Пушкин и его няня. Рисунок Александра Лаврухина
Строчки, посвященные Александром Пушкиным своей легендарной няне Арине Родионовой (1758–1828), помнят все. Ну как не помнить.
Я ждал тебя; в вечерней
тишине
Являлась ты веселою
старушкой
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвою
гремушкой.
Или:
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей
Или:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Или:
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей.
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Где же кружка? Напиток жаждущему. 1460-е гг. Метрополитен-музей , Нью-Йорк |
Ну и так далее. Мы эти строки помним и любим еще со школы. А «веселой старушке», крепостной крестьянке Ганнибалов и Пушкиных Арине (или Иринье) Родионовой (дочери Родиона, то есть по-современному – Родионовне) через пару дней исполнится 260 лет. Она служила кормилицей у старшей сестры Пушкина Ольги, а когда дети выросли – экономкой и наперсницей поэта в ссылке, в Михайловском. Талантливая сказочница и песенница, она стала прототипом няни Татьяны из «Евгения Онегина», няни Дубровского, а еще, говорят, – мамки Ксении Годуновой. А еще – мамки княгини из «Русалки». А еще – женских образов из «Арапа Петра Великого». В общем, Арина Родиновна – это те самые народные корни, к которым с наслаждением припадал поэт-аристократ Пушкин и о которых с удовольствием писали советские учебники.
Слово «няня» Пушкин употреблял в стихах довольно часто, в том же «Онегине» – наверное, раз 20. И друзья его туда же. К примеру, Иван Пущин, Николай Языков и Алексей Вульф, гостившие у Пушкина в его ссылке, в Михайловском, все остались под впечатлением от словоохотливой Арины Родионовны. Языков даже стихи сочинил – «К няне А.С. Пушкина»:
Сама и водку нам и брашна
подавала,
И соты, и плоды, и вина
уставляла
На милой тесноте
старинного стола!
Ты занимала нас – добра и
весела –
Про стародавних бар
пленительным рассказом.
И, конечно, все помнят хрестоматийную сцену из записок Ивана Пущина – приезд к ссыльному другу в Михайловское: «Было около восьми часов утра. Не знаю, что делалось. Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом: один – почти голый, другой – весь забросанный снегом. Наконец, пробила слеза – мы очнулись. Совестно стало перед этой женщиной, впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, – чуть не задушил ее в объятиях».
Судя по этим запискам, Арина Родионовна была не робкого десятка. По углам не жалась, любила внимание и охотно разделяла досуг молодежи. Пушкину, лишенному подлинных родственных уз, была любящей бабушкой. Многого недопонимающей, но порывистой, заботливой, возможно, даже слегка эксцентричной. Впрочем, вот что во время ссылки (зимой 1824/25 года) пишет в письмах сам Пушкин: «Вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; вы, кажется, раз ее видели, она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно» (чиновнику Шарцу). «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (брату Льву). «Валяюсь на лежанке и слушаю старые сказки да песни» (другу Вяземскому).
Так что кто знает, если бы не Родионовна, мы, возможно, лишились бы и дядьки Черномора, и ученого кота, и попа с Балдой, и говорящей рыбки, и русалки на ветвях, и царя Салтана. Да, она была неграмотной крестьянкой, и, возможно, фигура ее несколько преувеличена, сакрализована (где Пушкин, там и няня), но в таланте этой женщине уж точно не откажешь.
Отдельно приятно, что она еще и мастерица выпить. Не зря же Пушкин рифмует старушку и кружку. И Языков в траурных, в общем-то, строках «На смерть няни А.С. Пушкина» (в июле этого года будет 190-я годовщина) тоже приглашает добрую старушку пображничать:
Мы пировали. Не дичилась
Ты нашей доли – и порой
К весне своей переносилась
Разгоряченною мечтой;
Любила слушать наши хоры,
Живые звуки чуждых стран,
Речей напоры и отпоры
И звон стаканов об стакан.
Уж гасит ночь свои светила,
Зарей алеет небосклон;
Я помню, что-то нам про сон
Давным-давно ты говорила.
Напрасно! Взял свое токай,
Шумней удалая пирушка.
Садись-ка, добрая старушка,
И с нами бражничать давай!
Словом, Арина Родионовна была не только ходячими закромами народных сюжетов, она еще и зажигательно вела застолье. Не говоря уже о том, что в случае надобности, как утверждают, поставляла барину девушек. Крестьянки покрасивее приводились к нему, беременели и сбывались с глаз долой. Недаром тот же Иван Пущин знаменательно вспоминал: «Вошли в нянину комнату, где собрались уже швеи. Я тотчас заметил между ними одну фигурку, резко отличавшуюся от других. <…> Впрочем, он тотчас прозрел шаловливую мою мысль, улыбнулся значительно. <…> Среди молодой своей команды няня преважно разгуливала с чулком в руках».
Но жизнь, пусть и долгая (по тогдашним меркам), все равно скоротечна. Няня умерла в 70 лет. Ее могила находится где-то на петербургском Смоленском кладбище, но точное место утеряно. При входе на кладбище установлена памятная доска. А в Гослитмузее, по слухам, хранится единственная уцелевшая вещица из рук Арины Родионовны – шкатулка из вишневого дерева, подаренная Языкову на прощание. С этим другом ее Саши у старушки явно сложились особенно теплые отношения. Недаром его характеристики старой крестьянки так экспрессивны («…Она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница»), а реакция на ее смерть – «Я отыщу тот крест смиренный» – неожиданная, учитывая, что сам Пушкин, к примеру, даже не приехал на похороны. Впрочем, хоронить своих крепостных, наверное, было тогда у дворян не в ходу.
Как выглядела Арина Родионовна на самом деле – мы не знаем. Сестра Пушкина Ольга описывала ее довольно абстрактно: «Старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…» Тем не менее память о ней живет и крепнет. Еще в 1880-м на открытии памятника Пушкину (на Тверской, в Москве) писатель-славянофил Иван Аксаков посвятил Арине Родионовне целый пассаж своей речи: «Так вот кто первая вдохновительница, первая муза великого художника – это няня, это простая деревенская баба! Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!»
Вот мы и благодарны. До сих пор.
комментарии(0)