Тюрьма – это один из миров расчеловечивания... Фото Владимира Захарина
Свободные люди: Диссидентское движение в рассказах участников / Сост. Александр Архангельский.
– М.: Время, 2018. – 352 с.
Максим Кравчинский. Интеллигенция поет «блатные» песни.
– Нижний Новгород: Деком, 2017. – 288 с.
Книжка «Свободные люди» составлена на основе видеоинтервью с людьми, так или иначе имевшими отношение к диссидентскому движению в СССР. Теми, разумеется, из них, кто дожил и выжил. Вот что пишет составитель Александр Архангельский: «Мы передавали оцифрованное видео в архив «Мемориала» и снимали дальше. Не все удалось сделать; не до всех героев русского сопротивления удалось доехать: далеко и дорого. Иногда катастрофически опаздывали: была назначена дата интервью с Владимиром Буковским, куплены билеты, арендованы камеры в Лондоне. И тут у него началось воспаление легких, а потом – двусмысленное обвинение, выдвинутое против него, и беседы стали невозможны. Договорились о встрече с Валерием Сендеровым, и тут же его не стало…»
В сборнике представлены монологи Людмилы Алексеевой и Владимира Войновича, Арины Гинзбург и Натальи Горбаневской, Александра Даниэля и Юлия Кима, Сергея Ковалева и Владимира Осипова, Натана Щаранского и Глеба Якунина – в общей сложности 26 человек. Каждый монолог предваряет небольшая биографическая справка.
Большинство героев книги сидели, многие эмигрировали или были высланы из страны. Не все дожили до выхода книги. У всех из них разные сроки, разные статьи, разные взгляды, судьба только на всех одна – Советский Союз. Не все в полной мере выдержали противостояние с властью. И противостояние это было разным. Не только распространение самиздата и тамиздата, открытые письма и демонстрации. Были и настоящие революционеры. Например, Игорь Огурцов. Он (цитируем биографическую справку) в 1964 году «создал Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН)… ВСХСОН был строго конспиративен, его члены готовились к вооруженному восстанию против советской власти».
Сидели все тоже по-разному. Наум Ним утверждает вот что: «Солженицын считал, что тюрьма – это некое духовное возвышение. А Шаламов, наоборот, говорил, что тюрьма – это один из миров расчеловечивания. Я больше согласен с Шаламовым. Очень все-таки тонкая это грань. На мой взгляд, ничего возвышающего в тюрьме нет». А вот слова Арсения Рогинского: «Что бы там Шаламов ни говорил про отрицательный лагерный опыт, для меня это был важнейший опыт нормального человеческого общения с обыкновенными людьми, которые жили вокруг меня по всей стране». Не будем принимать чью-либо сторону, просто продолжим цитировать Нима: «Когда выходишь из лагеря, первое ощущение помимо радости – это ощущение долга. У нас была зона, где камеру выводили на прогулку «без последнего»: это значит, что все выходят, а последнего укладывают и избивают до полусмерти. И вот это ощущение «последнего», оно не дает насладиться свободой».
Не стоит «меряться» отсидками – кто дольше сидел, кто тяжелее и труднее. Все – жертвы. И те, кто не выдержал давления, кто давал показания, каялся, – они тоже жертвы. Им еще потом и от соратников досталось. И от совести своей.
Если бы не Брежнев, мы бы, возможно, не услышали знаменитую «Госпожу Удачу». Кадр из фильма «Белое солнце пустыни». 1970 |
За что сидели? Тут все просто. Еще цитата из Нима: «Когда-то ради шутки я переписал пять страниц из работы Маркса против цензуры, естественно, без названия и без имени. Их у меня изъяли и совершенно справедливо описали как антисоветский текст». Впрочем, повторимся, были и настоящие враги советской власти. Сергей Ковалев: «Александр Павлович Лавут даже придумал такую «табель о рангах» по аналогии с офицерскими званиями: «младший диссидент», «диссидент», «старший диссидент», самый высокий был «адвокатиссимус». В какой-то момент ты замечаешь свой переход из «младших» в «старшие», где риски выше».
Риски выше – то есть скоро арест, обыски, весь спектр чекистских «услуг». Из монолога Вячеслава Бахмина: «Кстати, когда во время одного из обысков стали смотреть мои книжки, сын вышел и смотрел с интересом. И спросил: мам, а чего они папины книжки смотрят, а мои нет? Жена ответила: ничего, вырастешь, и твои будут смотреть. И это так их разозлило. Они говорят: вот, вы уже ребенка воспитываете в таком духе». А чего, интересно, они хотели? Чтобы мама сказала ребенку: сынок, эти вот дяди хотят посадить твоего папу, подойди и плюнь папе в рожу. Так, что ли? То есть палачи даже не понимают, что они палачи, враги собственного народа (буквально: враги народа). Или, наоборот, прекрасно понимают и оттого еще больше злятся.
А народ безмолвствует. Только не так, как у Пушкина, а ровно наоборот. Народ лоялен. Войнович недоумевает: «В большинстве стран все по-другому – одного посадили, и миллион выходит на площадь требовать его освобождения. А у нас, особенно в то время, все спрашивали: зачем вам это нужно?.. Про Сахарова, например, все недоумевали, чего же ему не хватало. Да всего хватало. Просто совесть у человека была».
Завершается книжка «краткой хроникой послевоенного инакомыслия». Аресты, протесты, суды, голодовки, самоубийства… Почти самый конец «хроники», декабрь 1986 года:
«В результате голодовки скончался заключенный Анатолий Марченко.
В горьковской квартире Сахарова установили телефон. Академику позвонил Горбачев и предложил вернуться в Москву».
Занавес, перестройка, гласность. Диссиденты вышли из лагерей, скоро и «блатняк» выйдет из подполья.
Кстати, о «блатняке»: то, что множество откровенно невиновных советских людей, чьих-то родственников и близких, прошли через лагеря, стало причиной феномена, который сформулировал в своем стихотворении Евгений Евтушенко:
Интеллигенция поет блатные
песни.
Поет она не песни Красной
Пресни.
Дает под водку и сухие вина
Про ту же Мурку и про Енту
и раввина.
Поют под шашлыки и под
сосиски,
Поют врачи, артисты
и артистки.
Поют в Пахре писатели
на даче,
Поют геологи и атомщики
даже.
Поют, как будто общий уговор
у них
Или как будто все
из уголовников…
Произошло взаимное проникновение: культурные люди стали частью тюремного сообщества, а блатная песня стала частью массовой культуры. Отсидевшие поэты писали проникновенные песни, а те, кто не сидел, не считали зазорным им подражать – писали стилизации. Наиболее яркие примеры первых: Юз Алешковский, Константин Беляев, Игорь Эренбург (был сослан за тунеядство, как Бродский)… Вторых: Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Юлий Ким (а он еще отчасти и диссидент)…
Об этом книга Максима Кравчинского «Интеллигенция поет «блатные» песни». Слово «блатные» взято в названии в кавычки не случайно. Автор, с одной стороны, берет это понятие довольно широко: он исследует и сиротские песни, и хулиганские, и белогвардейские, и городские романсы, и куплеты времен НЭП. С другой же стороны, он анализирует лишь один аспект их существования – на экране кино и в исполнении актеров театра и кинематографа.
Кравчинского занимает тот парадокс, что песни, которые явно не поощрялись государственными структурами, не звучали по радио и не записывались на пластинках, выходили на экраны, а потом спускались с этих экранов в народ и становились настоящими хитами.
Кино невозможно без отрицательных персонажей, и «блатные» песни – как оригинальные народные, так и сочиненные профессионалами-стилизаторами – по задумке кинематографического начальства должны были стать их атрибутикой и вызывать либо отрицательную реакцию, либо сатирический эффект. Но вследствие исторического контекста, описанного в книге «Свободные люди», эти музыкальные произведения таковыми не воспринимались. Быть блатным, сидевшим оказывалось незазорно. Автор приводит примеры, когда песни, задуманные авторами как сатирические, потом входили в репертуар ресторанных ансамблей и даже были записаны на пластинках. К примеру, песня Лоры Квинт и Владимира Аленикова «Нет проблем», гротескно спетая Николаем Караченцовым в комедии «Нужные люди», позднее не только была перепета серьезно Михаилом Шуфутинским, но даже дала название его заокеанскому альбому.
В книге собрано множество интересных фактов. Например, оказывается, герои фильма «Путевка в жизнь» «так полюбились зрителям, что было принято решение снимать продолжение». Жиган, роль которого исполнял Михаил Жаров, за убийство Мустафы попадал на строительство Беломоро-Балтийского канала (кстати, о БелБалтЛаге см. на стр. 15 этого номера «НГ-EL»). «Пройдя трудный путь «перековки», – сообщал в мемуарах Жаров, – он становился достойным членом общества».
А еще оказывается, что на выход в прокат знаменитого фильма «Белое солнце пустыни» повлиял лично Леонид Брежнев, который любил вестерны и невероятно высоко оценил картину, где вместо шерифов – красноармейцы, а вместо ковбоев – басмачи. И даже то, что в песне герой обращается к «госпоже Удаче», а не, скажем, к «товарищу», его нисколько не смутило.
Увы, есть и досадные ошибки. При таком объеме материала это неудивительно. Автор пишет, что фильм Леонида Гайдая «Не может быть» снят по рассказам Михаила… Шолохова. Конечно имелся в виду Михаил Зощенко.
В целом же книга содержательная, увлекательная и контекстная. Жаль только, что контекст этих обеих книг – такой невеселый. А что вы хотели? Нелегко на сердце, даже если песня веселая. Потому что она все равно – про лагеря.
комментарии(0)