0
4573
Газета Главная тема Интернет-версия

03.12.2015 00:01:05

В рабочем порядке

Тэги: книги, ярмарка, литература, поэзия, проза, nonfiction, василий аксенов, борис мессерер, белла ахмадулина, иосиф бродский, евгения гинзбург, лев рубинштейн, авангард, искусство, художники, дмитрий пригов


книги, ярмарка, литература, поэзия, проза, non-fiction, василий аксенов, борис мессерер, белла ахмадулина, иосиф бродский, евгения гинзбург, лев рубинштейн, авангард, искусство, художники, дмитрий пригов Издатель Виктор Гоппе показывает фотографию художника Виктора Умнова. Фото Елены Семеновой

Конечно, Год литературы еще не завершился и подводить его итоги еще рано. У нас впереди еще целый декабрь. А это значит – впереди вручение самых престижных литературных премий, впереди фестиваль «Москва – город поэтов» вместе со взятым им в этом году под крыло IX фестивалем литературного и художественного авангарда «ЛАПА АЗОРА». Впереди еще много литературных мероприятий. Но кое о чем поразмыслить уже можно. Наиважнейшей идей проведения Года литературы было, по всей видимости, повышение интереса к чтению. Задача важная. Побуждение к чтению. Или принуждение к чтению? И адресатами многих мероприятий, случившихся как в Москве, так и в других городах России, были не заядлые книгочеи, а те, кто, в общем-то, читать любит не особенно. Их старались заинтересовать, увлечь. И значение этого трудно переоценить… Однако Ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction, завершившаяся в прошлое воскресенье, – явление другого порядка. Во-первых, она традиционная – проводилась в 19-й раз. Во-вторых, ее адресат – тот, кого не нужно побуждать к чтению. Ее адресат – настоящий любитель книги умной, интересной, серьезной. Пожалуй, нигде не найти такого разнообразия книжной продукции, как на non/fiction в Центральном доме художника. Тут и историческая литература, и филологическая, и биографическая, и детская, и познавательная, и хорошая проза, и поэзия… Кто-то идет на non/fiction, чтобы найти книги подешевле, кто-то – чтобы найти книги, которых попросту больше нигде не найти.

Одним из важных мероприятий в контексте in memoriam стала презентация книги Василия Аксенова «Ловите голубиную почту...». Письма (1940–1990 гг.)», вышедшая в Редакции Елены Шубиной издательства «АСТ». Мероприятие посетил сын писателя – Алексей Аксенов, кстати, поразительно похожий на отца. Елена Шубина рассказала, что архив Василия Аксенова, привезенный из Америки, теперь хранится в Доме русского зарубежья им. Солженицына, о том, что в книгу, носящую биографический характер, включены ранее не публиковавшиеся документы, среди которых, например, письма Евгении Гинзбург сыну из Магадана, тянущие на настоящий роман. Переписка Аксенова с женой, с Борисом Мессерером и Беллой Ахмадулиной, с Иосифом Бродским (ответные письма поэта, правда, не приведены, нет прав на публикацию) представляет образец уходящего искусства эпистолярного жанра. Рассказал о своей работе составитель книги Виктор Есипов, начавший заниматься архивом в 2010 году – первые две книги вышли в 2012 и 2014 годах. Среди интересных фактов, приведенных в книге, он поведал о постановке пьесы «Цапля» в Париже. Или, скажем, вот о таком. Пришел Валентин Катаев в редакцию «Юности» и спросил – есть ли среди авторов журнала врачи? Ему посоветовали Васю Аксенова. Так получилась повесть «Коллеги». Ирина Барметова, координатор «Аксенов-фест» в Казани, подчеркнула, что книга создана из писем, написанных от руки, которые передавали с нарочными, и отметила то, что герои умели писать письма как диалоги, растянутые во времени, и книга, по сути, представляет собой семейный роман.

люди
Поэт Лев Рубинштейн и его
деревянная книга.
Фото Елены Семеновой

В тот же день состоялся разговор о человеке, творившем в совершенно ином контексте, можно сказать, в параллельном измерении, – Пригове. В ходе мероприятия «По приговским местам» публике представили том «Москва» – неполное собрание сочинений Дмитрия Александровича Пригова, которое комментировал исследователь и издатель последнего  Сергей Шаповалов. В процессе разговора представили несколько заснятых на видео перформансов, среди которых было довольно жесткое «высказывание» против фашизма – Child and death, во время которого Пригов под музыку Доницетти хищно пожирает курицу. Из разговора, впрочем, как и из недавно прошедших Приговских чтений, стало ясно, что только после его смерти началось реальное осмысление значения и «местоположения» его творчества в современной культуре. Ведущая подчеркнула тот факт, что Пригов всегда существовал между культурных языков, он называл себя не художником, не поэтом, не писателем, не перформером, но – деятелем культуры. Именно эта свобода – не привязанность к тому или иному дискурсу, убеждение, что никакой язык не может быть главенствующим, избегание прямого высказывания, попытка описания мира как универсума – позволила исследователям творчества проводить параллели с великими – Данте и Гете. Именно поэтому во время беседы отметили, что Пригова нельзя воспринимать по одному стихотворению, перформансу – его нужно читать сразу собранием сочинений.

Сразу несколько презентаций было связано с жанром «книги художника». Во-первых, следует сказать о презентации книги крупнейшего исследователя в этой сфере, писателя и художника Михаила Погарского, которая так и называется – «Книга художника». Солидное издание в строгой черной обложке на мелованной бумаге – нечто среднее между альбомом и поэтапным искусствоведческим исследованием. Понятное дело, что в таком живом, пространственном понятии, как «книга художника», нельзя было обойтись без большого количества иллюстраций. А в «Литературном кафе» театр «Тень» представил целый арт-объект – массивную деревянную (где-то полметра в длину) книгу поэта Льва Рубиншейна «Четыре истории» в кожаной клепаной обложке с иллюстрациями Дарьи Гостевой в духе наивного искусства. Книгу делали два года. Между прочим, театр обещает продолжить выпуск таких артефактов, при этом держа в тайне, кто из поэтов или писателей в дальнейшем такой чести удостоится. Еще одна акция на грани двух искусств – издание и презентация детской книги «В Эрмитаж пришел поэт». Идея ее несложна, занимательна и восходит к описательному жанру, популярному в XIX веке. Поэты Галина Дядина и Андрей Усачев ходили по Эрмитажу и писали стихи под впечатлением картин. Авторы прочитали послания к картинам «Зимний пейзаж» Лейдена, «Таитянские пасторали» Гогена, «Мост Ватерлоо» Клода Моне (Андрей Усачев красиво обыграл длинный звук «о» в названии моста), «Начало весны. Маленькие фавны» Боннара и др. В книге, понятное дело, вкупе со стихами представлены и вдохновлявшие на них картины.

На стенде издательства «СПб Графика» художник и издатель Виктор Гоппе представил свое новое детище – сборник Александра Введенского «Элегия», иллюстрированный органично дополняющими тексты литографиями с рисунков слепого художника-шестидесятника Виктора Умнова. Это издание стало продолжением проекта издания Введенского в оформлении художников-концептуалистов – в 80-е Гоппе сделал книгу «Разговор о картах» с иллюстрациями Владимира Немухина. Эксклюзив издания (а книги у Виктора Гоппе ввиду трудоемкости процесса выходят малым тиражом) заключается еще и в том, что оно вышло с автографами автора. По опыту маршана Амбруаза Воллара Виктор предложил художнику, используя мышечную память, с помощью картонной рамки поставить свою подпись, и эксперимент удался. Контрастно по отношению к этому прекрасному, но маргинальному проекту выглядел другой – всеохватный, искусствоведческий. В рамках издательской программы Музея современного искусства «Гараж» и издательства «Ад Маргинем» вышла искусствоведческая книга Хэла Фостера, Розалинд Краусс, Ив-Алена Буа, Бенджамина Х.Д. Бухло и Дэвида Джослита «Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм» – издание объемом 816 страниц с 744 иллюстрациями. Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов отметил хороший перевод, ненаукообразный язык, переводчик Алексей Шестаков и кандидат культурологии Юлия Лидерман рассказывали об «открытой структуре» книги, представляющей сквозные темы, дающие представление о смене стилей. В выстроенных хронологически главах описываются ключевые этапы, проводится анализ поворотных моментов, прорывов модернизма и постмодернизма, шедшие им наперекор реакции.

В Авторском зале об истории с географией рассуждали три финалиста премии «Русский Букер» Роман Сенчин («Зона затопления»), Гузель Яхина («Зулейха открывает глаза») и сотрудница «НГ-EL» Алиса Ганиева («Жених и невеста»). Говорили о том, как мы сочиняем собственное прошлое, что связывает Сибирь, Татарию, Москву и Кавказ, ну и, конечно, куда Россия движется. И с какой скоростью. Кстати, сегодня вечером мы узнаем, станет ли кто-нибудь из них лауреатом.

И это лишь малая толика мероприятий, состоявшихся на non/fiction. Каких-то скандальных и ошеломительных мероприятий не было. Все было ровно. Ровно хорошо. Ровно интересно. В рабочем порядке. И надо сказать, что в залах ЦДХ в эти дни было очень даже людно. И проходя по ним, можно было наглядно убедиться, что читающих людей в нашей стране превеликое множество.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1400
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3291
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2382
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1913

Другие новости