0
4704
Газета Главная тема Интернет-версия

30.06.2016 00:01:05

Летучие фрегаты лучше танков

Тэги: проза, поэзия, фантастика, крым, евпатория, феодосия, украина, владимир, сказка, вдохновение, дети, танец, физика, оптика, александр грин, максимилиан волошин, маршак, солженицын, маяковский, есенин


проза, поэзия, фантастика, крым, евпатория, феодосия, украина, владимир, сказка, вдохновение, дети, танец, физика, оптика, александр грин, максимилиан волошин, маршак, солженицын, маяковский, есенин На «Летучем фрегате» – художник Николай Редька, издатель Дмитрий Барздун, еще художник Татьяна Глущенко и еще издатель Дмитрий Иванов. Фото Софьи Печёркиной

На первый взгляд может показаться, что литературные встречи в Крыму стали трендом последнего года. Если взять во внимание, что на прошлой и позапрошлой неделе с промежутком в два дня прошло сразу два фестиваля писателей-фантастов – «Летучий фрегат» в Евпатории и «Фанданго» в Феодосии. А месяц назад в Алуште состоялся 1-й всероссийский литературный фестиваль фестивалей «ЛиФФт». А еще месяцем раньше в Ялте проходил «Ялос»…

Однако это впечатление поверхностное. Не все настолько напрямую. Во-первых, литераторов понять можно – где еще собираться на фестивали в теплое время года, как не на побережье Черного моря. А в Крыму гораздо богаче литературные традиции, чем, скажем, в Краснодарском крае. Кубань ассоциируется с казачеством, спортом (сочинская Олимпиада), кинематографом (фестиваль «Киношок» в Анапе), в крайнем случае с кавээном (Михаил Галустян)… О том, что Лермонтов написал повесть «Тамань», помнят только школьники, но не все знают, где она находится. Говорят, Александр Ткачев гордился тем, что мама Александра Солженицына в юности жила в станице Новокубанской, но он уже не губернатор Краснодарского края. Гостиницу «Москва», в которой с компанией футуристов останавливался Маяковский, в которой читал стихи Есенин, снесли, поставили торгово-развлекательный центр, а напротив – двух бронзовых придурочных собак и доску с цитатой: «Это ж не собачья глушь, а собачкина столица». О том, что первая пьеса Маршака для детей была поставлена в краснодарском театре, я вообще узнал недавно… В общем, литературная история, безусловно, есть, но ею как-то не дорожат. Ни государевы люди, ни простой люд. Фестиваль любителей фантастики – «Новокон» – был в Краснодарском крае с 1987 по 1991-й. Но с тех пор ничего заметного из других регионов здесь провести не удалось – ни поэтам, ни фантастам. А это самые пассионарные группы литераторов.

фото
На «Фанданго» писатель Валерий Гаевский и
Геннадий Прашкевич, а также
критик из Санкт-Петербурга Владимир Ларионов
благословляют молодых писателей. Фото автора

То ли дело Крым. Здесь дорожат памятью Александра Грина, проведшего вторую половину жизни в Феодосии и Старом Крыму, написавшего здесь многие произведения, в том числе главный фантастический роман «Блистающий мир». Здесь дорожат памятью поэта и художника Максимилиана Волошина и его экстравагантных гостей-поэтов Серебряного века. Здесь помнят, что в домах творчества Тавриды были написаны многие страницы Михаила Булгакова и Алексея Толстого. И когда организаторы «ЛиФФта» решили проводить фестиваль, их первыми пригласили в Алушту. И фестивали фантастики «Летучий фрегат» и «Фанданго» проходят уже не первый год…

«Летучий фрегат» помоложе. В этом году крымский фестиваль фантастики прошел в четвертый раз. А поскольку он летучий, то впервые он перелетел в Евпаторию. Ранее его организовывал севастопольский энтузиаст Дмитрий Барздун. В прошлом году к нему присоединился сбежавший от войны луганский издатель Юрий Иванов. Вместе они организовали издательство «Шико-Севастополь», выпускают книги своих друзей небольшими тиражами, собственноручно их переплетают, ездят по фестивалям, стараясь как-то распространить.

фото
Сказочник Юрий Кузнецов
в Доме-музее сказочника
Александра Грина. Фото автора

У фестиваля добрые партнерские отношения с книжным фестивалем «Бу! Фест», который в последние годы организует во Владимире Олеся Русалева. Они совместно провели конкурс детского фантастического рассказа и рисунка «Тайна планеты 33–92». Тайна эта проста: 33 – номер региона Владимирской области; 92 – Республики Крым.

Юные писатели, поэты и художники были приглашены оргкомитетом на подведение итогов и награждение. Мама уже двукратной победительницы этого конкурса Кати Борискиной сказала: «Огромное вам спасибо за то, что благодаря вашему конкурсу наши дети стремятся творить!» Будущие возможные звезды фантастики побывали на экскурсиях, поучаствовали в мастер-классах профессиональных писателей и художников, отдохнули на море и как итог получили заслуженный подарок – сборник с собственными рассказами и иллюстрациями.

Интерес вызвал тренинг писательницы Виктории Балашовой «Как разбудить воображение, или Что делать, если Муза застряла в пробке (лайфхаки для писателей)». Непонятное слово «лайфхаки» уже вовсю гуляет по Сети и означает всего-навсего «маленькие хитрости», «полезные советы». На семинар с моря в срочном порядке возвращались как опытные писатели, так и начинающие авторы, надеясь на чудеса, которые должны помочь им творить. Сначала Виктория Балашова попыталась развеять миф о так называемом вдохновении и вечно где-то шатающейся Музе – все от мозга, и если «подзавести» процесс, а не «бросать писать, всем печально сообщая о покинувшем вдохновении, то дело очень быстро пойдет на лад». Балашова поделилась тем, как работает лично она, и провела с участниками семинара небольшую игру. Главный совет заключался в том, чтобы писать регулярно, не бросать «перо» и даже, как акын, просто писать о том, что видишь, – «в итоге процесс пойдет, подзаведенный как та заглохшая машина». И порой именно эти куски, написанные из-под палки, вне прилива вдохновения, оказываются в произведении не менее удачными, чем написанные с помощью Музы.

фото
Вы можете не верить,
но это лекция по физике
в исполнении Ариоллы Милодан,
танцы были позже.
Фото автора

Традиционно фестиваль посетили писатели, художники, издатели и просто любители фантастики из России, Украины, Израиля, непризнанных ДНР и ЛНР.

В этом году «Летучий фрегат» обзавелся собственной премией и для «взрослых» творцов фантастики. Сама атмосфера подсказала, что именно заслуживает награды, – романтика! Символично, что «Малый фрегат» за романтизм в живописи был присужден москвичке Татьяне Глущенко, а «Большой» за те же достижения, но уже в литературе, получила писательница Симона Вилар из Харькова.

В общем, «Летучий фрегат» – это не только место встречи старых друзей, площадка для дискуссий и литературных споров, но и поле, где растут новые таланты. Будем надеяться, что пятый «Фрегат», а значит, и очередной детский конкурс состоятся, а итоговый сборник детского творчества найдет своих благодарных читателей…

С перерывом в два дня в Феодосии начался фестиваль «Фанданго». Состав участников частично сменился, частично остался прежним – кто-то, как я, «перекочевал» с одного на другой.

«Фанданго» назван в честь рассказа Александра Грина и проходит в городе Грина в десятый раз. Его организатор – поэт и прозаик Валерий Гаевский. В обоих своих творческих проявлениях он романтик: «Слово от олова – бронза./ Слово от лова – капкан./ Слово от «ово» – рожденье…/ Так мы начнем восхожденье,/ Друг мой, рассвет-великан./ Может быть, и взорвемся…/ Одуванчиками по небесам…/ Полетим, догоняя облако…/ И вдыхая любовь до обморока,/ Снова станем играть в слова».

Валерий Гаевский – хранитель особой, романтической крымской школы фантастики. Он с увлечением рассказывал о покинувших этот мир Светлане Ягуповой и Леониде Панасенко, об эмигрировавшем в Израиль Даниэле Клугере. И книга «Фантавры-2015», предложенная гостям фестиваля, – это отголосок этапного, исторического сборника «Фантавры», вышедшего в 1983 году и представившего миру крымских фантастов.

Открытие прошло в Доме-музее Грина. Три дня подряд шли мастер-классы для прозаиков – по их результатам к следующему году будет выпущена объемная антология. Такая же вышла по результатам прошлого года. А еще – специальный выпуск журнала «Фанданго», посвященный 75-летию давнего друга фестиваля, новосибирского писателя Геннадия Прашкевича (интервью с ним см. в «НГ-EL» от 19.05.16). Украшением фестиваля стала поэтесса Ариолла Милодан, участвовавшая и в «ЛиФФте». Она в равной степени элегантно танцевала индийские танцы и рассказывала о процессах, происходящих в оптоволоконных сетях. Главную награду фестиваля – приз имени Леонида Панасенко – получил сказочник Юрий Кузнецов.

Хочется верить, что хоть на время отошли в сторону проблемы, камнем преткновения которых стал Крым. Вот только внушает беспокойство то, что пятилетняя девочка Алиса после встречи на «Летучем фрегате» с писателем и бойцом ДНР Федором Березиным спросила организаторов: «Я познакомилась с дядей в погонах, а он мне танком порулить даст?»

Федор, не давай! Летучие фрегаты лучше танков. Пусть Алиса летает, пока маленькая. 

Евпатория-Феодосия-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1335
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1521
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1633
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3891

Другие новости