Люди, разжигающие костер на спине кита, приняв его за остров, – расхожий сюжет Средневековья.
Эту книгу увлекательно читать и приятно рассматривать. Представляю, как интересно было самому автору делать это необычное исследование. Каждый, кто видел в музее старинные карты или их репродукции в учебниках истории, конечно же, обратил внимание на всевозможных монстров, которыми «населены» эти произведения графического искусства.
Именно искусства. Потому что в них подчас трудно, а то и совсем невозможно угадать реальные очертания островов и побережий, зато совсем непросто не попасть под влияние магии художественного исполнения, фантазии автора – так выразительны все эти фантастические существа. Многими картами не пользовались по их прямому назначению, не брали в плавание, не ходили с их помощью по морям; их заказывали в подарок уважаемым персонам, ими любовались.
Очень часто этих монстров рисовал не сам картограф, а специально приглашенный художник. Это заметно на некоторых иллюстрациях в книге – тот, кто чертил карту, оставлял пустые квадратики, чтобы уже другой человек нарисовал в них живых существ. И это одно из многого интересного, что можно почерпнуть из этой книги.
Чет ванн Дузер. Морские чудовища на картах
Средних веков и эпохи Возрождения / Пер. с англ. Е. Осеневой. – М.: Паулсен, 2017. – 184 с. |
Со зверями на картах та же история, что и с самими картами. Часть из них совершенно фантастические, не имеющие ничего общего с действительностью, часть же – имеют реальные прототипы в природе, но образы их искажены до неузнаваемости. Звери из мифов и легенд на картах Средних веков и эпохи Возрождения соседствуют с реально увиденными в море существами.
Чего стоит только разворот книги, посвященный генезису обличия хорошо известного посетителям Московского зоопарка моржа. На карте 1516 года он похож на слона без хобота, только уши напоминают плавники. А картограф 1522 года изобразил его даже с хоботом – ну слон слоном, только водоплавающий. А вот морж с карты Олафа Магнуса 1572 года более похож на кита или какую-то крупную рыбу вроде щуки, только с четырьмя ногами; и бивни его направлены не вниз, как у реального животного, а вверх. Вероятно, художник видел только бивни, а самого животного не встречал. А вот на более поздней карте, созданной в Исландии Ортелием, моржа уже вполне можно узнать; в основе работа упомянутого выше авторитета картографии Олафа Магнуса, но, как пишет автор книги, «явно чувствуется тут и влияние местных наблюдений».
Да, большинство художников не видели изображаемых ими существ, а только слышали о них. А морские байки – это отдельная история. Кстати, по одной из версий, скандинавские картографы специально рисовали у побережья своего родного полуострова диковинных чудовищ, чтобы запугать чужестранцев – нечего, мол, соваться в наши края, опасно здесь… А возможно, пугали не преднамеренно, а потому, что сами были так напуганы, что не находили ни слов, ни образов, чтобы описать диковинное морское чудовище. Вот как, к примеру, увидев впервые спрута, или, как его называли в Средние века, полипа, рассказать о нем? На карте он похож на рыбу с чешуей, хвостом, усами и восемью крабьими клешнями – по четыре с каждого бока. А дельфины, кстати, очень часто изображаются с человеческими лицами – неужели уже в Средние века подозревали их в разумности?
Хорошо видно, что всех этих сирен отдельно вписывали
в заранее оставленные квадратики. |
Во многом средневековых картографов и графиков запутали пользовавшиеся их безраздельным доверием античные описатели природы и ее обитателей. Вот что можно прочесть в «Естественной истории» Плиния Старшего: «…так что подтверждается общепринятое мнение, согласно которому, что бы ни рождалось в какой угодно части природы, все это есть и в море». В Античности считалось, «что каждому живому существу на суше найдется соответствие в морской стихии». Отсюда и пошли такие причудливые творения – не столько природы, сколько человеческой фантазии. На средневековые карты они перекочевали с римских мозаик и росписей храмов, где изображались морской баран, морской лев, морской конь, морской слон и другие «составные» животные. Передняя часть тела сухопутного зверя, а сзади – рыбий хвост.
«Нередко морские чудища, – пишет Чет ванн Дузер, – появляющиеся на средневековых картах, представляют собой гибридов, наделенных чертами как рыб, так и сухопутных животных: например, морская собака, морской лев и морская свинья». И надо сказать, что эти сочетания, словно в конструкторе, дают самые разные конфигурации – только одних сирен, женщин с рыбьими хвостами, на некоторых картах было по несколько различных типов. Та же история и с морскими собаками: есть с передними лапами, но без задних, есть вообще без лап, просто рыба с собачьей головой…
Кроме упомянутого выше разворота, посвященного генезису образа моржа, в книге есть развороты, представляющие опасных морских чудовищ, а еще – забавных морских чудовищ. Среди потешных тварей есть помесь свиньи с собакой, уместная в каком-нибудь мультфильме, есть нечто похожее на пароход, испускающее дым из слоновьего хобота, есть водяной крылатый дракон с кроличьими ушами, есть женщина, сидящая верхом на тритоне и держащая в руках трезубец и флаг…
Таким представляли себе моржа. |
Еще один сюжет встречается часто на гравюрах, сопровождающих карты. Путешественники встречают в море кита, огромного, как гора. Они принимают животное за остров, высаживаются на него и разводят костер. Чудище, возмущенное таким отношением, приходит в движение и пожирает матросов… Некоторые рисунки поражают своей динамичностью, внутренним движением – одни человечки еще мечутся вокруг костра, а другие уже в пасти чудовища.
А этому существу более уместно появиться в мультике, чем на древней карте.
Иллюстрации из книги |
В целом же книга дает прекрасное представление о путях исторического развития как географии, так и зоологии. На картах XI века мы видим рай с его обитателями и всеобъятный океан, Сциллу и Харибду, морских змеев и сирен. На них нередко встречаются надписи типа «Здесь водятся драконы». Источники XIV века хранят уже вполне жанровые картинки: мужчины в Персидском заливе и в Индийском океане ловят жемчуг, правда, предварительно, как явствует из сопроводительного текста, они при помощи колдовства разогнали морских чудовищ. А в XVI веке и позже среди уже вполне узнаваемых очертаний континентов помимо откровенно мифологических персонажей типа морского монаха и морского епископа (похожих на Ихтиандра из фильма «Человек-амфибия») можно обнаружить вполне натуралистично изображенных акул и дельфинов, тюленей и ламантинов, тех же китов и моржей.
По рисункам на картах видно, как средневековый человек покорял моря, как на земле становилось все меньше белых пятен и диковинных зверей. Уже в эпоху Возрождения мир становится познаваемым, и об этом торжественно заявляют, кроме всего прочего, и географические карты. Так, Мартин Вальдзеемюллер на своей карте изображает не только упомянутого выше слоноподобного моржа, но и короля Португалии Мануэля верхом на чудовищной рыбе. Рисунок символизирует господство этой страны над всеми морями земли – ведь помещен он у южной оконечности Африки.
Так человек покорял моря и океаны. Так это отражалось в графических изображениях.