Роман Сенчин: «Почему я не пишу фантастику». Фото Тамары Антипиной
Конвенты фантастов проводятся уже не первый год. Конференция по вопросам фантастики Роскон – один из крупнейших российских тематических фестивалей проходил в Подмосковье уже в 19-й раз. Когда-то он был назван «первым конвентом XXI века», потому что начинает свой отсчет от января 2001 года. Особенностью мероприятия года этого было то, что на него пригласили не только ведущих российских фантастов и их поклонников, но и оппонентов фантастической литературы – критиков, блогеров, представителей науки и так называемой боллитры, то есть большой литературы.
Страсти на конвенте разгорелись нешуточные. Обычно самым эмоциональным событием становится конкурс «Рваная грелка», на котором финалисты выступают в качестве судей и адвокатов представленных рассказов и буквально бьются за победу. Но в этот раз «баттл» состоялся и между критиками. Основной темой спора стал вопрос о правомерности выделения фантастики в отдельный жанр, об оценке качества текстов независимо от присутствия фантастической составляющей. А вот в битве реалистов против фантастов последние победили. Или считают, что победили. Во всяком случае, фантаст Вадим Панов убедил основателя жанра нового реализма, лауреата премии правительства РФ Романа Сенчина в том, что это достойный жанр. Хотя, может, и не убедил. Впрочем, подробнее об этом – чуть ниже.
В рамках Дня науки на Росконе обсуждались взаимоотношения жанра фантастики с лингвистикой, киберпрогностикой, палеоантропологией, военным делом и даже медициной. Также в рамках Дня большой литературы на Росконе секретарь Союза писателей Москвы, один из основателей и президент Русского ПЕН-центра Евгений Попов рассказал, как опубликоваться в толстых журналах сегодня и как это было в советское время; прозвучало множество имен классиков советской литературы, с которыми он был знаком. Популяризатор космонавтики Виталий Егоров (блогер, пишущий под ником Zelenyikot), автор книги «Делай космос», развенчивал мифы о космосе и объяснял, почему сегодня человеку бессмысленно лететь в космос, почему нам не нужны базы на Луне и Марсе и почему почти наверняка мы одни в изученной Вселенной.
Вадим Панов: «Почему я пишу фантастику». Фото Тамары Антипиной |
Было много музыкальных выступлений, которые курировал Алексей Лукьянов. Перед фантастами выступили Павел Фахтдинов и Алексей Вдовин, а также проект «Пчела-бэнд», возглавляемый Олегом Чилапом. А Михаил Башаков и Борис Плотников своими песнями перемежали вручение призов собственно Роскона, а также Интернационального союза писателей на закрытии фестиваля.
Вернемся же ко Дню большой литературы на Росконе, нам наиболее интересному. Среди мероприятий форума хотелось бы отметить три, которые относительно плавно перетекали одно в другое. Сначала прошла дискуссия между Романом Сенчиным (он выступал под условным девизом «Почему я не пишу фантастику») и Вадимом Пановым (он выступал под условным девизом, который звучал, как нетрудно догадаться, «Почему я пишу фантастику»). Дискуссия была интересной, но нельзя сказать, что слишком уж яростной. Даже многочисленные вопросы и выступления с мест были достаточно благодушны. А что вы хотели? Все друг друга знают, друг друга читали, а большинство между собою и дружат.
А у поэта-акциониста Антона Свириденко свое, необычное отношение и к фантастике, и к реализму. Фото Тамары Антипиной |
А сразу после этой презентации состоялся круглый стол на тему «Фантастика и реализм: чье гетто больше». Двое из трех авторов этих строк были участниками упомянутого круглого стола. Кроме нас выступили литературные критики Валерия Пустовая и Сергей Шулаков. Подводя итоги, думается, лучше всего будет сказать, что главная проблема тут – это вопрос о терминах. Если фантастикой считать только так называемую научную фантастику (роботы, путешествия во времени, космос в том или ином виде и т.д.), то гетто реализма во много раз больше. Ибо тогда все – реализм. И любовные романы, и, например, детективы. Хотя то, как во многих полицейских романах представлены сотрудники полиции, вызывает большие сомнения в том, что это реализм, а не антинаучная утопия. Тогда даже социалистический реализм – тоже реализм, а не фантастика.
С другой стороны, если произведения, где есть фантастические элементы, считать фантастикой, то почти вся литература и есть фантастика. Ну, может быть, разве что кроме книжек того же Романа Сенчина. Сказки и мифы полны фантастики.
Сирано де Бержерак писал про полет на Луну. Свифт, Рабле, Пу Сунлин – фантастика, не иначе.
Так что у кого гетто больше, а у кого меньше – это смотря что чем считать.
Часть из нас на этом фестивале, кстати, открыла купальный сезон в Москве-реке. Да, было немного холодновато, но теплая атмосфера товарищеского единения фантастов и реалистов, несомненно, грела.
Лауреаты премий Роскона-2019
В номинации «Романы»: «Золотой Роскон» – Саша Кругосветов, «Клетка»; «Серебряный Роскон» – Дмитрий Казаков, «Оковы разума»;
«Бронзовый Роскон» – Олег Дивов, «Чужая Земля».
В номинации «Межавторские проекты»: Дмитрий Лазарев «Протокол «Чума».
В номинации «Повести, рассказы»: «Золотой Роскон» – Владимир Голубев, «Тресковый царек»; «Серебряный Роскон» – Евгений Лукин,
«Двое на пустыре»: Бронзовый «Роскон» – Евгений Лукин, «Мой разговор с дьяволом».
«Большой Роскон» за выдающийся вклад в развитие жанра фантастики – Евгений Лукин.
Приз «Алиса» за детскую фантастику – Виктория Ледерман, «Теория невероятности».
Приз им. А. Ройфе за критику, литературоведение, историю фантастики – Константин Мзареулов, «Фантастика. Общий курс» (посмертно).
Приз Федерации независимых профсоюзов России за социальную фантастику «Час быка» – Эдуард Веркин, «Остров Сахалин».
Победители мастер-классов: Сергея Лукьяненко – Алекс Передерий; Евгения Лукина – Василиса Павлова.
Победители конкурсов: «Рассказ за час» – Яна Летт, «Роскон – Грелка» – Ольга Дорофеева, Юлия Гавриленко.
Рыцарь Фэндома – Вадим Панов.
Лауреат Международной премии им. Франца Кафки «За выдающийся вклад в российскую литературу» – Максим Замшев.
Лауреаты Международной премии им. Франца Кафки «За крупный вклад в российскую литературу» – Светлана Ангарская, Яша Хайн.
Рыцарь Фантастики – Иван Белогорохов.
Дама Фантастики – Марина Линник.
Сквайры Фантастики – Тынчтыкбек Койчуманов, Олег Шадурко, Ольга Камарго.
Премия им. Белинского: Гран-при – Наталия Шадурко; 1-е место – Александра Окатова, Любовь Пивник; 2-е место – Виктория Левина, Николай Балицкий; 3-е место – Сергей Засядкин, Юрий С. Шевчук.
Специальная премия им. Белинского за вклад в развитие литературы – Ирина Кульджанова, Натали Биссо, Татьяна Морозова (Яна Варшавская).
комментарии(0)