Финалисты «Большой книги». Фото Екатерины Богдановй
За последнюю неделю стали известны итоги двух главных российских литпремий. Это нас, конечно, ввело одновременно в экстаз, восторг и скепсис, но сначала пара слов о финалистах. Надо сказать, короткие и длинные литпремиальные списки в России частично друг друга дублируют. В шорт-лист «Большой книги» попали (и, забегая вперед, скажем: некоторые были отмечены) несколько книг, не прошедших финального сита «Русского Букера» («Авиатор» Евгения Водолазкина, «Лестница Якова» Людмилы Улицкой, «Рассказы о животных» Сергея Солоуха, «Травля» Саши Филипенко). А вот два фаворита – «Крепость» Петра Алешковского и «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича совпали. Да как совпали! Именно они, скажем сразу, и получили главные призы обеих премий. Алешковский получил «Букера», а Юзефович – «Большую книгу». Никто уже давно ничему не удивляется, вот и мы не удивились.
Половину короткого списка «Букера» – того же Юзефовича, «Мягкая ткань: Батист. Сукно» Бориса Минаева и «Поклонение волхвов» Сухбата Афлатуни – мы уже видели в финале «Ясной Поляны». В шорт-листе «НОСа» – «Люди августа» Сергея Лебедева (совпадение с «Букером») и «Авиатор» Водолазкина (с «Большой книгой»).
Теперь сухой остаток. Лауреатом премии «Русский Букер» стал Петр Алешковский с романом «Крепость». Это стало известно на прошлой неделе. В конце ноября «Большая книга» объявила победителей по версии пользователей Facebook. Каждый лайк книги приравнивался к одному голосу. Все тексты были представлены в открытом доступе. Читательские предпочтения распределились следующим образом: первое место заняла Людмила Улицкая с романом «Лестница Якова», на втором месте Мария Галина («Автохтоны»), на третьем – Евгений Водолазкин («Авиатор»), при этом разрыв между вторым и третьим местом составил всего четыре голоса. И вот, наконец, 6 декабря на торжественной церемонии в Доме Пашкова получили свои награды (символические статуэтки и реальные суммы денег) главные победители «Большой книги».
Лауреат «Большой книги» и
финалист «Букера» Леонид Юзефович. Фото Марианны Власовой |
Третье место заняла Людмила Улицкая. В своей краткой речи она заметила, что это самая неожиданная ее награда, поскольку она привыкла, что «двух кур в одни руки не дают». Но когда директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак открыл конверт с именем автора, занявшего второе место, он не удержался от комментария, что это «снова вторая курица в одни руки». Второе место занял Евгений Водолазкин. Первое же место «Большой книги» занял Леонид Юзефович с романом «Зимняя дорога».
Кстати, о «курах в одни руки». Ранее стало известно, что ему и его книге достался грант на перевод и издание в Великобритании. Эта же книга, помимо прочего, завоевала автору премию «Национальный бестселлер», также в финале «Нацбеста» были и «Автохтоны» Марии Галиной. «Студенческий Букер», где судьями выступают студенты и аспиранты российских вузов, написавшие лучшие эссе об участниках длинного списка, обошелся в этом году без шорт-листа. Сразу представил победителя – Ирину Богатыреву с романом «Кадын», эстетской фэнтези, основанной на алтайских мифах.
Вообще мифами, историей и памятью до навязчивости озабочены герои почти всех букеровских романов этого года. Как говорили члены жюри на летней пресс-конференции, «происхождение современности для современных романистов гораздо интереснее самой современности». Вот главный персонаж «Крепости» (см. «Пять книг недели» в «НГ-EL» от 22.10.15), борющийся с бюрократами археолог, чья родословная уходит к потомкам Чингисхана. Монгольская сюжетная линия переплетается с современной. Не обходится без темы водки, лени, деревни и города, денег и духа, тупого чиновничества и щепотки мистицизма. Крепкий, типично толстожурнальный роман. А победитель – ветеран «Русского Букера». В финале не первый раз. Немудрено, что наконец удостоили. «Мягкая ткань: Батист. Сукно» Бориса Минаева – забавные истории о русской интеллигенции на заре ХХ века. Тоже попытка зацементировать, сохранить историю. Чего только стоит сюжет о профессоре, бальзамирующем тело жены. «И нет им воздаяния» Александра Мелихова (см. рецензию в «НГ-EL» от 14.07.16) – это вообще трилогия о судьбе еврейского героя, причем первая часть («Исповедь еврея») выходила в «Новом мире» еще в 1994-м. Вторая часть («Тень отца») – в 2011-м. И вот третья. Выяснение отношений с памятью о сталинской эпохе перерастает в спор автора с самим собой: живой по языку, но неинтересный по сути.
Лауреат «Букера» и
финалист «Большой книги» Петр Алешковский. Фото Екатерины Богдановой |
«Большая книга» всеядна – ею награждают и монографии, и биографии. Но попадание в финал «Букера», премии за лучший роман (!), историографическое сочинение Юзефовича о генерале Пепеляеве и анархисте Строде в Якутии в годы Гражданской войны (см. рецензии в «НГ-EL» от 20.08.15 и 17.03.16) и вовсе вызвало недовольные голоса. Дескать, ошиблись жанром. Впрочем, книгу вполне можно назвать романом. Другое дело, что местами ему мешает преобладание «документа».
Сухбат Афлатуни написал чудовищно масштабный, пестрый, яркий, разновременной эпос «Поклонение волхвов» (см. рецензию от «НГ-EL» от 25.02.16 и интервью на стр. 2 этого выпуска). Этот эпос был бы совсем хорош, если бы его разбили на три отдельных романа (его части вполне автономны, а количество материала зашкаливает). Еще немного мешают интеллектуализм и холодная эрудиция автора (Афлатуни и критик, литературовед Евгений Абдуллаев – одно и то же лицо). Еще один финалист, Сергей Лебедев, обратился к истории и памяти под другим углом. Герой «Людей августа» в 1991 году находит дневник бабушки и впервые узнает правду о своей семье. Поиски потерянных родственников заканчиваются взрывом дома в Москве в 1999-м, а надежды и иллюзии свободы оборачиваются крахом. Наступает другая эпоха – нулевые. Пока Лебедев больше известен на Западе, чем в Москве, и дело тут отчасти не только в литературном качестве, но и в актуальности тем. За романным фасадом брезжит публицистика.
А вот на звание «Большой книги» в этом сезоне претендовали 11 произведений. И тема времени, истории и самоопределения в них продолжается. Вот и Водолазкин в «Авиаторе» тоже продолжает тему времени, начатую в заслуженно прогремевшем «Лавре». Но «Авиатор» с его историей заморозки подопытного персонажа в 30-е и пробуждения в 90-е на сравнение с «Лавром» тянет мало. Такое ощущение, что он написан без внутренней мотивации, без достаточного вызревания, наспех. (Подробнее о нем читайте в «НГ-EL» от 10.11.16). Писали в нашей газете (см. «НГ-EL» от 07.07.16) и о фантастическом романе «Автохтоны» Марии Галиной, в котором автор ставит читателя перед выбором между фантастикой и реальностью: «…Фантастика здесь – не радужный мир для эскапистов и поклонников дешевых развлечений. Чудо в «Автохтонах» зачастую неуютное, пугающее, смертельно опасное, оно работает по жестокой логике мифа… но при этом любой поступок становится значимым, каждое действие несет в себе скрытый смысл». Особое место среди книг-финалистов занимают «Песни драконов. Любовь и приключения в мире крокодилов и прочих динозавровых родственников». Их автор, ученый-зоолог Владимир Динец, ныне живущий в США, занимался изучением крокодилов и сумел облечь свои исследования не только в научную (в виде диссертации), но и в научно-популярную форму. Хотя «Песни драконов» это и научпоп, и травелог, и даже любовный роман, речь о крокодиловых и о человеческих чувствах… В предыдущем выпуске «НГ-EL» (от 01.12.16) достаточно подробно отрецензировано «Ненастье» Алексея Иванова: «С какой стороны этот добротно скроенный роман, профессионально динамизированный, в плане характеров четко поделенный на секторы, может быть интересен не тому читателю, на которого он заточен, не любителю боевиков и телесериалов, а иному?». О сборнике «Справа налево» Александра Иличевского наша газета не просто упоминала (см. «НГ-EL» от 18.06.15), у нас печатались эссе, вошедшие в эту книгу. Нишу «женской прозы» занимает «Завидное чувство Веры Стениной» Анны Матвеевой – типичная история о любви, женской дружбе, ревности… И зависти, конечно. «Рассказы о животных» Сергея Солоуха на самом деле не рассказы, а роман из жизни современных вузовских преподавателей (в том числе бывших). И, наконец, большекнижный тяжеловес (730 с лишним страниц) «Лестница Якова» Людмилы Улицкой – сага об истории еврейской семьи, семейная хроника и притча одновременно, роман, по-пушкински выражаясь, «отменно длинный, длинный, длинный». Мы бы сузили. Также в финале оказалась «Травля» (см. «Пять книг недели» в «НГ-EL» от 04.08.16) молодого да раннего Саши Филипенко. Да, в нем попадаются страницы прекрасной прозы, но общее ощущение – низведение серьезной и важной темы (противостояние либерального журналиста и жестокой власти) до непритязательной колумнистики.
Что ж, в этом году Алешковский получил «Букер», значит, в следующем удостоится «Большой книги»? А Юзефович получит премию «Русский Букер»?
Так дают ли двух кур в одни руки? Дают, если кур больше, чем рук…