0
6869
Газета Главная тема Интернет-версия

29.09.2016 00:01:05

Цензор, сказочник, удильщик

Тэги: проза, русская литература, классика, россия, оренбургская область, охота, рыбалка, аленький цветочек, сказка, архетип, красавица и чудовище


картина
Автор «Аленького цветочка»,
и не только – Сергей Аксаков.
Иван Крамской.
Портрет писателя Сергея Тимофеевича
Аксакова. 1878. ГТГ

«В некотором царстве, в некотором государстве…» – так начинаются многие сказки. И самое известное произведение писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859) – сказка «Аленький цветочек», которую читали и смотрели, наверное, все. Она много раз переиздавалась, ставилась на сцене (в том числе как балет), экранизировалась (был, например, замечательный советский мультик, при просмотре которого женская часть нашего авторского коллектива в детстве каждый раз дрожала от страха, предвкушая появление Чудища): «В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.

Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны, и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех…»

Но все ли помнят, что изначально аксаковская версия старого доброго сюжета «красавица и чудовище» появилась в составе автобиографической книги Сергея Тимофеевича «Детские годы Багрова-внука»? Во время работы над ней Аксаков сформулировал, может быть, главную идею детской литературы: «Тайна в том, что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых и чтоб не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени».

Если обратиться к детству самого писателя, то оно началось с рождения в 1791 году в Уфе в семье прокурора и проходило то в городе, то в родовом имении Ново-Аксаково в Оренбургской губернии. Если быть точным, то сначала это место называлось Знаменкское, потом стало Ново-Аксаковом, а еще после – просто Аксаковом. Так и называется сегодня. В книге же Сергея Тимофеевича оно превратилось в село Багрово.

фото
Корни: родительское имение
в Оренбургской области...
Фото из книги «С.Т.Аксакову 220 лет».
Оренбург: Димур, 2011

Теперь в этом живописном месте ежегодно проходят Аксаковские дни. Это большой праздник областного масштаба – приезжают представители администрации, духовенства, выступают фольклорные ансамбли. В эти дни там шумно и весело. По тропинкам парка и по берегам озера ходят многочисленные группы любителей русской классики, да и просто любителей русской природы.

В последние несколько лет здесь завершает свою работу ставший уже регулярным семинар для молодых писателей «Мы выросли в России». Поэты и прозаики в основном из ближайших регионов – Оренбуржья, Урала, Башкирии – съезжаются в Оренбург, там проходит первый семинарский день – опытные литераторы разбирают работы начинающих. Второй семинар происходит в Бугуруслане. И вот, наконец, Ново-Аксаково… Награждение победителей происходит в восстановленном имении родителей Сергея Тимофеевича, в комнате, соседствующей с той спальней, где, по утверждению писателя, ключница рассказала ему на сон грядущий сказку, которая легла в основу «Аленького цветочка».

Дед писателя по отцу, помещик Степан Михайлович, мечтал, что внук продолжит славный род Шимона – знатного варяжского воина, с которым связывали свое происхождение Воронцовы, Вельяминовы и другие русские фамилии, включая Аксаковых.

В литературе Аксаков дебютировал как поэт, еще учась в Казанском университете – печатал стихи в духе сентиментализма в студенческих рукописных журналах. Тогда же увлекся лингвистическими идеями адмирала Шишкова – того самого противника иностранных заимствований в русском языке, перед которым извинялся в восьмой главе «Онегина» Пушкин:

Всё тихо, просто было в ней,

Она казалась верный снимок

Du comme il faut... 

(Шишков, прости:

Не знаю, как перевести.)

Окончив университет в 15 с половиной лет, Сергей Аксаков перебрался в Москву, а затем в Петербург, служил чиновником – в том числе в качестве цензора. Цензурировал журналы («Московский вестник», «Телескоп» и другие), в которых сам публиковался в качестве автора. Поэтому приходилось брать псевдонимы – их насчитывалось больше двух десятков. По той же причине «безымянными» оказались и некоторые его статьи и рецензии о театре. Между тем Аксаков одним из первых театральных критиков оценил талант актеров Михаила Щепкина и Павла Мочалова. Среди государственных постов Сергея Тимофеевича была и должность директора Константиновского межевого института (сейчас Московский государственный университет геодезии и картографии), что позволило устроить в институт преподавателем русского языка критика Белинского – правда, проработал тот всего несколько месяцев, но дружбу с Аксаковым сохранил надолго.

фото
...И цветы: имение писателя в Подмосковье.
Фото с сайта www.wikipedia.org

Уйдя с казенной службы в конце 1830-х и унаследовав большие отцовские поместья, Сергей Тимофеевич занялся хозяйством и литературой. Без указания имени автора вышел в 1834 году в альманахе «Денница» первый художественный очерк Аксакова «Буран». Ценители литературы уже в нем увидели задатки крупного художника-реалиста. Очерки бывалого рыболова под названием «Записки об уженье» имели успех и вдохновили автора на «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». «Охотничье» продолжение хвалили Тургенев («Такой книги еще у нас не бывало»), Чернышевский («Что за мастерство описаний, что за любовь к описываемому и какое знание жизни птиц!»), Гоголь... Аксаков был очарован Гоголем (хотя потом и разочарован) – именно им вдохновился на создание автобиографической прозы. Литературовед князь Дмитрий Святополк-Мирский в своей «Истории русской литературы с древнейших времен по 1925 год» отмечал, что когда Сергей Тимофеевич познакомился с Николаем Васильевичем, то «признал в нем то, чего не видел ни в Пушкине, ни в ком другом – чисто русского гения. Дом Аксаковых стал храмом гоголевского культа, а сам Аксаков – его верховным жрецом». Гоголь часто бывал в аксаковском подмосковном имении Абрамцево – как и Тургенев, и Тютчев, и Щепкин, и поэт Степан Шевырев, и многие славянофилы (впрочем, Аксаков и славянофильство – отдельная тема).

В Абрамцеве и был написан «Аленький цветочек». Удивительное на первый взгляд дело – писатель-реалист, при жизни известный своими натуральными очерками о природе и быте охотников и рыболовов, сейчас известен в первую очередь как автор сказки. И не простой, а одной из самых популярных. А все просто: безвестная ключница передала будущему писателю архетипический сюжет. Ведь истории о том, что за пугающей внешностью очень даже часто прячется добрая душа и благородное сердце, есть в фольклоре самых разных стран и народов. Этот сюжет «зашит» в подсознании людей вне зависимости от национальности. Не случайно европейская сказка «Красавица и Чудовище», с такой же фабулой, пусть и в несколько ином интерьере, легла в основу популярного мультфильма, а потом и мюзикла.

Ведь «Аленький цветочек» – волшебная история о самом волшебном на свете чувстве: «…Ни одна не полюбила меня за мои ласки и угождения, за мою душу добрую. Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угождения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную, и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучием».

И подобно тому, как корни этого магического растения протянулись в Оренбургскую область, а лепестки распустились в Подмосковье, так и истоки этой красивой сказки уходят в глубокую историю человечества, а цветы радуют наших современников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1234
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
774
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1492
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1443

Другие новости