0
8412
Газета Главная тема Интернет-версия

29.06.2017 00:01:05

Десять пьяных волков

Тэги: нобелевская премия, герман гессе, миссионерство, гуманизм, германия, антифашизм, пацифизм, борис гребенщиков, рината литвинова, эдуард хиль, земфира, музыка, психоанализ, математика


Воспитанный в семье миссионеров Герман Гессе видел свою цель в проповеди гуманизма.	Фото 1920-х годов
Воспитанный в семье миссионеров Герман Гессе видел свою цель в проповеди гуманизма. Фото 1920-х годов

Писатель, художник, лауреат Нобелевской премии по литературе Герман Гессе (1877–1962) относится к тому типу творцов, о чьей жизни и судьбе можно узнать из его произведений. Главным героям он, как правило, «дарил» собственные черты характера, факты биографии, инициалы (Гарри Галлер из романа «Степной волк») и даже свое имя (женским вариантом имени Герман наделена девушка из того же «Степного волка» – Гермина).

А биография у Гессе для писателя, можно сказать, образцовая. Религиозные родители. Семинария при монастыре. Юношеское чувство одиночества. Душевное расстройство и попытка самоубийства. Работа продавцом в книжных магазинах. Три брака. Открытые пацифистские взгляды в разгар войны. Более десяти романов (в литературном смысле). Нобелевская премия по литературе. Все это – и многое другое – за 85 лет. Жить долго надо не только в России, но и в Германии (где Гессе появился на свет), и в Швейцарии (где провел многие годы и умер). Но обо всем по порядку – хронологическому.

Герман Гессе родился в немецком городке Кальве в семье немецких миссионеров. Германа, его брата и двух сестер воспитывали соответственно: в четыре года будущего нобелиата отдали в миссионерскую школу, затем в христианский пансион, а в четырнадцать лет он стал семинаристом в монастыре Маульбронн. Помимо изучения Евангелия, древних языков Герман занимался древнегреческой поэзией, немецкой литературой и сам писал стихи. Впрочем, литературный талант проявился еще раньше: в десять лет он сочинил для сестры Маруллы сказку «Два брата».

Позже Маульбронн появится в романе «Нарцисс и Златоуст» как Мариябронн, а семинарско-монастырская жизнь будет описана в автобиографической повести «Под колесом». Примерно через полгода после поступления в семинарию у Гессе наступил первый душевный кризис, закончившийся попыткой суицида и психиатрической клиникой. С учебой не заладилось, и через год Герман начинает работать – сначала учеником в типографии, потом в миссионерском издательстве у своего отца, механиком на часовой фабрике. Владелец фабрики Генрих Перро войдет в историю литературы: в романе Гессе «Игра в бисер» его фамилию получит «Бастиан Перро, большой любитель всевозможных ремесел, своими руками построивший несколько роялей и клавикордов по чертежам старых мастеров, скорее всего тоже был одним из паломников в страну Востока, о нем рассказывают, будто он умел играть на скрипке изогнутым смычком с ручной регуляцией натяжения волоса в старинной, забытой после 1800 года манере. Перро, взяв за образец наивные детские счеты, соорудил рамку, натянул на нее несколько дюжин проволочек, а на них нанизал стеклянные бусины различной величины, формы и цвета. Проволочки соответствовали нотным линейкам, бусины – значениям нот, и Перро таким образом строил из стеклянных шариков целые музыкальные фразы, развивал им самим сочиненные темы, изменял, транспонировал их, преобразовывал и противопоставлял им другие».

А юный Герман, сменив место работы и став стажером в книжной лавке, читает, пишет и даже публикуется: сначала в одной из венских газет, а в 1899-м выпускает на собственные деньги книжку стихов «Романтические песни». В том же году выходит сборник рассказов «Час после полуночи» тоже в духе романтизма. Тиражи, естественно, небольшие, читательский спрос на книги и того меньше.

Однако скромный литературный дебют не заставил начинающего автора опустить руки: вскоре появились «Сочинения и стихотворения Германа Лаушера, опубликованные посмертно Германом Гессе», о творчестве Гессе узнали и вступили с ним в переписку Райнер Мария Рильке, Томас Манн, Стефан Цвейг... Поступило лестное предложение от берлинского издательского дома Самюэля Фишера, и первый роман Гессе «Петер Каменцинд» (1903) вскоре принес автору славу, деньги и австрийскую литературную премию Бауэрнфельда. Роман, разумеется, тоже был автобиографическим – в нем отразились и жизнь писателя в швейцарском Базеле, и смерть матери, и поездка в Италию, во время которой автор, как и его герой, изучал Франциска Ассизского. В Италию Гессе ездил с будущей первой женой Марией Бернулли (из рода знаменитых математиков) – в браке, продлившемся пятнадцать лет, родилось трое сыновей, а семейный кризис отразился в романе «Росхальде».

Гессе продолжал печататься в журналах, выпускал книги, вместе с другом-писателем Людвигом Тома и издателем Альбертом Лангеном даже основал журнал Marz, съездил в Индию (там работал его отец, родилась его мать) и написал «Записки об индийском путешествии». Но Первая мировая война заставила прийти к мысли: «Как будто сейчас, когда пожар войны охватил весь мир, печатное слово имеет хоть какую-нибудь цену». Об этом писатель высказался в статье «Друзья, не надо этих звуков» в «Новой цюрихской газете». Далеко не всем понравились его пацифистско-«непатриотические» взгляды: «Любовь к человечеству он (Иоганн Вольфганг Гете. – О.Р.) ставил выше любви к Германии, а ведь он знал и любил ее как никто другой. Гете был гражданином и патриотом в интернациональном мире мысли, внутренней свободы, интеллектуальной совести, и в лучшие свои мгновения он воспарял на такую высоту, откуда судьбы народов виделись ему не в их обособленности, а только в подчиненности мировому целому.

Такую позицию можно в сердцах обозвать холодным интеллектуализмом, которому нечего делать в годину испытаний, – и вce же это та самая духовная сфера, в которой обретались лучшие поэты и мыслители Германии. Сегодня самое время напомнить о духовности и призвать к чувству справедливости и меры, к порядочности и человеколюбию, в этой духовности заключенных. Неужели наступит время, когда немцу потребуется мужество, чтобы сказать, что хорошая английская книга лучше плохой немецкой? Неужели дух воюющих сторон, которые сохраняют жизнь взятым в плен врагам, посрамит дух наших мыслителей, неспособных признать и оценить противника даже тогда, когда тот проповедует миролюбие и творит добро? Что принесет нам послевоенное время, которого мы уже теперь слегка побаиваемся, время, когда путешествия и духовный обмен между народами окажутся в полном запустении? И кому, как не нам, предстоит работать над тем, чтобы все снова стало по-иному, чтобы люди снова научились понимать и ценить друг друга, учиться друг у друга, кому, как не нам, сидящим за письменными столами, в то время как наши братья сражаются на фронте? Честь и слава тому, кто проливает кровь и рискует жизнью на полях сражений под взрывами гранат! Но перед теми, кто желает добра своей отчизне и не утратил веры в грядущее, стоит иная задача: сохранять мир, наводить мосты между народами, искать пути взаимопонимания, а не потрясать оружием (пером!) и не разрушать до основания фундамент будущего обновления Европы».

Это и было проявлением «классического гуманизма», в 1946-м принесшего Гессе литературного Нобеля с формулировкой «За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль». Хотя, конечно, высшую писательскую награду он получил не за статью, а в первую очередь за романы «Степной волк» (1927) и «Игра в бисер» (1934). О творчестве Гессе в целом и этих романах в частности написано немало – и о психоанализе, и о переплетении западной и восточной культур, и о теме искусства и культуры, которая очень беспокоила писателя. Точнее, тема бескультурья – она раскрывается, например, в «Степном волке» через образ музыканта Пабло – «смазливого ничтожества, немного тщеславного красавчика, веселого и бездумного ребенка, который с радостью дудит в свою дудку и которого легко подкупить похвалой или шоколадкой»:

«– Важно играть, господин Галлер, играть как можно лучше, как можно больше и как можно сильнее! Вот в чем штука, мосье. Если я держу в голове все произведения Баха и Гайдна и могу сказать о них самые умные вещи, то от этого нет еще никому никакой пользы. А если я возьму свою трубу и сыграю модное шимми, то это шимми, хорошее ли, плохое ли, все равно доставит людям радость, ударит им в ноги и в кровь. Только это и важно. Взгляните как-нибудь на балу на лица в тот момент, когда после долгого перерыва опять раздается музыка, – как тут сверкают глаза, вздрагивают ноги, начинают смеяться лица! Вот для чего и играешь. <…> 

– Согласен, – сказал я холодно. – И все-таки нельзя ставить на одну ступень Моцарта и новейший фокстрот. И не одно и то же – играть людям божественную и вечную музыку или дешевые однодневки. <…> 

– Ах, дорогой мой, насчет ступеней вы, наверно, целиком правы. Я решительно ничего не имею против того, чтобы вы ставили и Моцарта, и Гайдна, и «Валенсию» на какие вам угодно ступени! Мне это совершенно безразлично, определять ступени – не мое дело, меня об этом не спрашивают. Моцарта, возможно, будут играть и через сто лет, а «Валенсию» не будут – это, я думаю, мы можем спокойно предоставить Господу Богу, Он справедлив и ведает сроками, которые суждено прожить нам всем, а также каждому вальсу и каждому фокстроту, Он наверняка поступит правильно. Мы же, музыканты, должны делать свое дело, выполнять свои обязанности и задачи: мы должны играть то, чего как раз в данный момент хочется людям, и играть мы это должны как только можно лучше, красивей и энергичней. 

Я, вздохнув, сдался. Этого человека нельзя было пронять».

Сдался герой, но не автор: Герман Гессе верил, что культура и искусство – движение вверх, а не вниз, что они призваны помочь людям совершать духовное восхождение. Не о том ли пел Борис Гребенщиков в песене «Кусок жизни» из альбома «Электричество»?

Я прорвался на этот 

концерт

Не затем, чтобы здесь 

скучать;

Пусть играет, 

кто должен играть,

И молчит, 

кто должен молчать;

Но все, что я здесь слышал,

Меня погружало в сон;

Дайте мне мой кусок жизни,

Пока я не вышел вон.


Десять степных волков –

И каждый пьян, как свинья.

Я был бы одним из них,

Но у меня семья.

И каждый глядит за дверь,

И каждый лелеет стон;

Дайте мне мой кусок жизни,

Пока я не вышел вон.

А еще была отечественная музыкальная премия «Степной волк», среди ее лауреатов – тот же Гребенщиков, Земфира, «Ляпис Трубецкой», Рената Литвинова, «Мумий Тролль», «ДДТ», Эдуард Хиль, Константин Меладзе. Есть телепередача «Игра в бисер» литературоведа Игоря Волгина (см. репортаж о его юбилее на стр. 11). В общем, слушайте. Смотрите. Читайте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1252
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
787
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1514
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1459

Другие новости