Участники публичных дебатов премии НОС Тимофей Дзядко, Дмитрий Споров, Николай Усков, Константин Богомолов, Ирина Прохорова под приглядом суровых русских классиков. Фото Александра Гаврилова
В Красноярске все чаще и чаще что-то происходит. Хорошее. Литературное. К примеру, вот воспоминание о Пригове в «Журнале ЖЖ». Поэт Глеб Шульпяков:
«Однажды мы возвращались из Красноярска в Москву после неких литературных мероприятий. Самолет вылетал ранним и темным зимним утром. За окнами начиналась метель, даже буран, и наш самолет трясло, хотя он был еще на земле. Чтобы не думать о плохом, я подсел к Пригову, который с невозмутимым спокойствием что-то читал в соседнем кресле. «Я посижу с вами, Дмитрий Александрович, – сказал я, – можно? Рядом с вами кажется, что смерти и нет». – «Да, да, – рассеянно согласился он. – Конечно». А потом посмотрел поверх очков и задумчиво добавил: «А она есть».
И такого много. Писатели летят в Красноярск. Иногда едут на поезде. Директор Института книги Александр Гаврилов по этому поводу написал у себя в Facebook:
«Удивительно, как по мере делиберизации столицы Красноярск выходит на первый план (отчасти вынужденно). Там (в Москве. – «НГ-EL») крушат библиотеки, тут строят. Там гибнут книжные ярмарки и фестивали, тут – цветет».
Красноярская ярмарка книжной культуры (КРЯКК), детище Фонда Михаила Прохорова, действительно цветет. Уже в девятый раз сюда съехались крупные издательства, писатели, журналисты со всех концов света и разомкнули объятья для тех, кто хочет думать, спорить, читать, меняться и расширять сознание. Собственно ярмаркой дело не кончается. Помимо выставки и продажи книг в павильонах комплекса «Сибирь» кипят споры, выступления.
Программа делится на три составляющие. Во-первых, мастер-классы для библиотекарей, круглые столы по авторскому праву, книжной дистрибуции, полиграфическим технологиям, аудио- и электронным книгам и т.д. Во-вторых, дискуссии по теме эволюции книги, семинары по книжному дизайну, выставки, инсталляции, перформансы, музыкальные и видеопрограммы. В-третьих, презентации современных писателей, поэтические читки, круглые столы о современном литературном и премиальном процессах, жанровых инновациях и пр. Мероприятия проходили не только в павильонах ярмарки, но и в филармонии, музыкальных центрах, театрах и на других арт-площадках Красноярска. Также работала игровая площадка для детей с мастер-классами по настольным играм, лекциями и прочим. Все это пиршество мозга ежедневно обозревал специальный цветной листок «КРЯКК Daily».
В общем, за пять дней успели обсудить многое. И Гражданскую войну в Сибири, и трэвелоги, и информационный занавес «Исламского государства» (запрещено в РФ), и русскую экспансию в Центральной Азии и Сибири, и праздники как символическое единство территории, и социальную интеграцию детей-аутистов, и культурную мифологию Сибири, и кулинарию, и комиксы, и язык Шаламова, и русский роман, и ожидания иностранцев, попадающих в Россию... Лауреат премии «Просветитель» Ася Казанцева объяснила, как мозг ориентируется в пространстве. Журналист Сергей Пархоменко представил проект «Последний адрес», посвященный жертвам политических репрессий. Репортеры Андрей Лошак и Ник Филдинг (Великобритания) дали мастер-класс для работников СМИ. Красноярцы радостно встретились с суровыми прозаиками Германом Садулаевым, Романом Сенчиным, а еще с писателем Леонидом Юзефовичем, режиссером Константином Богомоловым, культуртрегерами Борисом Куприяновым и Кириллом Маевским, поэтом Андреем Родионовым, американским поэтом Кристофером Мериллом и т.д. и т.п. Мерилла, директора международной писательской программы в Айова-сити, я в последний раз видела среди кукурузных полей Нового Света, так что столкнуться в лифте посреди Сибири было особенно волнующе.
Кульминацией КРЯКК, как обычно, стали публичные дебаты судей премии НОС. Обсуждали длинный список. Решали, кто попадет в шорт-лист. Председательствовал в жюри уже упомянутый Богомолов. А спорили – руководитель проекта «Сноб» Николай Усков, директор нижегородского филиала Госцентра современного искусства Анна Гор, историк, руководитель фонда «Устная история» Дмитрий Споров, редактор РБК Тимофей Дзядко и ряд критиков. Модерировала традиционно бурные и долгие дебаты координатор и вдохновитель и премии, и ярмарки издатель Ирина Прохорова.
Открытость принятия решения – то, что выделяет НОС из ряда прочих литературных премий. Еще один маркер – акцент на инновационность, одна из расшифровок аббревиатуры НОС – «новая словесность». Но при этом «современность/инновационность текущей прозы организаторы премии рассматривают прежде всего под углом «новой социальности» литературного текста: как создание новых смыслов, новой системы художественных координат, новой ментальной и метафорической карты мира». Так что выходит в итоге – кто в лес, кто по дрова. И получившийся короткий список эту противоречивость демонстрирует. В него наряду с авангардными текстами попали и весьма традиционные, засветившиеся в мейнстримных премиях. Судите сами:
1. Александр Ильянен. «Пенсия».
2. А. Нуне. «Дневник для друзей».
3. Полина Барскова. «Живые картины».
4. Татьяна Богатырева. «Марианская впадина».
5. Данила Зайцев. «Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева».
6. Мария Голованивская. «Пангея».
7. Гузель Яхина. «Зулейха открывает глаза».
Удивило, как на этот счет высказался Усков в своей снобовской колонке. «Литература, – отметил он, – во всяком случае, проза, – это прежде всего внятно рассказанная история. Поиски формы вторичны, хотя и существенны».
Лично я, пожалуй, готова и согласиться, но НОС, казалось мне, позиционирует себя совершенно иначе. Это премия, для которой важна новизна, в том числе и провокационная новизна формы. Так что внятная история – это совсем не по адресу. Поэтому продолжение усковской колонки вдвойне интригующе:
«И с этой точки зрения вычислить главную книгу нашего короткого списка несложно. Впрочем, называть ее я не буду, подождем финальных дебатов жюри в январе 2016 года».
Что ж, подождем. Что еще остается?
КРЯКК закончилась на полной, насыщенной ноте. Грустной, но насыщенной. Многое стало ясным. Сумрак невежества, если и витал кое-где, то рассеялся. Гости ярмарки разлетались на свои континенты, полные Сибирью до краев. Сибирью и присущим ей духом свободы и вольнодумства. Булгаков, Пушкин, Достоевский и Бродский, ставшие брендами этой КРЯКК, сурово провожали взглядом наше поколенье. А Сенчин взял топор и поехал в сибирскую глушь рубить дрова.
Красноярск–Москва