Несмотря на дождь…Фото Елены Семеновой
С четверга прошлой недели и по понедельник этой на Красной площади проходил книжный фестиваль. Проходил во второй раз. Хотя названия были разные. В прошлом году он именовался «Книги России» – видимо, в честь отмененной одноименной выставки-ярмарки. А в этом году его так и назвали – «Красная площадь». Потому что выставка-ярмарка «Книги России» в этом году состоялась.
Книжный фестиваль «Красная площадь» – событие не узко элитарное, а массовое, так что его мероприятия не были сосредоточены только на литературе. Они захватили весь спектр искусств – театр, перформанс, кино, мюзикл, песня – все, чем можно занять гуляющую публику в летний день. В первый день, разумеется, пришли политики, в частности, премьер-министр Дмитрий Медведев. Приходили они, впрочем, и в другие дни. Председатель Госдумы Сергей Нарышкин, к примеру, вручал награды детям в последний день фестиваля. Но все-таки, хотя Кремль совсем рядом, форум был не политический, а книжный и праздничный. Несмотря на переменчивую погоду.
Совершая обход шатров, можно было одновременно слышать, как детские коллективы в рамках встречи с драматургом и поэтом-песенником Юрием Энтиным поют «Песню Синеглазки» из музыкального детского телефильма «Незнайка с нашего двора», как в шатре «Нонфикшн» поэт, главный редактор издательства ОГИ Максим Амелин, поэтесса и филолог Наталья Азарова, поэт, переводчик Кирилл Корчагин уже в который раз представляют учебник «Поэзия».
Наталья Солженицына и зэковский номер
ее мужа «Щ262». Фото Елены Семеновой |
Заглянув в шатер «Регионы России», можно было попасть на презентацию книги «Алов и Наумов» – послушать воспоминания кинорежиссера, президента Национальной академии Владимира Наумова и актрисы Натальи Белохвостиковой о режиссере Александре Алове, а в шатре «Библиотека» – ознакомиться с ноу-хау в жанре «книга художника». Там на экране декан факультета дизайна Института современного искусства (ИСИ) Оксана Лебедева-Скочко представляла проекты студентов Московского государственного университета печати и ИСИ в рамках проекта «Книга художника – XXI век. Любимые издания как объект медиаискусства». По сути, это новый вид искусства, выросший из русской книжной традиции, создаваемый путем синтеза искусств – литературы, живописи, анимации, музыки и режиссуры. А еще можно было встретить художника Николая Царева, который делал мгновенные графические портреты литераторов.
Музыкант, поэт и прозаик Олег Нестеров.
Фото Андрея Щербака-Жукова |
Немалое количество читателей привлекла прошедшая в том же шатре «Библиотека» лекция вдовы Александра Солженицына Натальи Солженицыной «Солженицын – читатель, школьный учитель, писатель», которая сопровождалась показом редких и интересных фотографий из семейного архива. Конечно, насыщенный творческий путь писателя и общественного деятеля сложно передать за один час, тем не менее Наталья Солженицына сделала это на «отлично» – быстро, компактно, информативно и при этом тепло и искренне, постаравшись нарисовать образ не только писателя, но и вдумчивого и требовательного читателя, труженика и просветителя, талантливого и страстного педагога. Важными подтверждениями были воспоминания и отзывы его учеников. Можно было видеть детские рукописи Солженицына – страничку рукописного журнала 1929 года «XX век» с началом научно-фантастического рассказа «Последний пират», документ, где значится, что Солженицын «выделен комиссией» на «Городской смотр юных талантов», мрачную фотографию из зоны с номером «Щ262», рукописи романов, написанных на «шарашке», и многое другое. Важный момент: отвечая на вопрос «Каким Солженицын был в семье, в бытовых условиях?», Наталья Солженицына отметила, что он никогда никого не принуждал, старался воспитывать детей своим личным примером.
Режиссер Владимир Наумов и
актриса Наталья Белохвостикова. Фото Елены Семеновой |
Это проза. Но, безусловно, и поэзии было уделено на фестивале много внимания. В шатре «Нонфикшн» Максим Амелин и Мария Нестеренко представили собрание произведений первой, по их мнению, русской женщины-поэта Анны Буниной (1774–1829) «Неопытная муза» с миниатюрами, эпиграммами, одами и поэмами. Потом «перепрыгнули» в век XX, и поэт, критик, специалист по русскому литературному конструктивизму Данила Давыдов в лекции «Русский литературный конструктивизм, официальный и неофициальный» рассказал об этом течении в русской поэзии 1920-х годов, которое, увы, прервалось. Выступление лектор иллюстрировал положениями из книг Корнелия Зелинского «Поэзия как смысл» и Сергея Нельдихена «Органное многоголосье».
Ярким было и выступление на главной сцене Олега Нестерова и группы «Мегаполис». Кстати, в тот же день он презентовал уже второй свой роман – «Небесный Стокгольм». Он вживую представил композицию, основанную на сетевом проекте «Жизнь планет», который в прошлом году на сентябрьской книжной выставке-ярмарке получил награду «Книга года» в номинации «Электронная книга». Олег Нестеров изучил историю четырех непоставленных сценариев 60-х годов. Они были написаны, запущены в производство, но оттепель прошла, и картины были закрыты… Музыкант и прозаик рассказывал истории, полные трагизма. Начал с первого сценария Геннадия Шпаликова «Причал». В интерпретации Нестерова это летняя история о двух невестах. Одна – Катя, невеста капитана баржи, которая привезла в Москву лошадей; а вторая – сама Москва, такая, какой она была только в фантазиях Шпаликова. Лето кончилось, фильм закрыли, режиссер Владимир Китайский уехал в подмосковный лес и повесился на осине…
Тутанхамон и дети. Фото Дарьи Стрельниковой |
Второй сценарий «Семь пар нечистых» написали режиссер Владимир Мотыль и прозаик Вениамин Каверин. В основе – реальная история. 14 зэков – половина уголовников, половина политических – в первый день Великой Отечественной войны оказываются на барже в Балтийском море без конвоя. Они могли попросить убежища в Финляндии, но предпочли встать против фашистских захватчиков. Третий – сценарий Андрея Смирнова «Предчувствие» – о мальчике в мире взрослых. И завершилось повествование рассказом о другом сценарии Шпаликова, на этот раз последнем. «Прыг-скок, обвалился потолок» – это произведение о радостях и бедах дружбы с алкоголем… «Это не какая-нибудь драматургия для дяди, – сказал Шпаликов режиссеру Сергею Соловьеву, – а истории из жизни».
По традиции была большая и насыщенная детская программа. Называлась «Хоббитека». Педагоги-аниматоры играли с детьми, читали им книжки, учили рисовать, делать поделки. Было забавно наблюдать на фоне мавзолея Ленина – фараона Тутанхамона. Ах, да это же известный в книжных кругах Максим Петров учит детей писать древнеегипетские иероглифы.
Самым масштабным и знаковым поэтическим событием, конечно, стало представление современной поэзии – а именно прошедший финал Всероссийского конкурса «Время поэтов», в результате которого был присвоен титул «Голос времени». Финал стал результатом подготовительной работы, в процессе которой жюри – актер Валерий Баринов, поэт Евгений Бунимович, издатель Олег Вавилов, главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский, главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова, переводчик и поэт Галина Климова, поэт и драматург Виктор Коркия из 200 поэтических книг (опубликованных на русском языке в РФ), выдвинутых 38 издательствами, вначале отобрали длинный список в 50 книг. Затем тексты книг были размещены в Интернете, и прошло открытое читательское голосование, на основе которого сформировался короткий список.
И вот герои 6 июня – в холодный дождливый день, в день рождения Пушкина – вышли на главную сцену, где в креслах ёжилось в одеяла отважное замерзающее жюри. Выступление каждого автора предварял небольшой видеоклип, где поэтам задавали вопросы – мол, когда и как к вам приходит вдохновение, что вы ждете от сегодняшнего выступления. Станислав Минаков заинтриговал публику строками: «Всё происходит именно тогда,/ Когда не происходит ничего./ Из глаз бежит веселая вода,/ И горний свет ложится на чело... Ты плачешь? Успокойся, ничего,/ Нет разницы меж «ныне» и «всегда»,/ Всё будет непременно и тогда,/ Когда уже не будет ничего». Они были так загадочны, что публика хлопала сдержанно. Зато Мария Ватутина расшевелила слушателей наэлектризованными строками: «Дал же бог очертания, – думает, – разве снимешь при них белье?!/ У меня трусы «до свидания, молодость», и грудь отродясь не стояла, горе мое./ А те всплескивают космами, руками взмахивают, прыгают на одной ноге./ А у девочки нашей весь баул в чесноке». Также выступили Роман Рубанов, Амарсана Улзытуев, Инна Кабыш, Александр Самойлов, Алексей Остудин и Дмитрий Мурзин. Лучшим поэтом, по мнению жюри, получившим титул «Голос времени», стала Мария Ватутина, а вот публика с этим не согласилась: путем нелегкого голосования под дождем (надо было закрывать зонтики) лучшим стал экзотичный и громогласный Амарсана Улзытуев.
Последним событием фестиваля стали поэтические чтения на сцене «Московские библиотеки». На этот раз выступили молодые поэты и музыканты. Не обошлось без курьеза. Один исполнитель пел песню, посвященную дню рождения Пушкина, – она была составлена из поэтических цитат классика, а вместо припева звучало: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» К организатору выступления Александру Бережному подошли представители администрации и упрекнули: «Что же это ваши подопечные ругаются так!» «Но это же слова самого Пушкина!» – возразил Александр. «Все равно не надо!» – заверили его.