Эдуард Лимонов – поэт войны, поэт действия, он даже не трибун, а знаменосец. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Лимонова-политика вряд ли любят те, кто ценит его как писателя и поэта. И наоборот. Есть, впрочем, много и таких, кто на дух не переносит Эдуарда Вениаминовича в любом виде. Возможно, существуют и такие, кому нравится в Лимонове все. Таких, полагаю, все же не очень много. Лимонов не из тех, кто хочет понравиться. Я уж не помню, кто именно делил поэтов на поэтов-детей, поэтов-девушек, поэтов-подростков и так далее. Ребенок всему удивляется, как Николай Глазков. Девушка хочет нравиться, как Сергей Есенин. Подросток – лезет в драку. Как Николай Гумилев, как Николай Тихонов, как Всеволод Емелин, как Эдуард Лимонов. Все поэты болезненно самолюбивы, но поэтам-подросткам почему-то подобные выходки прощают.
Вот и Лимонов пишет в предисловии: «Выйдя из-за решетки на свободу в 2003-м, я стал публиковать, подражая в этом поэтам Серебряного века, небольшие порции своих стихотворений, когда их собиралось у меня до 120 страниц…
Я отобрал из восьми сборников 287 стихотворений, это где-то четвертая часть. И вы найдете их в предлагаемой книге. Считайте, что это избранные стихотворения 2003–2017 годов….
От крупных русских поэтов обычно остается где-то штук двадцать шедевров.
Железно уверен, что у меня есть это нужное количество…»
Ну ведь нельзя же, нельзя так писать, да?.. Неприлично.
А с другой стороны – он что, не прав? И, так сказать, вообще, то есть в целом. И в частности. Разве нет у поэта Лимонова упомянутого им нужного количества? Мне почему-то кажется, что есть.
Девочка, глупая, как цыпленок,
С мальчиком глупым,
как воробей,
Идут по полям,
едва освещенным,
Под летней луною,
меж тополей…
А впереди у них пруд
зеркальный,
Сонная лодка и два весла.
Мальчик – ручной,
а девочка – бальной,
Мелкой походкою к пруду шла.
Долго они по пруду скользили,
Долго молчали, рука в воде.
Век был другой.
Девятнадцатый или
До революции, в общем, где
Были помещики,
были крестьяне,
Были перчатки до локтя аж…
Глеб прикасался к юной
Татьяне…
И наблюдал их русский
пейзаж.
Эдуард Лимонов. 287
стихотворений. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. – 312 с. |
Специально привел стихотворение целиком. Потому что отдельными строчками или строфами – так у каждого стихотворца много чего хорошего найдется. А целыми стихотворениями – не у каждого. Особенно если нужно выбрать не одно-два, а двадцать. Я не буду, конечно, здесь ничего выбирать, все равно каждый, кому интересен Лимонов как поэт, свою двадцатку выберет сам. Автор почти никогда на такое не способен. Автору часто дорого что-то личное, понятное лишь ему. Автор не замечает явных и мелких огрехов, провальных кусков, да много чего не замечает автор. Ему, автору, можно. Цитирующий цитирует то, что нравится. Влюбленный читатель прощает. Все довольны. Однако есть у г-на Лимонова и то, что можно цитировать целиком.
Бабушка с энтузиазмом
поет младенцу.
Младенец с энтузиазмом
бабушке поет.
А в это время по полотенцу
Тихий таракан ползет.
Родина-мать – золотые
подушки!
Родина-мать,
таракан-пруссак!
Бабушка моет младенцу ушки,
А младенец мечтает
купить тесак.
Стихи про девочку, глупую, как цыпленок, я, может, и не рискну назвать шедевром, а только что процитированные – почему нет?
Эдуард Лимонов – поэт войны, поэт действия, он даже не трибун, а знаменосец. Киплинг во всем его великолепии и со всеми его выкрутасами. Певец империализма в чистом виде.
Сотрудники рослые ЦРУ
В горах наживают подагру,
Они покупают вождей в жару
За доллары и за «виагру».
Сотрудник встает,
кофе пьет, он лыс,
В окне глинобитные здания.
В зиндан направляется,
там средь крыс
Талибы ждут наказания…
И финал:
Дрожит от зноя Афганистан,
Читает Киплинга Джон,
Обама стал его капитан,
И курсом доволен он…
Эротики у Лимонова предостаточно. Соломон де Брай.
Обнаженная девушка, 1635. Лувр |
Сам Лимонов может как угодно относиться к сотрудникам ЦРУ (или ФСБ), но в стихах, как ни крути, – сплошная романтика. Николай Тихонов, Николай Гумилев и совсем не зря читаемый персонажем Киплинг. Так часто получается, что хочешь написать одно, а получается совсем другое. А читатель видит совершенно третье. И у каждого читателя свой собственный взгляд. Автор уже ничего тут поделать не может. Для того, кстати, и выпускают поэты сборники – чтобы отправить ковчег своих текстов в плавание.
Лимонов-поэт, что неудивительно, не так уж и много интересуется политикой. И его «гражданская лирика» – прежде всего, конечно, именно лирика:
А больше нет в России мест.
Ну разве Кремль
с Петром сравнится?
Россия кто? Большая птица,
Впотьмах присевшая
на крест.
Мрачный образ. Кто-то скажет – величественный. Не знаю. Птица-то она, может, и птица, но почему мы постоянно вынуждены все делать впотьмах? Какая-то Россия во мгле получается, если кто помнит. Сейчас, наверное, почти никто уже и не помнит, кто и когда написал «Россию во мгле».
Будут ли помнить Эдуарда Лимонова?
Он, понятное дело, уверен, что стихи его – на века. Проза тоже. И политические устремления не пропадут зря. Насчет последнего не знаю, а проза отличная у Лимонова есть. И где-то штук двадцать шедевров, повторюсь, у него скорее всего наберется.
Несовершенство женщин
и властей,
Их злобные и глупые натуры,
Ох, не сносить героям всех
костей!
Им не поможет цвет
адвокатуры…
Нам камуфляж из розовых
плечей
И лоскутков материи
на чреслах
Не заглушит зловония зверей!
(А людоеды разместились
в креслах…)
У Вас такая жесткая рука,
Пусть кажется лишь
стебельком ленивым.
Вы – хуже палача из ВэЧека,
Мне ваших глаз двухцветные
оливы
Переупрямить и переломить,
Нет, никогда, зверек,
не удавалось!
(А власть въезжает
в Кремль руководить
Под общую тревогу
и усталость…)
Я, конечно, несправедлив и пристрастен, мне Лимонов давно нравится, и нравится как раз прежде всего как поэт. Но разве перед нами не волшебство? Вчитайтесь: «несовершенство женщин и властей…» И далее: «их злобные и глупые натуры».
По-моему, сказано точно и верно. Метко и страшно. «А власть въезжает в Кремль руководить…»
И ведь стихи, согласитесь, не просто о любви, стихи откровенно эротические. Кстати, эротики у Лимонова предостаточно. Эротику у него читатель всегда ждет и всегда находит:
Выходит дама молодая
В окрестностях шести утра
И, сапогами снег сминая,
Пересекает даль двора.
Я из окна смотрю, тяжелый,
Как эта женщина моя,
Объект еще недавно голый,
Взрезает волны бытия.
…
Твой треугольник
разозленный,
Одетый в нежные трусы,
Зубастый, перенапряженный
И чуть колючий, как усы.
На том, наверное, и закончим. Женщины, безусловно, несовершенны, но их несовершенство куда прекраснее, чем несовершенство властей.
комментарии(0)