Со среды по воскресенье прошлой недели в московском ЦДХ проходила ярмарка non/fiction. Сложное название намекает на специфику мероприятия – оно посвящено интеллектуальной литературе. Именно эта ярмарка наиболее точно отражает состояние книжной отрасли в России. Сентябрьская ММКВЯ и мартовские «Книги России» – мероприятия статусные. На их много официальных встреч и презентаций, поддерживаемых на правительственном уровне. Там бывают звезды эстрады, кино и ТВ. В то время как non/fiction – это именно ярмарка для тех, кто действительно любит книгу.
Мероприятий, как всегда, было много – традиционных и неожиданных. Так, традиционно были встречи с писателями. Свои новые книги представили, а не совсем новые подписали всем желающим Людмила Улицкая, Дина Рубина, Юнна Мориц. Очередной крупноформатный том серии «Намедни. Наша эра» презентовал Леонид Парфенов. Если верить программе выставки, то Дмитрий Быков должен был раздвоиться. Пообщался с поклонниками и фантаст-интеллектуал Олег Дивов.
Много гостей собралось на презентацию книги Елены Якович «Дочь философа Шпета в фильме Елены Якович. Полная версия воспоминаний Марины Густавовны Шторх». В мероприятии приняли участие 96-летняя Марина Шторх, для которой такие встречи, по ее признанию, в новинку, вдова Евгения Пастернака – Елена Пастернак, режиссер Елена Якович (автор фильмов об Иосифе Бродском, Василии Гроссмане, Сергее Довлатове), литературовед Константин Поливанов и режиссер, автор фильма «Иосиф Бродский. Полтора кота» Олег Дорман. Последний сказал проникновенные слова о том, что книга, сделанная по 30-часовой записи бесед с Мариной Шторх, – это не только ценный памятник русской культуры, но и повод задуматься о том, что и на нас опосредованно лежит часть вины за кровавые дела предков. Как известно, Густав Шпет, ученик Гуссерля, отказавшийся покинуть страну на «философским пароходе», сначала был сослан, а в 1937 году расстрелян. Марина Густавовна, младшая дочь Шпета, в 21 год пережила его смерть. Теперь она донесла до нас не только память о личности мыслителя, но и о той культурной среде, в которой она была воспитана (а в близкий круг Шпета входили Андрей Белый, Василий Качалов, Юргис Балтрушайтис, Алексей Щусев, Борис Пильняк), о жизни нескольких поколений семьи (среди предков были Гучковы, Рахманиновы, среди родственников – Борис Пастернак). О чудесных встречах людей, причастных к проекту, трепетно говорила Елена Пастернак, на экране показывали самые знаковые отрывки из фильма.
В тот же день представляли и другой проект, созданный по материалам фильма. Режиссер Роман Либеров представлял своеобразный подарочный альбом-папку «Написано Сергеем Довлатовым»: в папку вложен диск с одноименным фильмом, а также крупноформатный журнал-альманах с фотографиями и цитатами из фильма. Роман Либеров в рамках «писательского цикла» снял биографические фильмы «Юрий Олеша. По кличке Писатель», «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем», «Один день Жоры Владимова», «Ильфипетров». Документально-анимационный фильм «Написано Сергеем Довлатовым» – это художественный «коллаж» из фрагментов произведений, писем, интервью, редакторских колонок. Снимался в Питере, Республике Коми, Таллине, Пушкинских Горах и Нью-Йорке. В роли комментатора в фильме выступает вдова писателя – Елена Довлатова; многие документы и фотографии представлены там впервые.
Одновременно на выставке презентовали два издания, посвященные двум ярким русским субкультурам XX века. Первое - это иллюстрированная книга Владимира Марочкина «Москва рок-н-ролльная», которую презентовали на стенде издательства «Центрполиграф». Надо заметить, что о столице русского рока – Ленинграде выпущено немало книг, а вот Первопрестольная на этом фоне была обделена вниманием. Теперь есть возможность из уст самих старых московских рокеров узнать о первых запрещенных квартирниках, рок-фестивалях в Лужниках, о культовых местах вроде кафе «Лира», МЭИ и легендарном Физтехе, ДК «Электрик», где репетировали группы «Цветы» и «Машина времени». В то же время в рамках выездного заседания Книжного клуба РГГУ научный руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ Сергей Неклюдов представил книгу «Песенный фольклор советских тюрем и лагерей как исторический источник. 1917–1991» Майкла и Лидии Джекобсон, вышедшую в серии «Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика». Надо оговориться, что это 2-е, исправленное издание двухтомника, изданного в 2001 году в популярном формате со многими недочетами. Ныне издатели объединили все в один сборник, добавив десятки новых записей, тексты из редких изданий и архивов. О фольклорной значимости книги говорили декан факультета антропологии ЕУСПб Михаил Лурье, руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка» Михаил Алексеевский, преподаватель Академической гимназии СПбГУ, рецензент первого издания книги Александр Башарин, а также музыкальный критик, историк Илья Смирнов.
Состоялись два мероприятия, организованных журналом «Иностранная литература»: вечер памяти многолетнего сотрудника издания, социолога, общественного деятеля, поэта, литературоведа и переводчика Бориса Дубина и презентация 11-го номера журнала, посвященного литературе Дании. Прочитали переводы и стихотворения Бориса Дубина и поделились воспоминаниями о своем друге и коллеге модераторы беседы – главный редактор журнала Александр Ливергант, главный редактор «Издательства Ивана Лимбаха» Ирина Кравцова, сын Бориса Дубина, музыкант, журналист и общественный деятель Антон Дубин, а также поэт и переводчик Марина Бородицкая, историк литературы и переводчик Вера Мильчина, переводчик Наталья Мавлевич. В презентации датского номера, выпущенного при поддержке Датского совета по культуре и посольства Королевства Дании в России, приняли участие как российские переводчики, так и гость из Дании – писатель и драматург Астрид Саальбак.
В Авторском зале прошла презентация юбилейного номера журнала «Октябрь», куда помимо прочего вошли и сверхкороткая проза, и детская литература. Авторы журнала читали вслух свои «рассказы с ладонь» – оригинальный спецпроект «Октября», подстегивающий творческую фантазию. Художники разрисовали страницы журнала живописными ладонями, а писатели заполнили эти ладони сжатыми рассказами, каждый – в своем стиле.
А в Литературном кафе по приглашению главного редактора издательства «Глас» Наталии Перовой выступали молодые писатели Елизавета Александрова-Зорина, Ирина Богатырева, Алиса Ганиева и Александр Снегирев. Рассказали они о своих изданных и неизданных книгах, а также – о первом опыте и курьезных историях своего становления в книжном мире. Снегирев признался, что помнит с детства и любит паркет ЦДХ. Александрова-Зорина говорила о цинизме литсообщества. Ганиева – о педагогических диалогах с эксцентричными читателями. А Богатырева – о случаях из своей автостопной жизни. Многие ждали, что она заиграет на одном из своих спрятанных варганов, но на это, увы, не осталось времени.
Специальный гость non/fiction был обозначен кратко: дети. Им был отдан весь третий этаж ЦДХ. Там можно было и приобрести красочные книги у очаровательных пираток, и посмотреть на бутафорских монстров, заглядывающих под кровать, и просто поиграть. Пространство было так насыщенно, что, однажды зайдя в него, было трудно найти выход.
Ну а в кулуарах говорили о перспективах на будущее. В разговорах об успешности ярмарки мнения разделились. И все же главенствующим было: «Медленно хиреет». Связывалось это, конечно, с падением уровня жизни среднего класса – именно той части общества, которая приобретает и читает интеллектуальную литературу, и той, по которой заметнее всего ударили экономические события последних нескольких месяцев. Буквально все заметили, что люди стали менее охотно расставаться с деньгами, менее решительно покупать книги.
Так, глава издательства «Красный матрос» Михаил Сапего признался, что non/fiction принесла ему некоторую прибыль – примерно такую же, как и в прошлые годы. Но при этом его ассортимент вырос в три раза, и, если бы этого не произошло, он вряд ли бы окупил свой приезд из Санкт-Петербурга.
Директор службы распространения издательства «Ключ-С» Игорь Заков отметил, что прибыль от продаж была минимальной, но был заметный успех в продвижении книг.
Тут нужно заметить, что сущность выставки-ярмарки двуедина: кто-то приезжает только для того, чтобы поторговать, кто-то делает упор на вопросы пиара. Ну а кто-то старается объединить оба эти вектора. Вот они выставкой остались довольны более всего. Так, генеральный директор издательства «Ломоносовъ» Владислав Петров оказался доволен не только тем, как продавались книги, но и тем, что многие брали информационные листки об издательстве. «Я постоянно вижу знакомые лица, – сказал он. – Если они не купили книги сегодня, они придут к нам в издательство или купят наши книги в розничной сети».
Генеральный директор издательства «Ad Marginem» Михаил Катомин высказал оптимистическое мнение. Он заметил, что в ситуации, когда у людей нет 500 тыс. на поездку на заграничный курорт, но есть 500 руб. на покупку хорошей книги, спрос на литературу должен расти… Хорошо бы, кабы так.
Четкую схему обрисовал глава малого издательства «Мамонт» Михаил Злоказов. Он занимается выпуском малотиражных репринтных переизданий дореволюционных книг. Есть у него и недорогие брошюрки в мягкой обложке, есть фолиант в твердом переплете по 2–3 тыс. руб., есть и подарочные супериздания в коже. Так вот в этом году пользовались спросом только дешевые книжки, из средней ценовой категории удалось продать всего два экземпляра, а подарочные книги остались невостребованными совсем. Организаторы берут арендную плату в соответствии с курсом евро, в этом году он был зафиксирован на уровне 42 руб. При таком раскладе арендаторы, заплатив 60–100 тыс. за стенд, получили выручку около 100 тыс. Если в следующем году евро будет пусть даже 60 руб., для подавляющего большинства издательств участие в ярмарке non/fiction будет невыгодно, а то и вообще невозможно. Вот такие неутешительные прогнозы…
И все же хочется верить, что организаторы найдут выход из положения. И non/fiction-2014 не станет последней.