0
7004
Газета Главная тема Интернет-версия

24.11.2016 00:01:05

Ай да свободная пресса!

Тэги: некрасов, поэзия, народ, крестьяне, политика, сатира, xix в, россия, эротика


картина
Дворянин по сословию и гражданин
по душевным устремлениям.
Иван Крамской. Н.А.Некрасов в период
«Последних песен». 1877–1878. ГТГ
Юбилей классика русской литературы Николая Некрасова (1821–1877), одного из самых счастливых и вольготных обитателей школьной программы – что говорить, не только стихи, но и поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога», «На Волге», «Крестьянские дети» не просто читали, а учили наизусть, разбирали за ученической партой – это не только хороший случай перечитать его произведения (что, без сомнения, тоже похвально и полезно), но и повод пробудить литературно-историческую память. И не просто пробудить, а применить ее к современной ситуации.

Все мы знаем, что Некрасов был поэтом по призванию, дворянином по сословию и гражданином по душевным устремлениям. Но не стоит забывать, что Некрасов был, помимо всего этого, журналистом, публицистом и издателем, человеком, кипящим в гуще общественной жизни и чутко отзывающимся на любые ее колебания. Своего рода проводником и чувствительной мембраной, колеблющейся между высшей властью и другими слоями общества. С 1847 по 1866 год – руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник», с 1868 года – редактор журнала «Отечественные записки». А помимо того что редактор и издатель, по взглядам – революционный демократ, то есть надежда и оплот чаяний прогрессивной молодежи того времени.

Так вот, в условиях нынешних запретов в печати, закона об оскорблении чувств верующих личность Некрасова, как никакая другая, может послужить укором и примером человека, боровшегося и пострадавшего за свободу слова еще в середине XIX века. Конечно, в первую очередь речь здесь идет о пресловутой «Оде генералу Муравьеву» 1866 года. После принятия закона о печати 1865 года, по которому ряд изданий освобождался от предварительной цензуры, Некрасов, пытаясь спасти от закрытия «Современник», сочинил и прочитал хвалебную оду генералу Муравьеву-Виленскому, прославившемуся жестокостью и подавлявшему революционные настроения в Петербурге. В оде поэт поступился своими принципами революционного демократа и в итоге заслужил презрение и плевки от своих ближайших друзей и сподвижников. Это было тем более ужасно, что жертва не была оценена – Муравьев окинул Некрасова презрительным взглядом, посоветовал не печатать эти стихи, и «Современник» все равно был закрыт.

Думается, этот «неловкий и неуместный», как именуют его многие, поступок, навлекший на поэта тьму презрения, часто оценивается не совсем объективно. Ведь, по сути, мы застаем здесь «поэта и гражданина» зажатым в клещи, в один из ключевых моментов морального выбора, когда нужно сберечь журнал и выложить за это другое, такое же дорогое и выстраданное – в данном случае убеждения, взлелеянные терзаниями всей жизни, терзаниями о доле народной. Трудно поверить, что Некрасов не представлял себе реакцию сподвижников на такую «измену» (кстати, «измена» ведь была витринной, а не реальной). И тем не менее он решился обречь себя на такой позор и моральные страдания ради своего свободолюбивого «детища».

Свое отношение к «липовой» свободе слова, которую принес закон о печати, по которому ряд изданий освобождался от предварительной цензуры, но вводилась цензура карательная (журнал просматривался цензором уже в отпечатанном виде, и карательные органы получали право привлекать редакторов к суду, уничтожать издания), Некрасов выразил в легких и изящных по стилю, но при этом едких и сатирических «Песнях о свободном слове», созданных в ноябре и декабре 1865 года, напечатанных в «Современнике» и прочитанных поэтом 18 марта 1866 года на вечере в пользу Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым. Прочитанных, как свидетельствуют, с большим успехом. Уже в первых песнях ощутим явный скепсис по поводу полученной «свободы»:

Три друга обнялись 

при встрече,

Входя в какой-то магазин.

«Теперь пойдут 

иные речи!» –

Заметил весело один.

«Теперь нас ждут простор 

и слава!» –

Другой восторженно сказал,

А третий посмотрел лукаво

И головою покачал!

Пожалуй, мы тоже можем покачать головой, особенно обратив внимание на подозрительно знакомые формулировки в библиографическом комментарии к «Песням…», связанные с теми моментами, которые привели к закрытию «Современника»: «Так, первое предостережение «Современник» получил за «оскорбление начал брачного союза» («…это против брака») в статье А.Н. Пыпина «Новые времена», община реформаторов в Нью-Йорке» (1865, № 8), за возбуждение «вражды к высшим и вообще имущественным классам» («Но ведь это на богатых значит бедных натравлять») в статье Ю.Г. Жуковского «Записки современника» (1865, № 9). Во втором предостережении автор статьи «Суемудрие «Дня» (1865, № 10) М.А. Антонович обвинялся в «неприличных суждениях о значении православия» и неуважении к религии («…это против бога»). А несколько позже статья Ю.Г. Жуковского «Вопрос молодого поколения» (1866, №№ 2 и 3) вызвала нарекания в связи с тем, что она «направлена против дворянства» (т.е. «оскорбляет дворянский сан»). (См.: Евгеньев-Максимов В.Е. Последние годы «Современника». Л., 1939, с. 104, 110, 150».)

И тут думается, что неуместная, неловкая и подобострастная жертва за «Современник», принесшая Некрасову столько мучений, в значительной степени оправдана смелостью и твердостью в высмеивании и обличении новых якобы свободных правил для печати. «Ай да свободная пресса!/ Мало вам было хлопот?/ Юное чадо прогресса/ Рвется, брыкается, бьет,/ Как забежавший из степи/ Конь, незнакомый с уздой,/ Или сорвавшийся с цепи/ Зверь нелюдимый, лесной…» – саркастически распевает Некрасов в рефрене к 6-й части «Публика». А в самой «ударной» 7-й части «Осторожность» поэт недвусмысленно и последовательно высмеивает формулировки «предостережений»:

Хорошо поет, собака,

Убедительно поет!

Но ведь это против брака –

Не нажить бы нам хлопот!

Оправдаться есть 

возможность,

Да не спросят – вот беда!

Осторожность! 

осторожность!

Осторожность, господа!

<...>

Но ведь это означает

Оскорблять дворянский сан.

Тисни, тисни! есть 

возможность, –

А потом дрожи суда…

Осторожность, 

осторожность,

Осторожность, господа!..

<...>

Погорели! В этом много

Правды горькой и простой,

Но ведь это против бога,

Против веры… ой! ой! ой!

Тут полнейшая возможность

К обвиненью без суда…

Ради бога, осторожность,

Осторожность, господа.

Многие обвиняли Некрасова в двуличии. Мол, с одной стороны, страдал в стихах о горькой народной доле, а сам жил в роскоши, устраивал псовую охоту, играл в карты, ездил за границу и путался с француженками; с одной стороны, печатал в журнале и открывал литературе великие таланты, а с другой – был замечен в нечистоплотных финансовых махинациях. Опять же был чуть ли не иконой для революционно настроенной молодежи и предал святые идеалы. Однако достаточно почитать стихи Некрасова, чтобы поверить в то, что страдания и убеждения его абсолютно искренни. Корней Чуковский, делавший углубленный обзор жизни и творчества Некрасова, оправдывает поэта, говоря о том, что жизнь сформировала Некрасова помещиком и плебеем в одном лице. Чуковский назвал поэта «двуликим, но не двуличным». Двуликость можно уловить и в случае со свободой слова в печати – трусость, подобострастие перед начальством (только бы не закрыли!), а с другой стороны, параллельная во времени беспримерная война с цензурой в стихах. Кто сейчас на такое способен? Сказать трудно. Так что давайте просто вслед за Некрасовым воскликнем: «Ай да свободная пресса!» и прошепчем: «Осторожность, господа!».  

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
452
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
513
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
308
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
397

Другие новости