с визуальным образом – это в прямом смысле наглядно показал 2-й Московский городской конвент «Проксима Центавра». Несмотря на реалии сегодняшнего дня, даже заочные участники смогут увидеть, как проходили мероприятия фестиваля. Современные способы передачи информации вполне помогают это сделать: фотографии, видеозаписи мастер-классов, видеоролики дают возможность не чувствовать себя в отрыве от текущих литературных процессов.
комментарии(0)