Книги, книги, книги… Фото Алины Салевич
Конечно, есть и другие книжные и литературные юбилеи. Нас, дорогие читатели «НГ-EL», буквально накрывает вихрь юбилеев. Сбивает с ног. Вот, к примеру, вчера исполнилось 80 лет со дня рождения пламенного публициста-перестроечника Юрия Карякина. Это приятно.
С другой стороны, 115 лет назад в Ясной Поляне в пожаре погибли рукописи Льва Толстого. Ничего приятного, конечно, но в русской истории вообще мало приятного. К примеру, завтра также стукнет 225 лет с того дня, как Екатерина II повелела отдать под суд писателя Александра Радищева, автора знаменитого романа «Путешествие из Петербурга в Москву».
Но это еще не все. Сегодня ровно 100 лет со дня рождения поэта Михаила Матусовского (1915–1990), знаменитого советского песенника, фронтовика, автора текстов «Школьного вальса» и «Подмосковных вечеров». Помните?
«Был голос робок, мел в руке дрожал, / Но ты домой с победою бежал!»
Посвящено, между прочим, первой учительнице поэта. Из луганской средней школы. Там же, в Луганске, стоит ему памятник. К сожалению, название этого города в последнее время приобрело другое, печальное значение. Ну а кто же не помнит: «Что ж ты милая смотришь искоса,/ Низко голову наклоня?..» или «Речка движется и не движется, вся из лунного серебра…».
«Ex libris» гордится
своей чистоплотностью. Фото Андрея Щербака-Жукова |
Или: «С чего начинается Родина» (кто не заучивал слова этой песни на школьных утренниках?), «На безымянной высоте», «Крейсер «Аврора»... Все эти тексты напрочь засели в нашей постсоветской коллективной памяти. Тех, кто родился после 1991-го, это, наверное, не касается, но они-то и книги вряд ли читают.
Или все же читают? Ну хотя бы на гаджетах…
Ну, да пусть с ними. А мы, пока вы... Стоп. Рано. Нужно объявить главный наш юбилей. Главный, так сказать, повод. Вы, дорогой наш читатель, сейчас держите ровно 800-й номер приложения «Ex libris» к «Независимой газете».
«Цифра как цифра», – возразите вы. «А вот и нет!» – рявкнем мы запальчиво. Конечно, настоящий юбилей это 1000. Но до тысячного номера еще больше двух лет. А 500, то есть полтысячи – уже давно в прошлом. А 800 тоже цифра непростая, а очень даже символическая и имеющая литературные корни и традиции.
Вот, к примеру, замечательные стихи отличного питерского поэта Олега Григорьева.
Если кто не знает, это автор знаменитых, ушедших в народ строк: «Я спросил электрика Петрова:/– Для чего ты намотал на шею провод?/ Петров мне ничего не отвечает,/ Висит и только ботами качает».
Так вот у него есть еще и такие стихи. Кстати, видимо, о том же персонаже. Или у них там в городе Петра все Петровы? Так вот:
«Петров лежал с открытым ртом/ В фуфайке на спине./ И сверху вниз кубинский ром/ Лить приходилось мне.// Вдруг замечаю – что за черт!/ Осталось мне так мало –/ Я лью да лью, а он уж мертв,/ Грамм восемьсот пропало».
Венедикт Ерофеев:
я просто хереса хочу… 800 граммов. Фото Евгения Лесина |
«Грамм восемьсот» – ключевое слово. Кстати, завтра будет еще один юбилей – исполнится ровно четверть века, как официально закончился советский сухой закон 80-х. Ну то есть были на уровне законов и постановлений отменены все ограничения на производство, продажу и употребление алкоголя, введенные пятью годами ранее.
Но мы не об этом. Мы о восьмистах граммах.
Помните же первые главы поэмы Венедикта Ерофеева «Москва–Петушки»?
«– Будете чего-нибудь заказывать?
– А у вас чего – только музыка?
– Почему «только музыка»? Бефстроганов есть, пирожное. Вымя…
Опять подступила тошнота.
– А херес?
– А хереса нет.
– Интересно. Вымя есть, а хереса нет!
– Оч-ч-чень интересно. Да. Хереса нет. А вымя есть.
И меня оставили. Я, чтобы не очень тошнило, принялся рассматривать люстру над головой…
Злые языки говорят, что это мы…
Фото Алисы Ганиевой |
Хорошая люстра. Но уж слишком тяжелая. Если она сейчас сорвется и упадет кому-нибудь на голову, будет страшно больно… Да нет, наверное, даже и не больно: пока она срывается и летит, ты, ничего не подозревая, пьешь, например, херес. А как она до тебя долетела, тебя уже нет в живых. Тяжелая это мысль: ты сидишь, а на тебя сверху – люстра. Очень тяжелая мысль…
Да нет, почему тяжелая?.. Если ты, положим, пьешь херес, если ты уже похмелился, не такая уж тяжелая это мысль… Но вот если ты сидишь с перепою и еще не успел похмелиться, а хереса тебе не дают – вот это уже тяжело… Очень гнетущая мысль. Мысль, которая не всякому под силу, особенно с перепою.
А ты бы согласился, если бы тебе предложили такое: мы тебе, мол, принесем сейчас 800 граммов хереса, а за это мы у тебя над головой отцепим люстру и…
– Ну как, надумали? Будете брать что-нибудь?
– Хереса, пожалуйста. 800 граммов.
– Да ты уж хорош, как видно! Сказано же тебе русским языком: нет у нас хереса!
– Ну… Я подожду… Когда будет…
– Жди-жди… Дождешься!.. Будет тебе сейчас херес!
И опять меня оставили. Я вслед этой женщине посмотрел с отвращением. В особенности на белые чулки безо всякого шва; шов бы меня смирил, может быть, разгрузил бы душу и совесть…
Отчего они все так грубы? А?»
Дело не в том, что они все грубы.
И дело не в том, что херес.
В конце концов что такое херес? Для Ерофеева. Точнее, для персонажа поэмы, конечно. Не спиртное же, не напиток ведь, разумеется. Просто нечто проникновенное, что ему желанно, а к тому же и 800 граммов. 800 – это вам не пол-литра. И не 0,7. Это «бомба». Так ведь, кажется?
Но мы опять о другом.
…На самом деле все у нас не так.
Фото Алисы Ганиевой |
Мы о том, что мы очень любим поэта Олега Григорьева и прозаика Венедикта Ерофеева. Это одни из лучших русских писателей.
И очень жаль, что Венедикт Ерофеев не писал стихи для детей (а может, писал?), а Олег Григорьев не изучал творчество норвежцев (хотя откуда мы-то знаем?).
Ну и что?
Им можно.
Они не работали в книжной газете.
Мы их любим. И работаем в книжной газете. И рады этому.
Это наша литература.