0
13682
Газета Главная тема Печатная версия

08.07.2020 20:30:05

Их мысли заполнят твое тело

К 980-летию с того дня, когда леди Годива обнаженной проскакала по городу на коне

Тэги: леди годива, англия, искусство, кино, живопись, религия, политика, сальвадор дали, борис гребенщиков, илья кормильцев, наутилус помпилиус, ню, стриптиз, эротика


леди годива, англия, искусство, кино, живопись, религия, политика, сальвадор дали, борис гребенщиков, илья кормильцев, «наутилус помпилиус», ню, стриптиз, эротика Опущенная голова, потупленный взгляд – весь облик выражает кротость, стыдливость и смирение. Джон Кольер. Леди Годива. 1898. Художественная галерея и музей Герберта, Ковентри

Мой аккаунт на Facebook заморозили. А я всего-навсего сделала репост видеоролика, где испанки из Валенсии бегут по улицам города голые. Под видео была подпись, что якобы испанские женщины протестуют против карантина. Оказалось – дезинформация. Как пишут на сайте «Русская Испания», «более 1300 мужчин и женщин обнажились и вышли на улицы испанской Валенсии для участия в массовой фотосессии, которую организовал знаменитый фотограф из Нью-Йорка Спенсер Туник. Люди разделись во имя искусства и расширения прав и возможностей женщин». И вот какая интересная история получается. По Библии, Бог создал Адама и Еву обнаженными, не придумывал для них прикрывающих тряпочек (фиговые листики пуритане ввели позже). Культура обнаженного тела существовала и существует во многих традициях, да что там – и сейчас в Сети, если захочешь, можно найти его во всех видах. И, учитывая вышесказанное, поражает факт – насколько сильным во все времена остается эффект обнаженного тела, шокирующего толпу, – настолько, что люди сегодня, как много лет назад, с помощью его демонстрации могут решать социальные, политические и другие проблемы. Ну, если не решать, то по крайней мере пытаться это делать. Взять хотя бы украинское женское движение Femen, получившее известность своими эпатажными акциями.

К чему я это все? Да к тому, что 10 июля, необычный юбилей – 980 лет с того дня, когда англосаксонская графиня Годива (990–1067 ), жена графа Мерсии Леофрика (980–1057), по легенде, проехала обнаженной по улицам города Ковентри в Англии ради того, чтобы ее супруг снизил непомерные налоги для своих подданных. Чрезвычайно популярная легенда, всесторонне отраженная в литературе, живописи, театре, музыке и кино. Еще бы! Разве это не прекрасное, не сексуальное зрелище, когда красивая обнаженная женщина скачет на коне по безлюдному городу, – как мы помним, горожане, которые любили набожную графиню и оценили ее самоотверженный поступок, в момент «перформанса» попрятались по домам и закрыли ставни, чтобы взглядами не оскорбить ее стыдливость и чистоту. Лишь один человек – это уже из позднейших «наслоений», – «Подглядывающий Том» (англ. Peeping Tom) не удержался и подглядел в щель, но как только он увидел обнаженную Годиву, сразу ослеп. Персонаж был порожден ошибкой – в 1586 году совет Ковентри заказал Адаму ван Ноорту картину с эпизодом легенды, и тот, помимо всадницы, изобразил также Леофрика, смотрящего на жену из окна: население ошибочно приняло графа за подглядывающего горожанина.

Мы знаем еще и то, что красивейшая легенда не подтверждена историческими фактами. Во-первых, жизнь Леофрика и Годивы описана в сохранившихся хрониках, и там подобный факт отсутствует. Во-вторых, Годива вступила с Леофриком в брак до 1010 года и, следовательно, к 1040 году была по средневековым меркам довольно пожилой женщиной. В-третьих, Леофрик построил бенедиктинский монастырь, и Ковентри из маленького поселения превратился в крупный город: маловероятно, что его жители изнывали от налогов.

Но тут хочется воскликнуть: даже если этого не было в действительности, это стоило бы придумать! И выдумщик нашелся. Монах бенедиктинского аббатства Святого Альбана Роджер Вендоверский, впервые упомянувший в своей хронике эту историю, по слухам, был завистником богатства Ковентри. Выходит так: желая опозорить графиню, он добился обратного результата – прочно вписал ее имя в анналы истории и памятники искусства. Точных мотиваций этого человека мы уже не узнаем, но монах определенно был не лишен чувства красоты и литературного таланта.

Одним из первых описал легенду о леди Годиве поэт-сентименталист Альфред Тениссон, на русский язык стихотворение переложил Дмитрий Минаев, затем Иван Бунин: «Потом она поспешно поднялась/ Наверх, в свои покои, расстегнула/ Орлов на пряжке пояса – подарок/ Сурового супруга – и на миг/ Замедлилась, бледна, как летний месяц,/ Полузакрытый облачком... Но тотчас/ Тряхнула головой и, уронивши/ Почти до пят волну волос тяжелых,/ Одежду быстро сбросила, прокралась/ Вниз по дубовым лестницам – и вышла,/ Скользя, как луч, среди колонн, к воротам,/ Где уж стоял ее любимый конь,/ Весь в пурпуре, с червонными гербами// На нем она пустилась в путь – как Ева/ Как гений целомудрия. И замер,/ Едва дыша от страха, даже воздух/ В тех улицах, где ехала она./ Разинув пасть, лукаво вслед за нею/ Косился желоб. Тявканье дворняжки/ Ее кидало в краску. Звук подков/ Пугал, как грохот грома. Каждый ставень/ Был полон дыр. Причудливой толпою/ Шпили домов глазели. Но Годива,/ Крепясь, все дальше ехала».

25-9-4350.jpg
Здесь леди, пожалуй, больше напоминает
Саломею. Жюль-Жозеф Лефевр. Леди Годива.
1891.  Музей Пикардии, Амьен
Надо сказать, активисткам Femen, или концептуальным художницам, или стриптизершам гораздо проще сегодня обнажиться на людях: понятно, что наше общество в значительной степени раскрепостилось. А для Годивы (и это подчеркивается везде) это был тяжелый самоотверженный поступок. Скажем, в мультфильме белорусского режиссера Ирины Кодюковой «Легенда о леди Годиве» (2004), да не сочтут это кощунством, образ Годивы трактуется фактически как образ святой. Даже возникает ассоциация с образом Христа, въезжающим на ослике в Иерусалим. Впрочем, как у всякой легенды, осмысляемой по-разному, тут есть и другой полюс. Предложение Леофрика Годиве обнажиться вполне могло быть эротической фантазией графа. Почему бы и нет? В сюжете «Подглядывающего Тома» явлена тема вуайеризма. (Ситуация, впрочем, отрезвляется моментом ослепления: как мы помним из античной мифологии, смертный не мог лицезреть бога, его постигала кара, а значит, в сюжете налицо обожествление Годивы.) Возможно, кто-то и саму Годиву представляет не такой уж святошей. Если на картинах Эдмунда Лейтона, Джона Кольера и Войцеха Коссака подчеркнуты кротость, смирение и стыдливость – опущенная голова, потупленный взгляд, старание закрыть наготу волосами, то на картине Жюля-Жозефа Лефевра выражение лица Годивы скорее сходно с лицом Саломеи во время танца семи покрывал.

Скорее всего благодаря этой мерцающей дихотомии «святая – бесстыдница» образ был и остается популярным. Не удивлюсь, если кто-то из авторов XX века усадил Годиву на мотоцикл – железный аналог коня и такой же эротический символ. Начать с того, что сами жители Ковентри изначально взяли на вооружение эту легенду. В 1678 году было учреждено ежегодное празднование в честь Годивы. Карнавал, посвященный Годиве, проводят и сегодня – с музыкой, песнями, фейерверком. Участники в костюмах XI века шествуют от руин кафедрального собора по маршруту леди Годивы. Проводится конкурс на лучшую Годиву: непременное условие для участниц – длинные золотистые волосы. В 1949 году в центре города установили памятник Годиве (скульптор Уильям Рейд Дик). Как упомянуто выше, сюжет леди на коне просто-таки рассыпан по мировому искусству. Героиня романа Александра Грина «Джесси и Моргиана» осмысляет Годиву как «гения целомудрия», размышляя о том, что современники-то были более деликатны, загородившись ставнями, а нынешняя публика не стесняясь созерцает графиню на художественном полотне. Образ Годивы вдохновлял Сальвадора Дали. В 1911 году итальянский композитор Пьетро Масканьи создал оперу «Изабелла», в основу которой легла легенда о Годиве. Тогда же сняли первый фильм о Годиве: главную роль сыграла Джулия Суэйн Гордон. Еще один фильм «Леди Годива из Ковентри» режиссера Артура Любина вышел в 1955 году. В 1933 году на Всемирной выставке в Чикаго киноактрису и стриптизершу Салли Рэнд арестовали за номер «Леди Годива»: она скакала на лошади по улицам в одежде, создававшей иллюзию обнаженного тела. Кстати, это было политической акцией: номер был задуман как пародия на богатых дам из высшего общества, тратящих огромные суммы на наряды.

Отголоски легенды, аллюзии можно перечислять бесконечно. Песни о Годиве есть у британского дуэта «Питер и Гордон» группы «Бони М», Годива упоминается в хите группы Queen «Don’t stop me now…». В стихотворении Иосифа Бродского «Литовский ноктюрн: Томасу Венцлова (1974)» читаем: «В полночь всякая речь/ обретает ухватки слепца./ Так что даже «отчизна» на ощупь – как Леди Годива». Трудно сказать, конечно, как великий русский поэт осязал леди Годиву, но надо понимать: гению доступно многое. Если говорить о русской рок-поэзии, сразу всплывают строки из песни Бориса Гребенщикова «Сталь»: «Ну а ежели кто не еще, а уже,/ И душа как та леди верхом в неглиже,/ То Вергилий живет на втором этаже,/ Он поделится с ним подаяньем». Несомненна отсылка к Годиве в песне группы «Наутилус Помпилиус» на стихи Ильи Кормильцева: «ну! разденься!/ выйди на улицу голой,/ и я подавлю свою ревность/ если так нужно для дела,/ разденься!/ пусть они удивятся/ пусть делают вид, что не видят тебя/ но им ни за что не забыть,/ их мысли заполнит твое тело/ разденься!»

Не удержусь, и процитирую себя и коллег из «НГ-EL». Например, хочется вспомнить стихотворение Евгения Лесина «Памяти Фибоначчи»: «Я хотел немного пива./ Ты хотела шоколадку./ Ты прекрасна, как Годива./ Только где твоя лошадка?// И пускай сейчас не лето./ Жаль не то, что ты болтлива./ Жаль, что ты была одета/ По-другому, чем Годива». Или такая строфа: «Расцветать всем народам на диво./ И уже наяву, не во сне,/ Въедет в Кремль обнаженной Годивой/ Сара Пэйлин на белом коне». Ваша покорная слуга тоже внесла скромный вклад: «Отдаться инфинитиву,/ Как бесполому диву,/ Держаться за гриву,/ Изображать Годиву./ Убрать прочь убранство/ Отсечь меч пуританства/ В дирижабле транса/ Лететь в пространство».

В общем и целом по поводу легенды о леди Годиве и ее юбилея хотелось бы понадеяться: как же будет прекрасно, если человечество рано или поздно осознает, что в обнаженном теле нет ничего ужасного и постыдного. Главное тут – научиться отделять духовную и внешнюю красоту от гадости и пошлости.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Олег Никифоров

Политикам не хватает времени на подготовку к досрочным выборам

0
593
Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Граждане и сами не стремятся повышать уровень образования, и работодателям это не интересно

0
663
Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
688
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
717

Другие новости