Неудавшийся гимназист, рядовой, таможенник, студент, журналист, поэт, прозаик, детский писатель Саша Черный. Фото начала ХХ века из журнала «Огонек» |
Первое сатирическое стихотворение «Чепуха» от имени Саши Черного увидело свет в журнале «Зритель» в ноябре 1905 года:
Трепов – мягче сатаны,
Дурново – с талантом,
Нам свободы не нужны,
А рейтузы с кантом.
Сослан Нейдгарт в рудники,
С ним Курлов туда же,
И за старые грехи –
Алексеев даже…
Монастырь наш подарил
Нищему копейку,
Крушеван усыновил
Старую еврейку…
Взял Линевич в плен спьяна
Три полка с обозом…
Умножается казна
Вывозом и ввозом.
Разорвался апельсин
У Дворцова моста…
Где высокий гражданин
Маленького роста?
Сатира, особенно политическая, – вещь на злобу дня: то, что вчера казалось смешным, сегодня вызывает недоумение и требует пояснений. А, как говаривала незабвенная Гиппиус, если надо объяснять – то не надо объяснять. Особенно это касается стихов. Любитель истории еще, возможно, вспомнит, что упомянутые в стихотворении Трепов и Дурново – товарищ министра внутренних дел и министр внутренних дел соответственно. Догадается, что разорвавшийся апельсин – это бомба. А вот кто такие Нейдгардт, Курлов, Алексеев, Крушеван, Линевич – здесь уже только интернет в помощь. Да и в целом стихотворение едва ли вызовет сегодня у кого-то улыбку, не говоря о гомерическом хохоте. А вот на современников оно произвело сильное впечатление. Настолько сильное, что после его публикации журнал «Зритель» закрыли. Хотя оставались другие издания – «Журнал», «Альманах», «Маски»… Как отмечал Корней Чуковский, «получив свежий номер журнала, читатель прежде всего искал в нем стихи Саши Черного».
Но если бы Гликберг-Черный писал только о сиюминутном – кто, кроме узких специалистов, сейчас помнил о нем? Его сатира, его ирония и юмор затрагивают «вечное», общечеловеческое и потому читаемы до сих пор:
Дурак рассматривал картину:
Лиловый бык лизал моржа.
Дурак пригнулся, сделал мину
И начал: «Живопись свежа...
Идея слишком символична,
Но стилизовано прилично».
(Бедняк скрывал сильней всего,
Что он не понял ничего.)
Или:
Ревет сынок. Побит за двойку
с плюсом,
Жена на локоны взяла
последний рубль,
Супруг, убитый лавочкой
и флюсом,
Подсчитывает месячную
убыль.
Кряхтят на счетах жалкие
копейки…
Или вот:
Повеса пришел к поэтессе.
В полумраке дышали духи,
На софе, как в торжественной
мессе,
Поэтесса гнусила стихи:
«О, сумей огнедышащей лаской
Всколыхнуть мою сонную
страсть.
К пене бедер, за алой подвязкой
Ты не бойся устами припасть!
Я свежа, как дыханье левкоя,
О, сплетем же истомности
тел!..»
Продолжение было такое,
Что курчавый брюнет
покраснел.
Животные были не только героями его произведений, но и соавторами. Фото 1926 года из книги Виктории Миленко «Саша Черный: Печальный рыцарь смеха» |
К тому же не сатирой единой жил Саша Черный, но и лирикой:
Есть горячее солнце, наивные
дети,
Драгоценная радость мелодий
и книг.
Если нет – то ведь были, ведь
были на свете
И Бетховен, и Пушкин, и Гейне,
и Григ...
Есть незримое творчество
в каждом мгновеньи –
В умном слове, в улыбке,
в сиянии глаз.
Будь творцом! Созидай
золотые мгновенья –
В каждом дне есть раздумье
и пряный экстаз...
Бесконечно позорно в припадке
печали
Добровольно исчезнуть,
как тень на стекле.
Разве Новые Встречи уже
отсияли?
Разве только собаки живут
на земле?
Если сам я угрюм,
как голландская сажа
(Улыбнись, улыбнись
на сравненье мое!),
Этот черный румянец – налет
от дренажа,
Это Муза меня подняла
на копье.
Если лучшие будут бросаться
в пролеты,
Скиснет мир от бескрылых
гиен и тупиц!
Полюби безотчетную радость
полета...
Разверни свою душу до полных
границ.
Есть еще острова одиночества
мысли –
Будь умен и не бойся на них
отдыхать.
Там обрывы над темной водою
нависли –
Можешь думать... и камешки
в воду бросать...
А вопросы... Вопросы не знают
ответа –
Налетят, разожгут
и умчатся, как корь.
Соломон нам оставил два
мудрых совета:
Убегай от тоски и с глупцами
не спорь.
Кстати, о детях: с ними, не имея своих собственных, Черный чувствовал себя на равных. Может быть, потому что, по его признанию, у него не было детства? «Детство, яркая, пестро окрашенная заглавная буква, вырвана из длинных строк моего бытия!» Для маленьких читателей Черный сочинял стихи и прозу, выпустив такие книги, как «Детский остров», «Сон профессора Патрашкина», «Кошачья санатория», «Румяная книжка», «Дневник фокса Микки»: «Вчера весь день пролежал под диваном, даже похудел. Все хотел одну такую штучку сочинить. Придумал – и ужасно горжусь.
По веранде ветер дикий
Гонит листья все быстрей.
Я веселый фоксик Микки,
Самый умный из зверей!
Замечательно! Сочинил и так волновался, что даже не мог обедать. Подумайте! Это первые в мире собачьи стихи, а ведь я не учился ни в гимназии, ни в «цехе поэтов»…» «Он хоть взрослый, но совсем такой, как вы// Это ваш слуга покорный,/ Он зовется «Саша Черный»…/ Почему? Не знаю сам», – сказано в стихотворении «Детям о поэтах».
Хотя, по словам критика, беллетриста и пародиста Александра Измайлова, Саша объяснял псевдоним так: «Нас было двое в семье с именем Александр. Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей «литературы» что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем». Но скорее всего это шутка – либо Измайлова, либо самого автора, поскольку среди детей одесского провизора Менделя Гликберга Александр был только один, а его братьев и даже сестер звали иначе.
Ради поступления в гимназию Александра крестили, но учебе это не помогло: в 15 лет убежал из дома от деспота-отца, попрошайничал. Родственники устроили в петербургскую гимназию, но и оттуда его отчислили. В Сашиной судьбе, узнав его историю из газеты, принял участие чиновник из Житомира Константин Роше, взявший юношу в свою семью. Сам Роше любил стихи, что повлияло и на будущего поэта. Дальнейшие вехи биографии – служба в учебной команде, работа на таможне, переезд в Петербург (где и началась литературная судьба), учеба в Германии в университете, возвращение в Россию. В Первую мировую – служба при полевом лазарете: «В коридоре длинный хвост носилок.../ Все глаза слились в тревожно-скорбный взгляд, –/ Там, за белой дверью, красный ад:/ Нож визжит по кости, как напилок, –/ Острый, жалкий и звериный крик/ В сердце вдруг вонзается, как штык...» После революции – эмиграция: Литва, Германия, Италия, потом – Франция, где Черный и прожил до конца дней. Возглавлял сатирическо-юмористический отдел парижского еженедельника «Иллюстрированная Россия», много писал сам и издавался. В конце 1920-х построил дом на юге Франции, куда приезжали русские эмигранты – писатели, музыканты, художники. А умер вскоре после того, как помогал соседу тушить пожар: не выдержало сердце. Где находится могила – точно неизвестно: когда в 1961 году скончалась Сашина вдова, его многолетний тыл Мария Васильева, за место на кладбище Ле-Лаванду стало некому платить. Правда, в 1978-м там установили мемориальную доску с на двух языках – русском и французском: «Поэту и писателю Саше Черному 1880–1932 с любовью русские во Франции». С любовью, которая необходима поэтам и писателям после смерти не меньше, чем при жизни.
комментарии(0)