0
5276
Газета Главная тема Интернет-версия

06.07.2017 00:01:05

Как раз, как я, и выглядит кикимора

Тэги: алексей ремизов, москва, замоскворечье, купечество, сказки, книжная лавка писателей, эмиграция, мистика, париж, иван шмелев, нечисть, кикиморы


23-1-1.jpg
Игорь Попов. Страсти по Ремизову. Завитушки из жития Алексея Ремизова.
– М.: Наталья Попова, «Кстати», 2017. – 464 с.

Юбилейную статью об Алексее Ремизове (1877–1957) – она же о книге Игоря Попова «Страсти по Ремизову» – начну с рассказа самого писателя «Кикимора». Почему? Да просто чтобы вспомнить язык его произведений. А дальше – ясно будет:

«На петушке ворот, крутя курносым носом, с ужимкою крещенской маски, затейливо Кикимора уселась и чистит бережно свое копытце.

– Га! – прыснул тонкий голосок, – ха! ищи! а шапка вон на жерди… Хи-хи!.. хи-хи! А тот как чебурахнулся, споткнувшись на гладком месте!.. Лебедкам-молодухам намяла я бока… Га! ха-ха-ха! Я Бабушке за ужином плюнула во щи, а Деду в бороду пчелу пустила. Аукнула-мяукнула под поцелуи, хи!.. – Вся затряслась Кикимора, заколебалась, от хохота за тощие животики схватилась.

– Тьфу, ты, проклятая! – отплевывался прохожий.

– Га! ха-ха-ха! – И только пятки тонкие сверкнули за поле в лес сплетать обманы, причуды сеять и до умору хохотать».

Бывает так – откроешь шкатулку, а там полно добра всякого: бусы, кольца, сережки, монетки, пуговки, значки. Да мало ли чего! И каждая мелочь уже не мелочь, а драгоценная пылинка, которая целую историю в себе хранит. Может быть, не для всех, а именно для тебя, и это – твоя личная тайна. Но шкатулки разные бывают, и в некоторых драгоценные предметы и истории – для всего народа, для всех, кто хочет ощутить себя причастными к русской культуре. И с книгой Игоря Попова «Страсти по Ремизову» так получается. И даже вдвойне. Потому что в книге-шкатулке истового ремизоведа, как в матрешке, – другая шкатулка, со снами, былями и небылицами уникального писателя с трагической судьбой Алексея Ремизова. А в шкатулке Ремизова, в свою очередь, – вся старинная Москва, которую еще можно восстановить в душе и памяти, а главное – русалочья, водяная, лешая песельная стать русского языка. Недаром, как говорил Игорь Попов в интервью «НГ-EL» в 2011 году, Горький назвал Ремизова писателем «языкатым».

Алексей Ремизов писал сказки, да и сам был похож на сказочного персонажа. 	 Фото 1923 года
Алексей Ремизов писал сказки, да и сам был похож на сказочного персонажа. Фото 1923 года

Напомним, Игорь Попов – прозаик, литературовед, издатель. Человек увлеченный и многогранный, о чем говорит даже небольшая биографическая справка. Окончил Курское суворовское военное училище, Ленинградское и Киевское военные училища, филологический факультет МГУ им. Ломоносова. Работал переводчиком в Непале, заведовал отделом антифашистской литературы в Государственной библиотеке иностранной литературы, возглавлял международный отдел в журнале «Советская литература на иностранных языках», публиковал русских писателей-эмигрантов, вел курс мировой радиодраматургии на факультете журналистики МГУ, автор и переводчик книг «Почему город пал? Страницы истории американского радиотеатра», «Падение города», при его участии изданы книги «Алексей Ремизов. Автографы», «Словарь А. Ремизова». Сам он автор книг «Московские были и небыли» (2011), «Четыре козы и кикимора. Закруты памяти» (2014), а теперь вот «Страсти по Ремизову».

Бережно, как во что-то сокровенное, вводит Игорь Попов читателя в мир творчества Ремизова. Не спеша, раздумчиво, обстоятельно, давая ощутить и покатать на языке его образы, словечки, препровождает в мир московского купечества, куда уходят корни писателя. Но не в мир «темного царства» Александра Островского, подмечает он, а другого купечества – интеллектуального, порою разгульного и самодурствующего, но по большей части просвещающего и меценатствующего. Это касается и дядьев Ремизова по матери – Владимира, Александра, Николая, Виктора Найденовых, и семейства Хлудовых, и отца – Михаила Ремизова. (Изначально он был Ремезов – от птички «ремез»,  но подправил фамилию, от птицы открестившись.) 

По сути, это даже не биографический роман, а особый просветительский жанр. Здесь через прогулки по Москве (дом в Малом Толмачевском переулке, где родился Ремизов, дом Хлудовых в Хомутовском тупике, усадьба Найденовых на Земляном валу), где все подкреплено личными наблюдениями, через знаковые образы – например, «хохочущего пруда» – происходит включение, вживление в творчество Ремизова.

Напитавшись соком, ритмом прозы Ремизова, Игорь Попов и сам витийствует, колдует, раскачивает читателя узорчатым сказовым мотивом. Это как кино или телепередача. Для пробуждения и раскачивания покровов памяти автор наделяет душой и способностью видения вековые дубы (Петр и Павел), темно-бордовый старинный шкаф, который по всем приметам из книжницы Ивана Грозного. Он долго стоял в доме Хлудовых, потом через Владимира фон Мекка перекочевал в Книжную лавку писателей, стал хранилищем рукописных книг из коллекции Михаила Осоргина. И дожил ведь почти до нашего времени – по словам автора, стоял в библиотеке ЦДЛ: дальнейшая судьба, правда, неизвестна.

По большому счету, перед нами – историческая реконструкция, в которой автор везде сам прошел, посмотрел, прикоснулся, послушал, понюхал и через свое воображение по мере возможности оживил былое. Возможно, именно так – не было. Но так – могло быть. А Попов утверждает, что в легендах иногда больше правды, чем в фактах. Потому что легенды – быль отобранная, засевшая в народной памяти.

Реальная жизнь Ремизова, полная лишений, мало похожа на сказку. Родился в купеческой семье. Мать Мария Найдёнова – сестра промышленника и общественного деятеля Николая Найдёнова, посещала Богородский кружок московских нигилистов. Случилась несчастная любовь, в итоге она порвала с революционерами и замуж вышла не по любви – за галантерейщика Михаила Ремизова. Но, несмотря на то, что муж не был ни зверем, ни сатрапом, жить с нелюбимым не смогла: с пятерыми детьми вернулась к братьям. Те растили племянников из милости. Алексей Ремизов окончил Московское Александровское коммерческое училище, хотел учиться в Московском университете, но дядя Николай отказался платить, и будущий писатель стал вольнослушателем. По ошибке или были основания (до сих пор спорят), Ремизова арестовали за сопротивление полиции во время демонстрации и на 6 лет сослали в Пензу, затем в Вологду, в Усть-Сысольск (Самарканд). Там он встретил Серафиму Довгелло, которая стала его женой и спутницей до конца жизни. В тюрьме и ссылке – первые писательские опыты: перевод с зырянского «Плач девушки перед замужеством» с подачи Горького через Леонида Андреева напечатали в московской газете «Курьер». После ссылки активная литературная жизнь в Санкт-Петербурге – публикации сказок и легенд «Лимонарь, сиречь: Луг духовный», «Посолонь», «Докука и балагурье», «Николины притчи», романа «Пруд», повестей «Часы», «Пятая язва», драм «Трагедия о Иуде, принце Искариотском», «Бесовское действо», «Царь Максимилиан». В 1921 году эмигрировал в Германию, переехал в Париж, где провел всю оставшуюся жизнь. 

За жизнь создал более 80 книг разных жанров. Умер в 1957 году, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. На родине, как и в случае со многими, – запрет на печать и забвение на долгие годы…

Это сухая выжимка. А Игорь Попов помогает «видеть» глазами писателя, которому было чуждо все казенное, обыденное, который умел творить сказку. Да и сам, по сути, был сказочным персонажем. Вот портрет пера Максимилиана Волошина: «Сам Ремизов напоминает своей наружностью какого-то стихийного духа, сказочное существо, выползшее на свет из темной щели. Наружностью он похож на тех чертей, которые неожиданно выскакивают из игрушечных коробочек, приводя в ужас маленьких детей. Нос, брови, волосы – все одним махом поднялось вверх и стало дыбом. Он по самые уши закутан в дырявом вязаном платке. Маленькая сутуловатая фигура, бледное лицо, выставленное из старого коричневого платка, круглые близорукие глаза, темные, точно дырки, брови вразлет и маленькая складка, мучительно дрожащая над левой бровью, острая бородка по-мефистофельски, заканчивающая это круглое грустное лицо, огромный трагический лоб и волосы, поднимающиеся дыбом с затылка, – все это парадоксальное сочетание линий придает его лицу нечто мучительное и притягательное, от чего нельзя избавиться, как от загадки, которую необходимо разрешить». Еще занятнее у Маргариты Сабашниковой: «Он зябко кутается в вязаный дырявый платок. Голова, запавшая между высоко вздернутыми плечами, выглядывает из них, как цыпленок из гнезда. Очень близорукие глаза распахнуты, будто в испуге. Но рот при этом улыбается насмешливо и добродушно. У него нос Сократа, а лоб такой, какой можно видеть на изображениях китайских философов. Волосы пучком торчат кверху. Дырявый платок и сутулые плечи – принадлежность его своеобразного стиля, равно как и преувеличенный московский говор, где все слова выговариваются медленно и внушительно. Однажды я спросила Ремизова, как может выглядеть кикимора – женский стихийный дух, которым пугают детей. Он ответил поучительно: «Вот как раз, как я, и выглядит кикимора». Смотрите начало статьи.

Книга Игоря Попова, по сути, не только о Ремизове. Сетью с множеством ячеек она охватывает, ловит эпоху, то тут, то там, как искорки, вытягивая, выхватывая истории, судьбы. Вот рассказ о купце Михаиле Хлудове, который держал у себя дома тигриц и умер от белой горячки, беснуясь в комнате, обитой войлоком. Вот история фотокарточки работы Владимира Мартынова, где девятимесячный Ремизов запечатлен с любимой няней-кормилицей Евгенией Петушковой, образ которой запечатлен в сказках «Докука и балагурье» и «Русские женщины»: няня стала для него образцом русской женщины и самой России. Вот зырянка Оде на пне огромного кедра воздевает руки к небу, и – готов образ для «Плача девушки перед замужеством». Вот, как бы попутно, – смерть на виселице друга писателя по ссылке, революционера Ивана Каляева, террориста-смертника, убившего князя Сергея Александровича Романова... 

Ремизова тоже завлекали на этот путь. Но все-таки вовремя ощутил, угадал – иначе надо. Не кровью запечатлеться в памяти людей, а драгоценной рудой русского слова. «Для сохранения России, в вечном ее смысле, им сделано более, чем всеми политиками вместе», – заметила Марина Цветаева. И мы под этим подписываемся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1170
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3008
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2118
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1688

Другие новости