0
5150
Газета Главная тема Печатная версия

30.08.2018 00:01:00

Мне все в Нарве по нраву

Ровно десять московских поэтов проехали по городам Эстонии

Тэги: поэзия, фестиваль, эстония, нарва, таллин, авторская песня, барды, юбилей


поэзия, фестиваль, эстония, нарва, таллин, авторская песня, барды, юбилей Маня Кармен, Николай Калиниченко, Антон Кобец и Иван Козин у стен Старого Таллина. Фото Алёны Филиной

В самом русском городе Эстонии, в Нарве, прошел очередной фестиваль бардов и поэтов «Нарвский причал».

Лучше всего его атмосферу передал в своей песне Юрий Манешин:

Как на «Нарвском причале»

Чайки громко кричали,

Волны лодку качали,

Ветер гнал тучи прочь!

Мне все в Нарве по нраву,

Я твой, Нарва, по праву,

Я готов на расправу,

Не щади меня, ночь!

Были официальные концерты и ночные посиделки. Были гости из Германии, Польши и Финляндии, Москвы и Питера, Беларуси и даже Новосибирска. Ну, из Эстонии и Латвии, конечно. Прошел фестиваль уже в двадцать пятый раз. Стало быть, у старейшего в Прибалтике фестиваля авторской песни и поэзии в этом году юбилей – ему четверть века. Самое время вспомнить, «как все начиналось».

31-9-3_b2.jpg
Профессиональный делатель праздников
Елена Сабинина. Фото Алёны Филиной

«Фестиваль авторской песни «Нарвский причал» родился в Нарве в далеких-развеселых 90-х в студии песенной поэзии «Приходит время», которая обитала в ДК им. Герасимова, – написала по этому поводу газета «Нарвский рабочий». – Александр Филиппов, Александр Ануфриев и Елена Сабинина решили организовать слет бардов и пригласили на него своих друзей из Таллина, Кохтла-Ярве. Пели классические авторские песни, общались. Это был 1993 год.

Постепенно слет стал видоизменяться, превращаться в фестиваль, который имел традиционные формы такого мероприятия – конкурс, гала-концерт. Расширялся и круг участников.

Фестиваль развивался. Вместе с тем происходили глобальные перемены в стране, менялись президенты, а фестиваль пел свои песни. Менялась и Нарва… «Гераську» продали, ее работников перевели в ДК «Энергетик» – туда и переехал фестиваль. В 2003 году время перемен слизнуло и «Энергетика»...

Саша Филиппов уехал в Таллин – петь на улицах, Саша Ануфриев остался в Питере – петь эстраду с братом Женькой.

Осталась одна Лена Сабинина, которая назвала фестиваль «Нарвский причал» и ушла в свободное плавание.

«Причал» отправился на свое привычное теперь место, на берег реки – в арт-клуб «Ро-ро». Хозяин клуба Роман Бойко тепло принял его, и начался новый этап в жизни. Фестиваль изменил форму – остался один концерт, начинающийся в 19.00 и заканчивающийся рано утром, в 7.00. Так как Нарва – город пограничный, в фестивале вместе с традиционными авторами стали встречаться представители рок-н-ролла (рок-барды), джаз- и фольк-авторы, музыкальные группы.

У организатора Елены Сабининой возникла идея – во время концерта готовить «Народную уху» из рыбы, овощей, принесенных народом. Теперь это тоже традиция фестиваля.

Постепенно «Причал», оставаясь в «Ро-Ро», стал выходить в город, осваивая другие площадки: Нарвский колледж ТУ (Тартуского университета. «НГ-EL»), нарвскую Ратушу, новое пляжное здание в Липовой ямке.

Организатор «Причала» ездила на братские фестивали в Россию и другие страны, находила новых друзей, которые приезжали к ней погостить и попеть. Произошло знакомство с питерскими поэтами, и фестиваль в Нарве стал называться «Международный фестиваль авторской песни и современной поэзии «Нарвский причал». Теперь он принимает авторов из России, Беларуси, Украины, Финляндии, Литвы, Израиля, Германии».

Елена Сабинина – бессменная муза-вдохновительница, золушка-труженица, фея-волшебница и счастливый дух фестиваля. У нее хватает сил и времени и все организовать, и самой спеть под аккомпанемент гитары или аккордеона. Слушая ее хит «Сашка-моряк», трудно не подпевать. «Я много езжу по фестивалям и надруживаю друзей, – смеясь рассказала она мне. – Хочется потом их всех собрать в одном месте. Перезнакомить между собой. Поэтому делаю фест. Хочу оживить свой город энергией дружбы и любви. За эти годы люди привыкли приезжать в Нарву в конце августа – петь песни, читать стихи. Так что приходится суетиться и готовить праздник. А я профессиональный делатель праздников, это мое любимое дело. И я люблю людей, особенно талантливых и добрых. Только деньги на фест добывать не умею».

Вот так же летом 2014 года мы познакомились с Леной в Комарове на поэтическом фестивале «Петербургские мосты», она пригласила меня в Нарву. Я до того в Эстонии не бывал, заинтересовался, позвал с собой московского друга и коллегу по Поэтическому содружеству инфоромантиков Николая Калиниченко… Тот год во многом был поворотным – фестиваль из сугубо бардовского неуклонно стал превращаться в мероприятие, где барды, поэты с гитарами, соседствуют с просто поэтами. На открытии фестиваля в том году мы с Николаем были лишь вдвоем без гитар. Однако на следующий день на традиционное выступление в Нарвском замке приехали поэты из Санкт-Петербурга: приверженцы свободного стиха Дарья Суховей, Алексей Кияница и Ольга Логош, работающая в классической силлаботонике Ирина Яркова, а также Леонид Романков и Владимир Бауэр. В этом году, кстати, тоже была мощная питерская группа: Евгений Мякишев, Валерий Земских, Андрей Полонский и Дарья Суховей.

31-9-1_b2.jpg
Петербургский поэт Андрей Полонский впервые услышал
стихи участников секции «Кашалот» в Нарве и отнесся
к ним с большим интересом. Фото Евгения Мякишева

С каждым годом поэтов на фестивале становилось все больше. И мы с Калиниченко стали его завсегдатаями. А в прошлом году Николай подготовил настоящий московский десант. Он организовал при Союзе литераторов России молодежную поэтическую студию «Кашалот». «Долгое время я крайне скептически относился к молодым поэтам, – поделился своими соображениями Николай Калиниченко. – Считал, что современная поэзия умерла еще в девяностые. Мое мнение изменилось после мастер-класса, который мне предложили провести организаторы фестиваля «Мцыри». Ребята, которые пришли на мастер-класс (все до 27 лет), прекрасно владели языком, умели подать себя. И самое главное – их поэзия была живой, осмысленной и конструктивной по сути. После этого я начал активно работать с молодежью. Посещал салоны и клубы, где выступали молодые поэты, искал лучших. С каждым годом их становилось больше. Сейчас в секции «Кашалот» состоит 26 человек. Все они – практикующие поэты, многие из членов секции, несмотря на юный возраст, уже стали лауреатами и шортлистерами премий в области литературы. В том числе: фестиваля «Мцыри», Филатов-феста, Чемпионата поэзии им. Владимира Маяковского. В прошлом году мы провели разведку боем, приехав небольшим составом в пять человек. В этом году десант вырос до 12 человек – 10 поэтов и двое фотографов».

Обязательной составляющей программы десанта стали концерты в Таллине. Тогда же, в 2014 году, мы познакомились с поэтом, исполнительницей собственных песен Ириной Рожковой. Николай помог ей сделать концерт в Москве, а она с музыкантом Даниилом Масляковым вот уже второй год помогает после «Нарвского причала» сделать москвичам поэтический концерт в Таллине. В этом году он прошел в баре «Чайка».

Молодые поэты устроили настоящее шоу. Решительно читала стихи Маня Кармен.

Экспансивный Антон Кобец то скакал с микрофоном в руке, то ложился на спину:

Ну и что, что порой, 

как Есенин,

Я надрывно стихи ору,

Может, этим мой голос 

и ценен,

Что латает во мне дыру!

Карина Акопян, которая в Москве читает стихи под аккомпанемент собственной группы «Белый шум», в Нарве и Таллине ходила по кругу, как герой ее стихотворения – ученый кот:

Ходит под дубом ученый кот,

Ходит по кругу ученый кот,

Новый круг ада – и кот ученый,

Кот – эрудит, вундеркинд, 

полиглот –

Направо идет, а душа не поет!

Песня застряла, не вытянуть 

нот!

Тихо мяучит, скулит 

обреченно,

Цепью гремит, как 

политзаключенный,

Боится до колик открыть 

было рот –

Вдруг сказки повырвется

текст запрещенный?..

В сказки не верит – налево 

нейдет.

Завораживал своими стихами-балладами Дмитрий Ерохин, пишущий под псевдонимом Джон Вэйн:

Когда король обнажит голову, а ты останешься в шляпе... Помните? Вспомните этот вечер. Вы смотрели путешествия Нильса, за ужином, с мамой, с папой. Только я теперь оголяю торс, а ты оголяешь плечи.

Данила Иванов читал как регулярные стихи, так и свободные:

Маленький замученный человек

За рулем старого фольксвагена

Едет на фестиваль современной поэзии в пятницу вечером.

Элина Чернева экспромтом устроила настоящее мелодекламационное представление с Даниилом Масляковым:

Сквозняк не кусается, только

сядь

Поближе к нему, углом

Блики окна и дверная гладь

В сумме родили дом

Новым подчеркнуто философским стихотворением порадовал постоянный автор «НГ-EL» Николай Калиниченко:

Мудрый ученый, постигший

движенье тел,

Мне говорил, брови нахмурив 

грозно:

«Люди – всего лишь атомы 

в пустоте,

Пыль в жерновах, что 

растирают звезды».

Общую атмосферу поэтического действа лучше всего определил финалист премии «Нонконформизм» Иван Козин… или в это время он был под властью своей второй сущности – Стива Бургундца:

Мы займем свое место. 

И прочно.

Наблюдая со стороны,

Конец пьесы будет отсрочен.

Ибо Театр вокруг и есть мы.

Вот такой поэтический театр привезли в Нарву и Таллин московские поэты. 

Нарва–Таллин–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
4914
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
4860
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
5130
Литературное время лучше обычного

Литературное время лучше обычного

Марианна Власова

В Москве вручили премию имени Фазиля Искандера

0
553

Другие новости