На экране Людмила Улицкая, за роялем – Полина Осетинская.
В минувший понедельник закончил работу шестой книжный фестиваль «Красная площадь». За три дня – с 6 по 8 июня – его посетили, как утверждается, более 15 тыс. гостей. Конечно, это совсем не то, что в прошлые годы. Многие авторы и издатели отказались участвовать в фестивале, в том числе и опасаясь за здоровье своих сотрудников и читателей. И все-таки фестиваль состоялся.
Карантин, который раньше стыдливо называли «Болдинская осень» и связывали только с холерой и Александром Пушкиным, а теперь гордо именуют самоизоляцией, коснулся всех, изменил все. Писатели засели за романы, критики – за чтение. Все вспомнили Понтия Пилата и стали умывать руки. Перчатки и маски раньше носили взломщики и грабители, а теперь надели все, даже честные граждане. Но карантин не может длиться вечно, тем более что летом хочется на природу, а избирателей, конечно же, тянет голосовать. Америка и Европа путем погромов борются с расизмом, им там как-то не до литературы. А тут…
А тут решили, что если и проводить первое в мире массовое мероприятие в период борьбы с коронавирусом (а фестиваль «Красная площадь», похоже, как раз такой и есть), то начинать лучше с писателей и книжников. Не потому, что их не жалко, и не потому, что они самые крепкие и здоровые. А потому, что Россия – страна литературоцентричная, к тому же и день рождения упомянутого уже выше Александра Сергеевича подоспел.
Что ж, фестиваль так фестиваль, Красная площадь так Красная площадь, книги так книги.
«Важный и столь долгожданный литературный праздник, приуроченный к дню рождения Александра Сергеевича Пушкина и Дню русского языка, состоится вопреки всем невзгодам, – заметил, анонсируя мероприятие неделю назад, председатель оргкомитета по проведению книжного фестиваля «Красная площадь», советник президента России Владимир Толстой. – Фестиваль станет первым большим культурным событием в мире, который еще только начал возвращаться к нормальной жизни после пандемии. Уверен, что сегодня подобный литературный марафон станет радостным событием абсолютно для всех».
А ведь сомнения были до последнего…
И писатели, что уж тут говорить, народ не самый молодой. Не спортсмены все-таки, не гимнастки. И само место (как, впрочем, и в прошлые годы) не всех устраивает. В интернете развернулась целая дискуссия: кто пойдет, а кто не пойдет на Красную площадь и почему. Некоторые даже утверждали, что пойдут только в том случае, если их приведут. Впрочем, тогда это будет уже не приход, а привод.
Посетители фестиваля послушно соблюдали социальную дистанцию. |
Писатель Евгений Водолазкин, который принял участие в фестивале, подключившись онлайн, заметил: «У русской литературы исторически особые отношения с карантином. Неудивительно, что именно литература нынешний карантин сняла и открыла Москву».
Организаторам пришлось применить максимальные меры безопасности: каждый желающий посетить Красную площадь должен был заранее на сайте фестиваля заказать бесплатный билет с указанием ограниченного времени. Для тех же, кто предпочел остаться дома, была возможность посетить фестиваль виртуально. Была организована постоянная онлайн-трансляция со всех семи основных площадок: «Главной сцены», «Художественной», «Детской», «Библиотеки», «Нон-фикшен», «Истории отечества», «Москва – литературный мегаполис». Кроме того, многие авторы и издатели также выступали виртуально, по трансляции. Помимо этого на сайте фестиваля можно было увидеть большое количество видеоматериалов, записанных заранее.
Посетив фестиваль в первые часы его работы, глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский заметил: «Это фестиваль надежды. Надежды на возвращение к прежней жизни, надежды на возрождение издательской отрасли». Приветствие участникам и гостям «Красной площади» направил премьер-министр РФ Михаил Мишустин: «Интерес к вашему фестивалю не случаен, ведь, как справедливо заметил Константин Паустовский, человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги».
Вот уже в четвертый раз первым событием фестиваля стала церемония вручения премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых писателей и поэтов. В этом году произведения на конкурс прислали 2312 соискателей со всего мира, пишущих на русском языке. Жюри, возглавляемое поэтом и прозаиком Тимуром Кибировым, распределило места следующим образом. В номинации «Поэзия» 1-е место заняла Александра Шалашова с книгой «Инанна спускается в ад», 2-е место у Евгении Ульянкиной с книгой «Такое дело космос», 3-го места удостоен Борис Пейгин с подборкой стихотворений. Победители в номинации «Проза»: 1-е место – Ринат Газизов с книгой «Отправление», на 2-м месте Сергей Кубрин и его «Мирный житель», 3-е место у Екатерины Какуриной («Маркетолог от Бога»).
Как всегда, на фестивале было много поэзии, о ней много говорили. Прозвучал рассказ о доме-музее «Полторы комнаты» Иосифа Бродского в Санкт-Перербурге. Актриса Юлия Рутберг показала авторскую поэтическую программу «13 вопросов к Ахматовой». Молодые актеры прочитали стихи современных поэтов…
Прозаик Евгений Водолазкин считает, что у русской литературы особые отношения с карантином. Скриншоты трансляций |
Необычный полувиртуальный формат фестиваля позволил найти новые формы интеллектуального общения. Так, находясь на Главной сцене Красной площади, прозаик Андрей Геласимов в прямом эфире провел дискуссию с коллегой из Франции Фредериком Бегбедером. Писатель рассказал, что осенью на русском языке выходит его новый роман, причем на обложке книги нет заголовка, лишь плачущий от смеха смайлик. «Это новый язык, который замещает старый, – объяснил Бегбедер. – Этот популярный символ заменил название книги. Если выражать название словами, то книгу можно было бы назвать «Человек, который умер от смеха». Кроме того, в книге есть глава, которая состоит только из смайликов и эмодзи, но она не самая моя любимая, я такой олдскульный писатель».
Так же необычно прошла читка пьесы Евгения Водолазкина «Сестра четырех», написанной им за время самоизоляции: первую часть с экрана декламировал сам автор, вторую – актриса театра и кино Алиса Хазанова, находящаяся на Главной сцене фестиваля.
Еще оригинальнее получился дуэт писательницы, сценаристки Людмилы Улицкой и пианистки Полины Осетинской. Писательница с экрана прочитала рассказы из своего сборника «О теле души. Пограничные разговоры», а пианистка со сцены «вживую» исполнила сочинения Иоганна Себастьяна Баха, Леонида Десятникова, Петериса Васкса, Доменико Скарлатти и Айвара Калейса.
Многие мероприятия фестиваля были устремлены в будущее, полны надежд. Частично «вживую», а частично в записи прошел круглый стол «Глобальные тренды современной мировой литературы и моделирование образа будущего мира», организованный комитетом по литературе Ассамблеи народов России. Об образе будущего, представленном в новом романном цикле «Аркада», говорил писатель-фантаст Вадим Панов…
В работе 6-го книжного фестиваля «Красная площадь» также приняли участие Григорий Служитель, Дмитрий Быков, Андрей Макаревич, Андрей Рубанов, Инга Кузнецова, Виктор Куллэ, Виктор Ерофеев, Дмитрий Воденников и многие другие.
комментарии(0)