А он не плачет и не рыдает...
Юлий Ким – новый лауреат премии «Поэт». Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru |
Национальная премия «Поэт» за наивысшие достижения в современной поэзии была учреждена в 2005 году по инициативе Анатолия Чубайса. Лауреат получает 1,5 млн руб., диплом и нагрудный знак. Не считая почета и внимания. Год назад, сообщая о присуждении награды Геннадию Русакову, мы писали: «В первую хронологическую (а по мнению некоторых – качественную) десятку премии «Поэт» помимо Русакова вошли Александр Кушнер, Олеся Николаева, Олег Чухонцев, Тимур Кибиров, Инна Лиснянская, Сергей Гандлевский, Виктор Соснора, Евгений Рейн, Евгений Евтушенко. Пока вручение «Поэта» в отличие от «Русского Букера» или «Национального бестселлера» проходит спокойно, без кровавых дискуссий, поскольку вышеперечисленные имена почти никто не оспаривает, но с каждым годом накал и вправду будет горячее. Так что делайте ставки – кто следующий?»
Так вот, следующий лауреат объявлен, и накал действительно возрос. Новым лауреатом премии «Поэт» стал Юлий Ким – поэт, сценарист, бард, драматург, советский диссидент. Автор нескольких сотен песен, в том числе из кинофильмов «12 стульев», «Про Красную Шапочку», «Усатый нянь», «Обыкновенное чудо», «Собачье сердце» и др. Некоторым он знаком как автор перевода мюзикла «Нотр-Дам де Пари» на русский язык. Некоторым – как автор крамольных доперестроечных баллад и романсов в духе Галича и Окуджавы. А кому-то – как сочинитель стихов для детей: «На далеком севере/ Ходит рыба-кит,/ А за ней на сейнере/ Ходят рыбаки./ Нет кита, нет кита,/ Нет кита, не видно,/ Вот беда, вот беда,/ До чего обидно!»
Проголосовавшие за Кима члены жюри оценили в его стихах традицию русского вольнолюбивого слова в творческом соединении со стихией музыки и театра. А Сергей Чупринин подчеркнул, что заслуги Кима – в перемещении стихов с бумажных страниц в мир театра, кинематографа и поэтической эстрады. Приняли решение буквально за полчаса до пресс-конференции. Позвонили свежеиспеченному лауреату – прямо на глазах у собравшейся публики, на веранде кафе «Март», что на Петровке. «С ума сойти!» – удивился Юлий Черсанович. Публика не особенно ликовала. Но и вопросов не задавала. Скорее безмолствовала. Кто – радуясь, а кто – возможно, затая недоумение. Мол, песни Юлия Кима мы, конечно, ценим и знаем, но это все-таки песни, а не стихи.
Но вернемся к накалу. Без скандальчика не обошлось. Для начала объясню механизм премии. Правом выдвижения кандидата обладают члены Общества поощрения российской словесности, в которое входят директор Литературного музея, критик и поэт Дмитрий Бак, заведующий кафедрой литературной критики МГУ Николай Богомолов, историк, соредактор журнала «Звезда» Яков Гордин, академик РАН Александр Лавров, критик Самуил Лурье, профессор Высшей школы экономики Андрей Немзер, профессор МГУ Владимир Новиков, член редколлегии журнала «Новый мир», критик Ирина Роднянская, главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин. Также в Общество поощрения русской словесности включаются поэты-лауреаты, в этом году – Кибиров, Кушнер, Чухонцев. Лауреат предыдущего года (на этот раз – Русаков) становится председателем жюри. Всего 15 человек, определяемые жеребьевкой. Никакой публичной состязательности, только закрытая дискуссия без разглашения внутренней жизни.
И тем не менее кое-что не могло не просочиться. Двое из вышеупомянутых членов, один из них – член нынешнего жюри, второй – поэт Евгений Рейн, лауреат «Поэта»-2012, – яро не согласились с выбором коллег и вышли из Общества поощрения российской словесности. Оказалось, что они решительно против включения в сферу внимания так называемой прикладной поэзии, которая живет в мире театра и музыки. Сергей Чупринин, объявляя о ситуации, переживал и нервничал. Но публика, повторюсь, молчала. Спросили только про результаты тотализатора, который накануне объявления «Поэта» второй год подряд запускают культуртрегеры из группы «Культурная инициатива» Файзов и Цветков. В прошлом году лидером народного международного онлайн-голосования стала Ольга Седакова. В этом она заняла второе место. Третье разделили Юнна Мориц и Иван Жданов, первое взял Михаил Айзенберг.
Полагаю, число недовольных выбором Юлия Кима было бы заметно больше, если бы не его свободолюбивая и смелая политическая позиция. В нынешнее время такое действительно подкупает. Правда, представитель инициаторов и спонсоров премии Леонид Гозман особо подчеркнул, что никак в судейские дебаты не вмешивался и сидел в другой комнате. И что, дескать, «если бы мы с Чубайсом вмешались, нас бы далеко послали». Так что политическая мотивация если и присутствует, то очень подспудно. Возможно – подсознательно.
Что тут остается сказать? Рассуждать, как предложил в том же «Марте» тот же Чупринин, о границах поэзии? Разговор не для газетной полосы. Слишком теоретический. К тому же, в общем-то, все ясно и так. В своем синкретическом поле деятельности Юлий Ким – автор замечательных текстов. Все мы любим его за это.
Ходят кони над рекою, ищут
кони водопоя,
А к речке не идут – больно
берег крут.
Ни тропиночки убогой,
ни ложбиночки пологой.
Как же коням быть? Кони
хочут пить.
Или за это:
Нет, я не плачу и не рыдаю,
На все вопросы я открыто
отвечаю,
Что наша жизнь – игра,
и кто-ж тому виной,
Что я увлекся этою игрой…
А еще за это:
А в проливе Лаперуза есть
огромная медуза,
Капитаны помнят, сколько
было с ней возни!
А на дальней Амазонке, на
прелестной Амазонке
Есть такие амазонки – просто
черт меня возьми!
Так что поздравим поэта и не будем брюзжать.
Церемония вручения премии произойдет 28 мая в Доме русского зарубежья.
P.S. Ну и напоследок не могу не привести свою любимую параномазию, сочиненную в годы студенчества: «С кем Ким? А Ким с каким-то не таким».
«Поэт»-2006 Олеся Николаева и критик
Ирина Роднянская в рядах публики. Озабочены границами поэзии. | Сергею Чупринину взгрустнулось. Разногласия в жюри –
это всегда печально. |
Эссеист, главред «Вопросов литературы»
Игорь Шайтанов показывает критику Наталье Ивановой уровень качества. | Чупринин уходит со «Знаменем», а весна в лице
«экс-книгообозревателя» Александра Гаврилова – наступает. Фото Анатолия Степаненко |