Легендарные уже кошки. Фото Павла Сарычева
Каждый год случается что-то важное. Что-то одно, но определяющее ход истории. Вот это одно и затмевает обычно все остальное. В уходящем литературном году много чего было. Литература и литераторы как-то уж слишком увлеклись, нам кажется, политикой и геополитикой. Почти все, как принято сейчас говорить, «делили Украину». Жена-прозаик выгоняла из дома мужа-поэта. Книжные проекты, литературные фестивали – всех трясло и колдобило, потому что спорили не о том, что «раз этого графомана тоже включили, то мне западло», а о политике, о политике, о политике. Игорь Северянин назвал ее сатаньем наважденьем, и не зря.
Не хочется писать обо всем этом, но пришлось бы. К счастью, на 2014 год выпал потрясающий юбилей. Премии «НГ» «Нонконформизм» исполнилось 5 лет. Ура, товарищи! Поздравляем вас, господа.
Итак, в этом году исполнилось ровно 5 лет феномену «НГ-нонконформизм». Это премия для текстов и персон, не укладывающихся в литературный мейнстрим. Не отвечающих общепринятым установкам. А тем не менее – для интересных, неожиданных и талантливых. Премию придумал главный редактор «НГ» Константин Ремчуков, он же – председатель жюри. В состав жюри также входят сотрудники приложения «НГ-Exlibris».
Конвертиками с деньгами и эксклюзивными статуэтками абиссинских кошек (которые по легенде не мурлыкают) за пять лет успели наградить почти два десятка литераторов разных «нонконформистских» жанров, мировоззрений, биографий и художественных методов.
Юрий Мамлеев (лауреат 2014 года)
принимает поздравления от жены Маши. Фото Павла Сарычева |
Вот в хронологическом порядке имена лауреатов в конкурсной номинации «Нонконформизм-поступок» (за тексты): Александр Никонов, Алексей Цветков (мл.), Наталья Рубанова, объединение «Общества зрелища» в составе Алексея А. Шепелева и Александра Фролова, Андрей Бычков. Лауреат номинации «Нонконформизм-судьба» не участвует в конкурсе произведений и определяется жюри «по совокупности заслуг». Здесь были последовательно отмечены Алина Витухновская, Игорь Яркевич, Зуфар Гареев, Мирослав Немиров и Юрий Мамлеев. И, наконец, призами третьей спецноминации, введенной Константином Ремчуковым в качестве сюрприза на самой первой церемонии, уже удостоили Евгения Лесина, Егора Радова (посмертно), Михаила Сапего, Всеволода Емелина и Владимира Покровского.
У премии, которая с каждым годом растет и по списку участвующих регионов и стран, и по вниманию литсообщества, и по количеству подаваемых рукописей, потихоньку выработались свои традиции: в число финалистов конкурсной номинации всегда входит чертова дюжина человек.
А на вручении… нет, не так.
А теперь, дорогие россияне, о главном.
А на вручении каждый раз (по крайней мере в последние два года) – появляется голая женщина. Ну – или почти голая (например, член жюри). Так и живем.
И так, надеемся, будем жить, несмотря ни на что и вопреки всему.
Рубль упал?
Это не вы обронили?
Ах, это они обронили.
Ну, так можно, мы подберем, нам книжки, например, издавать.
И читать.
Вслух и со сцены.
В уходящем году, кстати, был, нам кажется, бум фестивалей.
Лауреат 2010 года Наталья Рубанова
представляет лауреата 2014 года Андрея Бычкова. Фото Павла Сарычева |
Да, одной из ярких примет 2014 года стало развитие фестивального движения. Как говорится, твердо встали на крыло фестивали, появившиеся год-два назад, появились новые…
Так, скажем, в Казани в этом году прошло два поэтических фестиваля: Хлебниковский (весной) и имени Лобачевского. Ну, с первым все понятно – на нем собрались ценители слова как такового, поэты, склонные к эксперименту. А вот то, что литературный фестиваль назван именем математика Николая Лобачевского, многим кажется странным. И зря. Во-первых, известный ученый тоже писал стихи, и они хранятся в Казанском университете, во-вторых, организатор фестиваля, поэт Лилия Газизова очень точно и ярко сформулировала идею мероприятия – «фестиваль «неевклидовой» поэзии». То есть не линейной, не прямой, а смелой и пробуждающей фантазию.
С размахом прошел в этом году фестиваль «Петербургские мосты». Три дня поэты провели в сюрреалистических интерьерах перемонтировавшегося с советских времен Дома писателей в Комарове: читали стихи, состязались в поэзии абсурда, просто общались в деревянном домике, где проводит лето организатор фестиваля, поэт Галина Илюхина… А потом было еще несколько дней в самом Санкт-Петербурге: выступления в книжных магазинах и клубах.
Голый (почти) член жюри
Елена Семенова. Фото Арины Салевич |
Впервые в Оренбурге прошел фестиваль «Красная гора», названный в честь возвышенности, связанной с историей пугачевского бунта, описанного Пушкиным в «Капитанской дочке». Организатор фестиваля, поэт Виталий Молчанов водил гостей по старинному городу, показывал памятник сарматскому оленю и мемориальную доску Александру Пушкину.
Ну и, конечно, Международный литературный фестиваль имени Максимилиана Волошина в Коктебеле. Он в этом году вместе со всем Крымом оказался присоединенным к России. Людей было заметно меньше, но программа все равно была насыщенной. Был и традиционный заплыв, победителей которого публикуют в журнале «Октябрь», и первый коктебельский прозо-слэм, и поэтический мост «Россия–Украина», в котором приняли участие поэты из Ставрополя, Казани, Москвы, Харькова, Киева и других городов. И на этом поэтическом концерте под общие аплодисменты прозвучали стихи на украинском языке…
И это только малая толика литературных фестивалей, которые проходили в России в 2014 году. Создается такое впечатление, что недостаток внимания со стороны средств массовой информации, литераторы решили возместить личным общением. Если раньше о новых веяниях современной литературы жители России узнавали из журналов и газет, то теперь поэты и писатели стали сами приезжать в регионы и знакомить местных жителей со своим творчеством. В отсутствие оперативной литературной прессы творческий обмен происходит напрямую.
Одетый член жюри Андрей Щербак-Жуков
и лауреат 2012 года Михаил Сапего. Фото Василисы Деюн |
Каждый год на юбилеи щедр. Не обидел юбилеями и 2014-й. Самый главный, как мы знаем, 200 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Отмечали юбилей широко.
Не так, как 200-летие Пушкина. Ну так и Лермонтов не Пушкин. И 2014-й, что важнее, не 1999-й (впрочем, не будем о проклятой политике). Итак, Лермонтов. Второй главный поэт, и опять москвич. Кто куда, а я в сберкассу, говорила советская реклама, так и мы. Кто о чем, а у нас – Михаил Юрьевич. Лермонтову посвящали и поэтические вечера, и концерты, и конференции, викторины, конкурсы и, может быть, ролевые игры. Разумеется, книги, мы о них много и охотно писали.
Были и другие даты.
270 лет исполнилось со дня рождения русского драматурга и государственного деятеля Дениса Фонвизина. 220 лет отметили со дня рождения русского мыслителя Петра Чаадаева, о котором была напечатана в «НГ-EL» статья Игоря Клеха.
Клех поименовал его «первым русским диссидентом в изначальном, неполитическом смысле – то есть инакомыслящим» и «зачинателем русской философии в изначальном смысле – любомудром». Отметили мы и 210-летнюю годовщину рождения Владимира Одоевского. Одоевский знаменит не только сказками, он и прозаик (роман «Русские ночи»), основатель музыковедения, кулинаровед и фантаст (утопический роман «4338-й год: Петербургские письма»).
125 лет со дня рождения Анны Ахматовой. Событие.
120 лет Виталию Бианки. 120 лет поэту Георгию Иванову.
115 лет со дня рождения жены Осипа Мандельштама – Надежды Яковлевны.
110 лет обэриуту Александру Введенскому. И 110 лет Аркадию Гайдару.
Надо же, Введенский и Гайдар – ровесники. Не верится.
А Бианки и Георгий Иванов?
Вообще в голове не укладывается. И тем не менее.
Был праздник и на улице фантастов – 80-летие со дня рождения Кира Булычева.
Лауреат 2011 года Игорь Яркевич
и лауреат 2012 года Зуфар Гареев. Фото Василисы Деюн |
«Полукруглые» юбилеи отметили с дней рождения недавно ушедших поэтов, которых многие еще помнят живыми: 65 лет – Александра Щуплова, 65 лет – Татьяны Бек. А вот с круглыми датами здравствующих литераторов получилось не так много. 85 лет исполнилось знаменитому прозаику, поэту и барду, автору блатных лагерных песен, а также знаменитой «Песни о Сталине» Юзу Алешковскому. Такую же дату отметили всенародно любимый писатель Фазиль Искандер, а 80-летие – поэтесса, бард, шестидесятница, автор знаменитых песен «Баллада о гвозде» и «Я леплю из пластилина» Новелла Матвеева.
Каждый год – это и новые утраты. В том числе в литературе. Назовем некоторые имена в бесстрастном алфавитном порядке. Не стало поэта, переводчика и культуролога Бориса Дубина. Умерли поэты Инна Лиснянская, Игорь Меламед, Ры Никонова (псевдоним Анны Таршис). Погиб поэт Андрей Новиков. Все-таки несколько слов отдельно хочется сказать о прозаике Владимире Орлове, умершем в ночь на 5 августа – авторе культового «Альтиста Данилова» (конечно, Орлов написал и другие книги, но именно этот роман стал его визитной карточкой и сразу после выхода обрел такую популярность, что его сравнивали с «Мастером и Маргаритой») и, пожалуй, самом московском из современных писателей. Как есть Петербург Достоевского, так есть и Москва Орлова, и прежде всего это Останкино – столичный район, в котором писатель жил довольно долго и поселил своего героя альтиста Данилова – «демона на договоре»: «Данилов потому и облюбовал Останкино, что оно испокон веков было самым грозовым местом в Москве, а теперь еще и обзавелось башней, полюбившейся молниям. Он знал, что и сегодня столкновение стихий произойдет над Останкиным…» В 2014-м умерли также литературный критик Бенедикт Сарнов, драматург Виктор Славкин, писатель, философ и литературовед Светлана Семенова, писатель-фантаст Михаил Успенский.
А вот на яркие книжные новинки 2014 год был довольно скуп. Если в прошлые годы мы с трудом ужимали все изобилие понравившихся нам книг в рамки утвержденной нами полусотни, то теперь в нее вошли все наши любимые издания. Вот они.