Илья Ильф, Евгений Петров, Михаил Булгаков. Из черновиков, которые отыскал доктор филологических наук Р.С. Кац и опубликовал Роман Арбитман.
– М.: Панорама, 2017. – 96 с. |
В тяжелые времена (а других ведь и не бывает) спасает лишь юмор и самоирония. А тут как раз книжка занимательная вышла. И грянуло несколько юбилеев.
Во-первых, Марк Твен. Нет, у самого Сэмюэля Лэнгхорна Клеменса (таково его настоящее имя) день рождения в ноябре. Зато 2 июня 1897 года газета New York Journal процитировала телеграмму писателя. Ею он опровергал внезапно появившиеся слухи о его смерти. Опровергал следующим образом: «Сообщения о моей смерти сильно преувеличены».
Знаменитая шутка.
Фраза, которую цитировали многократно.
Изящный и остроумный ответ талантливого журналиста на фейковую новость (то есть ответ другим журналистам, несколько менее, по всей видимости, талантливым).
Во-вторых, 4 июня 1922 года вышел первый номер еженедельного приложения к газете «Рабочий». Вскоре это приложение стало журналом «Крокодил». Советские юмор и сатира. Особенно умиляет, конечно, сатира. Как смело бичевали советские сатирики президента США. Нынешние ювеналы, впрочем, подвергают острой критике президента США не менее отважно. За что им честь и хвала, респект, как говорится, и уважуха.
Игоря Иртеньева мы любим, ценим и поздравляем... Фото РИА Новости |
И, наконец, в-третьих. Так сказать, last but not least (вспомним известное выражение поэта Эдмунда Спенсера, выражение, которое цитировал незабвенный Шекспир: «последнее по порядку, а не по значению»). 25 мая 1947 года родился поэт Игорь Иртеньев. «Правдоруб», автор множества книг и публикаций. В «Крокодиле» он не работал, насколько нам известно, зато с 1994 по 2003 год был главным редактором иронического журнала Михаила Жванецкого Magazine. Один
из авторов этих строк там даже печатался в уютные 90-е (тогда, кстати, сатирики шутили не только над несчастным президентом США, но и над другими официальными лицами).
Марка Твена мы ценим и любим, журнал «Крокодил» мы ценим и уважаем, а Игоря Иртеньева мы ценим, любим, уважаем, а еще и поздравляем.
А вот кое-что из недавнего Иртеньева (цитируем по его блогу в Facebook):
Слухи о смерти Марка Твена сильно преувеличены... Фото начала ХХ века |
Вчера по радио я слышал,
Что вышел вроде бы указ,
А может, даже и не вышел,
Но обсуждается как раз,
Что тем, кто родину
не любит
И даром хлеб народный жрет,
Тем скоро голову отрубят,
Чтоб место знали наперед,
Зароют в землю их сырую,
(Слово на букву «Г» – «НГ-EL»)
вдогонку обольют.
...А тем, кто любит,
тем вторую,
Как полагается пришьют.
Теперь что касается книжки гм… Ильфа, Петрова и Булгакова.
Ильф и Петров предвидели дискуссию Дмитрия Быкова и Андрона Кончаловского. Иллюстрация из книги |
Она с первого взгляда привлекает пытливого читателя. Илья Ильф, Евгений Петров, Михаил Булгаков… И три узнаваемых карикатурных изображения – трех лидеров русской сатиры ХХ века. Из черновиков… Неужели осталось в архивах этих любимых народом писателей что-то неизвестное? Ведь подвижническими стараниями Александры Ильиничны Ильф давно вышли и нетронутые цензурой версии «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка», и повести, и газетные фельетоны. Несколько раз издавался альбом «Илья Ильф – фотограф», знакомящий и с такой неожиданной гранью творчества писателя. Подобная история и с Михаилом Булгаковым: выходил даже восстановленный по черновикам роман «Великий канцлер» – первая, уничтоженная версия «Мастера и Маргариты»…
В выходных данных читаем: «Из черновиков, которые отыскал доктор филологических наук Р.С. Кац и опубликовал Роман Арбитман». И вот тут пытливый читатель многое и многое понимает. Это тот самый Арбитман, о котором вышла книга, оформленная как серия «ЖЗЛ», где он был назван вторым президентом России и даже отправлен в космос… Это же тот самый Рустам Святославович Кац, автор «Истории советской фантастики», где были открыты совсем неожиданные факты о Лунном проекте СССР и его отражении в научно-фантастической литературе… Эти два деятеля литературы умеют находить то, мимо чего прошли другие. Их ирония настолько тонка, что нужно обладать столь же тонким умом, чтобы ее разглядеть.
Из предисловия узнаем, что Рустам Кац принес Роману Арбитману удивительный железный сундучок, который, по словам первого, был «обнаружен им во время уборки чердака на даче, не так давно купленной у внучатого племянника писателя N (тут было произнесено очень громкое, почти легендарное имя)». Оказывается этот писатель «начинал свою литературную деятельность в редакции газеты «Гудок» вместе с Ильей Ильфом, Евгением Петровым и Михаилом Булгаковым». Да, в сундучке рукописи. Но они обладают странным свойством: если вытянуть наугад из них какую-то страницу, то в ней – о том, что именно сейчас обсуждается «в фейс-бу-ке».
Неужели Ильф, Петров и Булгаков были не только гениальными сатириками, но еще и пророками. Похоже, что да… Вот пример из черновиков романа «Двенадцать стульев»:
«На третий день отец Федор стал проповедовать покемонам.
– Покемоны, – говорил он им звучным голосом, – покайтесь в своих грехах публично!
Покемоны хихикали. Самый смелый из них, Пикачу, украл остаток любительской колбасы и взмахом хвоста сбросил в Терек фунта полтора хлеба…»
Конечно, авторы предвидели, что первый зампред комитета по обороне Совета Федерации предложит «ввести законодательные ограничения для игры Pokemon Go и запретить «ловлю» покемонов на территории религиозных учреждений, памятных монументов и кладбищ».
Оказывается, в творчестве классиков нашли отражение и история о том, что учителям не стоит рассчитывать на большие зарплаты, и о том, как Дмитрий Быков брал интервью у Андрона Кончаловского и узнал, что «хочет для России великих потрясений уже просто потому, что Быков – толстый», и о том, что автопробеги были «приравнены к демонстрациям»…
Эта книга – тот приятный случай, когда примечания (довольно подробные) не менее остроумны, чем собственно текст. Фраза «Ильфа и Петрова»: «… для «пятой колонны» вроде вас, Ипполит Матвеевич, я бы сейчас сделал исключение». Примечание Романа Арбитмана: «…Ильф и Петров отталкивались от цитаты из романа Льва Толстого «Война и мир» (том I, часть 3, глава 12), где состоящий на русской службе немецкий генерал Пфуль делает доклад о будущей кампании против Наполеона: «Die erste Kolonne marschiert, die zweite Kolonne marschiert…» («Первая колонна марширует, вторая колонна марширует…» – и так вплоть до пятой колонны)…»
Кто бы, спрашивается, сомневался!
Что ж, так и будем спасаться. Юмором и самоиронией. Спасаться Марком Твеном, спасаться Игорем Иртеньевым, спасаться старым «Крокодилом», спасаться Ильфом и Петровым, спасаться Булгаковым, спасаться Романом Арбитманом и Рустамом Кацем.