Московский поэт Сергей Злыднев перед окнами, за которыми был рассказан «Аленький цветочек». Фото Александра Антипова
Как известно, в России полным ходом проносится Год литературы. Так что литературных мероприятий кругом хоть отбавляй. С началом нового литературного сезона стали просыпаться регионы. То на Урале что-нибудь книжное отчебучат, то в Татарстане, то в Сибири… В Казани в течение года проходят целых четыре фестиваля, в Красноярске – фестиваль «Куб», а в Канске - «Зазубрина», по Карелии кочует литературный фестиваль «Петроглиф», в деревне Каблуково проходят литературные встречи «Каблуковская радуга», в Коктебеле традиционно, уже в тринадцатый раз, провели симпозиум «Волошинский сентябрь», набирает обороты Всероссийский конкурс идей литературных достопримечательностей «Литературный след». Гумилевский фестиваль проходит не только в Москве, но и в Бежецке. Обо всем этом говорили на днях в Твери на Слете кураторов литературных фестивалей (об этом подробно см. репортаж «Гении мест» в «НГ-EL» от 24.09.15). А начинается все сейчас, в конце сентября. В смысле - открытие сезона.
Ну и мы не лыком шиты. Мотаемся кто куда горазд. От южных гор до бескрайних степей.
Книжная ярмарка «Тарки-тау» в Махачкале прошла на прошлой неделе в четвертый раз. Поучаствовать согласились интересные и статусные литдеятели вроде главного редактора журнала «Октябрь» Ирины Барметовой, поэта, «новомирца», собирателя писательских голосов Павла Крючкова, также сотрудника «Нового мира» эссеиста Михаила Бутова, писателя, литературного критика Владимира Новикова, писателя Александра Снегирева, детского писателя, поэта, переводчика Анастасии Строкиной, детского писателя Ильи Ильина и т.д. Наряду с литераторами первого-второго ряда приехали и лица менее примечательные, а некоторые даже слегка сомнительные. «Прекрасно! – скажете вы. – Да здравствует разнообразие взглядов и красок, идей и перьев!» И мы согласимся. Но с поправочкой. Слишком уж контрастные перепады в качественном уровне участников мероприятию могут и навредить. Могут его дискредитировать и отпугнуть тех, кто брезглив, ну, или просто блюдет репутацию. Да и в условиях экономии на всем и предельной нехватки денег (участников даже не кормили) лучше меньше по количеству, но сильнее по мыслям и текстам. Как бы то ни было «Тарки-тау» – ярмарка молодая, так что организационные огрехи ей простить можно. И непутевых волонтеров, и неработающие микрофоны, и полное отсутствие обычного кавказского гостеприимства, и абсолютно непродуманный досуг приехавших писателей. В конце концов на недавнем литературном фестивале в Башкирии провалов было больше. Там прибывших на поезде участников литературного экспресса развозили в гостиницу на такси, потому что автобус в последний момент подвел. А гостиница и вовсе оказалась студенческой общагой.
Ассоль на берегу
Каспийского моря. Фото Анастасии Строкиной |
Но это то, что касается бытовой части. Что до содержательной, то главный упор «Тарки-тау» пришелся на детскую программу. Издательства в основном приехали тоже детские – «Компасгид», «Самокат», «Розовый жираф» и др. Анастасия Строкина, чья иллюстрированная книга «Кит плывет на север» была отмечена призом ярмарки, давала по несколько выступлений в день. Махачкалинские школьники, в том числе с ограниченными возможностями, наперебой декламировали ее стихи. А вот на рассказ Павла Крючкова о Чуковском вместо обещанных детей пришли библиотекарши, и ему пришлось на ходу, импровизационно перестраивать свою лекцию. При полном аншлаге рассказал о своих книгах «ЖЗЛ» Владимир Новиков. Любителя турников Александра Снегирева одолевали желающие подписать его новый роман «Вера». А Ирину Барметову преследовали вопросами о том, есть ли перспективы у дагестанских авторов на общероссийской сцене. В последний день участников ярмарки свозили в Дербент, который на днях по-потемкински справлял двухтысячелетие. Показали крепость «Нарын-кала», музей религий и т.д. Михаил Бутов впервые увидел, как растет гранат. Но это, как говорится, тоже не совсем по делу. По существу у ярмарки есть все шансы стать по-настоящему международной и прогрессивной. Для этого, как заметила та же Барметова, хорошо бы, во-первых, вытащить выставку из душной национальной библиотеки на ветреные, но теплые улицы города. Это привлечет гораздо больше потенциальных читателей. А то издатели жаловались, что книги продаются плоховато, да и рекламы ярмарки почти не было. Ни растяжек, ни афиш, ни телевизионных объявлений. Расписание мероприятий висело только в фойе библиотеки. Во-вторых, хорошо бы бережнее относиться к приглашенным и обеспечить их волонтерами. Море, рынок, кафе, сувенирные магазины – все это гостям приходилось искать самостоятельно, транспорта от гостиницы не было и т.д. В-третьих, очень важно избежать формализма и принудиловки. Ярмарка – это по-хорошему праздник книги. На многих мероприятиях – и для детей, и для взрослых – это действительно ощущалось. Люди искренне и с большим интересом задавали вопросы писателям и делали с ними селфи. В то же время слонявшиеся меж стендами студенты признавались, что в библиотеку их сгоняли насильно. Так что, отметившись на фоне печатной продукции на фото, они смывались восвояси. В-четвертых… Но впрочем, все недоделанное и несделанное организаторы ярмарки, наверное, понимают и сами. Важно, что книжная ярмарка «Тарки-тау» все же состоялась. Главная задача всех, кто болеет за литературу и непростую репутацию северокавказского региона, – не допустить ее обмельчания, превращения в местечковый, никому не нужный междусобойчик. Пока что катастрофа еще не случилась, пока что есть надежда на перерождение, чего я «Тарки-тау» и желаю.
Межрегиональное совещание молодых писателей и поэтов «Мы выросли в России» проходит в третий раз. Поэт Виталий Молчанов собирает гости из отдаленных городов в Оренбурге, и они вместе с местными литераторами почти полдня едут на автобусе в Бугуруслан – через бескрайние степи, равные которым трудно найти в другом регионе.
Вчера были мультики, сегодня – писатели.
Фото Андрея Щербака-Жукова |
В Бугуруслане присоединяются участники из Самары, Уфы, с Урала. Тут и начинается творческая работа. Особенность мастер-классов этого совещания – сравнительно большое количество мастеров из разных городов России, представители самых разных литературных школ и направлений. Да и довольно разных возрастов. В результате каждый семинарист получает широкий срез мнений. В этом году на семинаре прозы учеников оказалось ненамного меньше, чем мастеров. Семинаром руководили: представитель еще советской реалистической школы, оренбуржец Петр Краснов и серьезный новый реалист из Москвы Роман Сенчин, председатель Союза российских писателей, москвичка Светлана Василенко и уральский казак из казахстанского города Уральска Александр Ялфимов, Арсен Титов из Екатеринбурга и Анатолий Кирилин из Барнаула. После трехдневных обсуждений и споров лучшим на этом семинаре был признан молодой писатель Александр Курошин из Самары.
Молодых поэтов было не в пример больше. В этом нет ничего удивительного. Поэзия – дело молодое. Поэтому параллельно работала два поэтических семинара. Одним руководили екатеринбуржец Александр Кердан, москвичка Валентина Ерофеева, главный редактор оренбургского журнала «Гостиный двор» Наталья Кожевникова и Нина Ягодинцева из Челябинска. Они из своих учеников выбрали поэтессу из Оренбурга Наталья Борисову. Вот ее строки: «Каждый охотник желает знать,/ Где затаилась дичь./ Всякая женщина хочет стать –/ Лучшею из добыч…»
Во втором поэтическом семинаре руководителями были Диана Кан из Новокуйбышевска, Дмитрий Мурзин из Кемерова, Светлана Гафурова из Уфы, москвич Александр Чистяков и один из авторов этой статьи – Андрей Щербак-Жуков. Этот семинар выдвинул москвичку Алену Синицу. Не оставили равнодушными ее стихи: «Мой папа прошел Афган/ Дурной головой под бинты/ Он видел насквозь туман,/ Он словом срывал болты,/ Он был не такой, / Как ты».
Но все-таки главной победительницей была признана Наталья Борисова. Она уже не первый раз участвует в совещании, в прошлом году у мастеров был сложный выбор между нею и Михаилом Корюковым из Каменска-Уральского. Но тогда консилиум выбрал молодого человека. Однако, по утверждению руководителя семинара Александра Кердана, девушка за год заметно повысила свое поэтическое мастерство. Теперь ей, как и прозаику Александру Курошину в Оренбурге, выпустят авторские книги. Наша газета тоже познакомит читателей с творчеством молодых талантливых авторов.
Александр Чистяков вручил дипломы от проекта «Часовые памяти». Он отметил в первую очередь Дмитрия Филиппенко из Ленинска-Кузнецкого. У него тексты еще очень неровные и неравнозначные. Однако стихотворение «Облепиха» тронуло всех: «На улице Тихой троих застрелили,/ Попрятались кошки, собаки не выли,/ Все мирные жители спали в квартирах,/ Когда убивали семью ювелира./ Убийцы сбежали, никто не услышал,/ А в доме покойников плакали мыши./ В соседнем дворе расцвела облепиха./ На улице Тихой по-прежнему тихо».
Рабочие дни сменились праздником. Время совещания было так подобрано, чтобы объявление победителей пришлось на Акскаковский праздник. Он проходил в имении, где жили родители писателя, где ключница Пелагея рассказала ему сказку, которая послужила материалом для написания знаменитого «Аленького цветочка». Здесь же писались его менее известные, но не менее интересные книги о рыбалке и ружейной охоте.
Вот и нам теперь есть что вам рассказать.
Тверь–Махачкала–Оренбург–Бугуруслан–Москва