Гравюра на дереве
«Мушкетеры Людовика XIII», 1857. Иллюстрация из книги |
Сначала о названии книги. M.L.C.D.R. – означает «господин граф де Рошфор» («Monsieur le Comte de Rochefort»). Я не знаю, стоит ли вообще читать Куртиля, если вы не читали Дюма или если «Три мушкетера» оставили вас равнодушным. Наверное, стоит. Все равно перед нами исторический документ, литературное произведение для своего времени достаточно важное. Начну с автора. Гасьен Куртиль де Сандра (1644–1712) – писатель и журналист. В 1660 году, в возрасте 16 лет поступил на военную службу. В первую роту мушкетеров короля – под начало д’Артаньяна. Исторического д’Артаньяна. Воевал то там, то сям: фландрская кампания, голландская война, каталонская кампания.
В 1678-м начинает литературную карьеру, пишет и публикует «Описание того, что произошло в Каталонии в 1674 и 1675 годах» и «Любовные и галантные новеллы». Первые его сочинения оказываются и единственными, получившими разрешение властей. Все, что он напишет после, будет издано нелегально (кое-что под псевдонимом Луи Мофора, но большей частью анонимно). Живет в Италии, Испании, Англии и Голландии, в Голландии и публикует почти все свои произведения. Там же, в Гааге, издает газету «Исторический и политический Меркурий» (1686–1693). Неплохо зарабатывает, регулярно наведывается на родину, покупает недвижимость. 22 апреля 1693 года его заключают в Бастилию на шесть лет. А что вы хотели? Самиздат и тамиздат, как видим, были уже тогда, а уж тайная полиция всех мастей, вероятно, всегда была и всегда будет. Он пишет много и в разных жанрах, но наибольшую известность принесли ему псевдомемуары. Фейковые мемуары, сказали бы сейчас. Первая – и самая знаменитая – его книга «Мемуары M.L.C.D.R.». Далее он пишет «Мемуары г-на Ж.Б. де Лафонтена», «Мемуары г-на д’Артаньяна», «Мемуары г-жи маркизы де Френ», «Мемуары г-на маркиза де Монбрюна» (все лица – исторические, правда, мемуаров не писали) и др.
Арман Жан дю Плесси,
кардинал-герцог де Ришелье. Иллюстрация из книги |
Куртиль не первый и не последний, кто сочинял псевдомемуары, например, достаточно известны «воспоминания» Ришелье, автором которых считается Франсуа де Мезере (1610–1683). Кстати, Мезере написал и «Историю Франции», вещь все-таки вполне историческую и имевшую большой успех. Ришелье за нее назначил ему пенсию, его приняли во Французскую академию и т.д. Потом он, конечно, ударился в оппозицию, примкнул к Фронде, сочинял памфлеты и мазаринады (ругательные тексты против кардинала Мазарини) и всякое такое. Но я отвлекся.
«Мемуары Рошфора» опубликованы в Кельне в 1687 году. Много раз переиздаются, в том числе и после смерти. «Мемуары д’Артаньяна» выходят в 1700-м там же. Их тоже неоднократно переиздают. Да, Дюма читать интересней, недаром именно он и прославился. Дюма динамичней. У Дюма сплошные «картинки и разговоры», сплошное действие и много юмора. Куртиль тяжеловесен, чуть что – отвлекается, пускается в рассуждения и утомительный пересказ событий. Уже Де Сад с его «философскими» разговорами – насквозь пародиен, комичен (кстати, а ведь наиболее известные, «классические» романы Сада – именно приключенческие романы, несмотря ни на что). Куртиль же «читает» свою мораль на полном серьезе. Другое дело, что событий у Куртиля хватит на несколько сотен книжек Дюма. И юмор у Куртиля есть. Помните историю миледи? Эпизод с клеймом есть в самом начале «Мемуаров Рошфора». Только вместо Атоса не повезло отцу Рошфора: «Тут он увидел нечто такое, отчего непременно упал бы без чувств, если бы в это время не лежал, – он увидел, осмелюсь сказать, отчетливое клеймо в виде цветка лилии, из чего был вынужден тут же заключить, насколько заблуждался насчет достоинств своей жены…» Что сделал благородный Атос? Решил повесить злодейку. Рошфор-старший – по-моему, куда лучше: «Но отец продолжал горестно возмущаться, и, когда на его крики сбежалась вся округа, один священник, прежде бывший адвокатом, сказал ему, что хоть беда велика, но и против нее найдется средство: брак недействителен, поскольку имя жены ненастоящее, и нужно немедля вчинить иск».
Гасьен Куртиль де Сандра.
Мемуары M.L.C.D.R., повествующие о наиболее примечательных событиях правления кардинала Ришелье и кардинала Мазарини, а также о многих занимательных подробностях царствования Людовика Великого /Пер. с фр. Я. Семченкова. Изд. подг. В. Алташина, Я. Семченков. – М.: Ладомир, Наука, 2016. – 472 с. (Литературные памятники). |
Вообще про судебные дела у Куртиля в книге немало, судился, он, видимо, часто. Главный герой – Рошфор – начинает военную карьеру, как и сам Куртиль, очень молодым. Но быстро попадает на службу к кардиналу Ришелье, которого боготворит. Который, признаемся, и был единственным великим французским политическим деятелем тех лет. Не короли же. Рошфор выполняет самые разные поручения, при каждом удобном случае хвалит и превозносит своего господина и благодетеля, но описывает его довольно спокойно. Ришелье у Куртиля – хитрый интриган, готовый на все что угодно для достижения цели. Настоящий великий политик, никакого возвышенного безумия, которым страдали персонажи Дюма. Убьет, не поморщится. Не ради личного обогащения, а на благо государства, но все же. Враги Ришелье в описании Куртиля такие же. Нормальные в основном парни, но судьба и история развела по разные стороны баррикад. Сегодня развела, завтра сведет снова. Военные союзы держав и политические взгляды дворян непрочны. Тот же д’Артаньян не любил Ришелье, но верно служил Мазарини. Рошфор после смерти Ришелье тоже служил Мазарини. И все они – шпионы, мушкетеры, заговорщики – служили своим страстям и на благо, как я уже сказал, государства.
Кстати, д’Артаньян. Про дату его рождения в разных местах книги написано разное. В статье Вероники Алташиной «Карта и территория» Куртиля де Сандра» написано, что он «родился между 1610 и 1620-м». В ее же статье «Куртиль де Сандра и Александр Дюма» (обе они помещены в издании в качестве приложения) сказано: «…если бы Куртиля не привлек жизненный путь хорошо ему знакомого Шарля де Баца, графа д’Артаньяна, капитана мушкетеров, а позднее – маршала Франции, родившегося в 1613 году и погибшего при осаде Маастрихта в 1673-м – то скорее всего никогда бы не было и такого великолепного литературного героя, как знаменитый гасконец». В указателе же имен (помимо него в книгу включены также подробные примечания, основные даты жизни и творчества Куртиля де Сандра, синхронистическая таблица дат биографии L.C.D.R. и подлинных исторических событий и др.) сообщается, что капитан-лейтенант мушкетеров родился «ок. 1611/1615». В любом случае произошло данное событие довольно давно, 400, если не ошибаюсь, лет тому назад. В принципе уже в 2011 году можно было начинать отмечать 400-летие гасконца, но можно и сейчас, в 2016-м. И так вплоть до 2020 года. А там – видно будет.
Д’Артаньян в «Мемуарах Рошфора» упоминается, если не ошибаюсь, лишь раз: «…находилось немало людей, стремившихся убедить меня, что я сделал плохой выбор, – и среди них д’Артаньян и Безмо, оба сожалевшие, что всю жизнь посвятили службе Его Преосвященству, так ничего больше и не достигнув». Ну да, верой и правдой служил у Мазарини бедняга мушкетер. А Безмо – гасконец и приятель д’Артаньяна, между прочим, комендант Бастилии. Есть в «Мемуарах…» и некий Валлон (в комментариях сказано, что он, возможно, прототип Портоса). Судите сами: «Герцог захотел съесть омлет с живота Валлона, полковника Лангедокского полка, человека необычайно толстого… Валлон улегся на стол во весь рост, слуги положили омлет ему на пузо, а он был так пьян, что даже не почувствовал…» Пассаж про фрейлину Лавальер и ее возлюбленного д’Этурвиля, которого она бросила ради короля («Эта трагическая история любви, – читаем в примечаниях, – легла в основу романа А. Дюма «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя») мне не понравился. Парень буквально зачах от любви, «возвратился домой и вскоре слег с тоски». Зато настоящий д’Этурвиль был убит при осаде Маастрихта, «он был соратником исторического д’Артаньяна в голландской войне: оба сражались бок о бок и погибли почти в одно и то же время». Ребят, конечно, жалко, но лучше так.
Что еще сказать? Книжка большая, ее научный аппарат, как часто бывает с данной серией, даже интереснее собственно «литературного памятника». Читайте. Неплохо бы перечитать и Дюма. Все-таки Шарлю де Бац д’Артаньяну 400 лет стукнуло.