0
6650
Газета Главная тема Печатная версия

16.05.2019 00:01:05

Премия «Независимой газеты» «Нонконформизм» выполнила свою задачу и закрывается

Не видно глыб

Тэги: литература, премии, нонконформизм, егор радов, мамлеев, проза, поэзия, память


(литература, премии, нонконформизм, егор радов, мамлеев, проза, поэзия, память) Лауреат премии «Нонконформизм-2014» Юрий Мамлеев. Фото Павла Сарычева

Итак, свершилось. Каждый год начиная с 2010-го в мае на страницах «НГ-EL» появлялся список финалистов нашей премии «Нонконформизм». В начале июня мы объявляли победителей в номинациях «Нонконформизм-судьба», «Нонконформизм-поступок» и «Нонконформизм-спецноминация». Но сейчас нам как истинным последователям нонконформизма пришло время нарушить традицию. Поскольку традиции, какими бы хорошими они ни были, имеют отношение к косности, консерватизму и, не побоимся этого слова, рутине.

Итак… Впрочем, не будем рубить сплеча. Сначала совершим экскурс в историю. Прильнем к истокам, вспомним, как все начиналось. Инициатором создания премии стал главный редактор «НГ» Константин Ремчуков, а вдохновителем, идейным мотором – бывший сотрудник «НГ-EL» Михаил Бойко. А дальше, как в рассказе Аркадия Аверченко про муху Лидию, всe заверте… Было сформировано жюри во главе с Константином Ремчуковым из сотрудников «НГ-EL» Михаила Бойко (позже ему на смену пришла Елена Семенова), Евгения Лесина, Ольги Рычковой, Алисы Ганиевой и Андрея Щербака-Жукова. Учреждены номинации. И начался ежегодный премиальный цикл: отбор текстов в номинации «Поступок», нелегкий выбор кандидатов в остальных двух номинациях, жаркие споры жюри, торжественное объявление финалистов и победителей, вручение им на торжественной церемонии статуэток абиссинских кошек (это животное за гордую независимость выбрано премиальным символом), памятных дипломов.

Кстати, о победителях – лауреатах «Нонконформизма», которых уже почти 30 человек. Каждый из них достоин упоминания, так что напомним их имена. В номинации «Нонконфомизм-судьба» награждались Алина Витухновская (2010), Игорь Яркевич (2011), Зуфар Гареев (2012), Мирослав Немиров (2013), Юрий Мамлеев (2014), Александр О’Шеннон (2015), Слава Лён (2016), Мариэтта Чудакова (2017), Владимир Герцик (2018). В конкурсе «Нонконформизм-поступок» побеждали Александр Никонов (2010), Алексей Цветков (мл.) (2011), Наталья Рубанова (2012), объединение «Общество зрелища» в составе Алексея А. Шепелёва и Александра Фролова (2013), Андрей Бычков (2014), Олег Разумовский (2015), Дмитрий Данилов (2016), Александра Николаенко (2017), Андрей Чемоданов (2018). На первой премиальной церемонии Константин Ремчуков сделал всем сюрприз, объявив спецноминацию, в которой награждены были Евгений Лесин (2010), Егор Радов (посмертно, 2011), Михаил Сапего (2012), Всеволод Емелин (2013), Владимир Покровский (2014), Александр П. Тимофеевский (2015), Анатолий Ким (2016), Сергей Жариков (2017) и Виктор Гоппе (2018).

16-9-2_b2.jpg
Лауреат премии «Нонконформизм-2018» Владимир Герцик.
 Фото Елены Семеновой
За эти годы было много яркого и зрелищного – и тексты победителей и финалистов (последние зачастую не уступали лауреатам), и премиальные церемонии (кто-то из награждаемых пел, кто-то кричал «Ура премии «Нонконформизм», кто-то в экстазе рвал на груди футболку, а член жюри Елена Семенова не раз возбуждала всех своим дресс-кодом «18+», используя экстравагантные наряды и аксессуары вроде плетки-арапника и лифчика из листьев лавра).

Были и горькие моменты: некоторых лауреатов – Владимира Герцика (1946–2019), Юрия Мамлеева (1931–2015), Мирослава Немирова (1961–2016) – уже нет в живых. В 2015 году в день проведения премиальной церемонии внезапно пришло известие о смерти финалиста того года, писателя Николая Климонтовича. В общем, мы и пели, и плясали, и скорбели. И дарили абиссинских немурлыкающих кошек. А член жюри Елена Семенова во время одной из церемоний даже падала с потолочной балки на голову журналиста и отца режиссера Валерии Гай Германики Игоря Дудинского практически в костюме Евы. 

Так вот, пришел черед объявить, что премия «Нонконформизм»… завершается. На вопрос «почему?» ответим прямо: по нашему мнению, все достойные нонконформисты награждены. И сейчас на горизонте не видно таких глыб, таких матерых человечищ, как Юрий Мамлеев. А «мельчить», длить премиальный процесс только для того, «чтобы было», не хотелось бы. Иначе вырождение неминуемо: примеры  известны. Так что организаторы пришли к единому мнению: уходить надо вовремя. Премия «Независимой газеты» «Нонкоформизм» выполнила свою задачу и закрывается. Но на прощание скажем несколько добрых слов о уже упомянутых лауреатах премии «Нонконформизм-судьба», которые ушли в мир иной в годы существования премии. О Владимире Герцике, о Юрии Мамлееве, о Мирославе Немирове.

Что сказать о Мамлееве. Прежде всего он классик. Писатель первого ряда, фигура, непонятая до сих пор. Мамлеев удивителен еще и тем, что всегда и всюду шел, так сказать, наперекор. В советское время он не любил советскую власть. Живя в эмиграции, критиковал Запад. Вернувшись в Россиию, начал строить свою Россию, Россию вечную. Построил он ее? Нет, конечно, да это и невозможно в принципе. А вот целое поколение писателей воспитал. И читателей. Его значение и влияние еще только предстоит осознать.  Мамлеев и так очень известен, так что не будем о нем много говорить, лучше чуть подробнее скажем о двух других наших лауреатах. О писателях не менее ярких, но все-таки чуть менее известных. 

16-9-1_b3.jpg
Лауреат премии «Нонконформизм-2013»
Мирослав Немиров.
 Фото Екатерины Богдановой
Редко кому так подходит премия «Нонконформизм-судьба», как поэту личного, так сказать, андеграунда – Владимиру Герцику, который ушел от нас совсем недавно, 17 апреля 2019 года. Ушел от острой сердечной недостаточности. Конечно, кажется, скоропостижно. Еще вчера сидели за рюмкой вина и говорили – ха-ха, как раз о смерти. Каждый высказывал мнения, что случится там, за пределом. Герцик был дзен-буддистом русского разлива и считал, что жизнь – это «сон во сне». Потом наступает «другой сон». Думается, он сейчас в нем. Как рассказывал поэт, в 1970-х годах, учась на физфаке МГУ им. М.В. Ломоносова,  они вместе с поэтом Борисом Шапиро  на основе индийской философии основали поэтическую школу пресемантиков, иначе говоря – «домысловиков». Среди главных участников Герцик называл Ирину Добрушину (1928–2014), Павла Золкина (1944–2012), Владимира Ивелева (1942—1994), Анатолия Кричевца, Олега Назаровского. Основная идея в том, что поэт берет за основу не смысл, а эмоцию, которую переводит в звукообраз и передает читателю. Главным поэтом для Владимира Герцика был Велимир Хлебников. Прочтя собрание его сочинений, Герцик понял, что дело не в смысле. Нужно слышать звук. «Я понял, что не нужно понимать, – торжествующе замечал он. – После того как я открыл для себя Хлебникова, я впервые по-настоящему прочитал Пушкина». Вместе с супругой – поэтом и прозаиком Ириной Добрушиной – они оградили себя от «советского» поэтического канона, основываясь на том, что его адепты не «пишут стихи», а «пишут стихами», то есть передают рифмованный нарратив, в то время как образного звукового поэтического «вещества» нет. Нонконформизм Владимира Герцика – не только в поэтической концепции, но и в ненависти к тоталитарному режиму, вообще в непримиримом неприятии любой подлости. Единственная книга Герцика «Лиловая колба» вышла в 1992 году в Германии при содействии Бориса Шапиро и литературоведа, слависта Вольфганга Казака (1927–2003). Во время прощания, по рассказам друзей, тело поэта положили в какой-то наспех сколоченный гроб, напоминавший ящик. Чем вам не апофеоз нонконформизма?

Другая «глыба» нонконформизма – это отец-основатель сибирского панк-рока Мирослав Немиров. К нему в полной мере можно применить словосочетание «человек эпохи Возрождения», так как он воспринимал разные виды искусства – поэзию, музыку, живопись, науку в их глубинной взаимосвязи. Занимая всю жизнь позицию нонконформиста по отношению к официозу, где бы он ни находился – в Ростове-на-Дону, Надыме, Тюмени, Москве, – он формировал вокруг себя «центр силы» – живую и мощную культурную среду поэтов, прозаиков, музыкантов, художников. Для нас он, конечно, в первую очередь интересен как поэт, создавший особый стиль писания, говорения. Вот как описывает поэтику Немирова его супруга Гузель в интервью «НГ-EL» от 10.08.17: «У Немирова прекрасное чувство ритма, просто невероятное. <...> Он хотел, чтобы был не просто чеканный ритм, а чтобы ритм двигался, как в рок-музыке, как в реггей – то отставал, то забегал вперед. И у него это получалось». Дополним также, что поэт виртуозно обращался с нецензурной лексикой, с матом. В творчестве Немирова не было лобового нонконформизма по отношению к властям, но весь его стиль, умение жить живой жизнью и быть свободным, собственно, этот нонконформизм и являли. Один из важнейших проектов Мирослава Немирова – создание в 1999 году Товарищества Мастеров Искусств «Осумасшедшевшие Безумцы» (ОсумБез). Птенцами гнезда Немирова стали такие крупнейшие творческие деятели, как поэт, прозаик Дмитрий Данилов, поэт Всеволод Емелин, поэт Александр Курбатов, поэт, организатор Всероссийского поэтического слэма Андрей Родионов.

Закончим же, повторив: премия «Нонкоформизм» выполнила свою задачу и закрывается. Что дальше – посмотрим. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
6680
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
5390
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
5335
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
5605

Другие новости