0
6643
Газета Главная тема Интернет-версия

13.11.2014 00:01:05

Полигимния, или Неудобный гвоздик

Тэги: поэзия, барды, гитара, новелла матвеева


поэзия, барды, гитара, новелла матвеева Поэзия есть область боли... Фото РИА Новости

«Включи мне песенку про гвоздик!» – такие просьбы мне доводилось слышать не раз. Да и сама я, услышав песню «Девочка из харчевни» в возрасте 17 лет, старательно переписала слова в тетрадь, даже еще не зная, кто автор. Что в этой песне поразило? Наверное, столкновение маленькой незаметной, почти невидимой девушки, ее простого, незатейливого голоса и… ее огромного чувства. Столь огромного, что оно перерастает и ее саму, и «мимолетного гостя», и само бушующее время. Царствует в своем «тумане и ветре и шуме дождя», претендуя на гордую и маленькую правду. Та же тема любви бедной одинокой девушки звучит и в песенке «Попрошайка» – с той разницей, что еще сильнее явлена эта маленькая острая гордость:

А Вы все воротите нос, 

будто нет Вам печали,

И все притворяетесь, 

будто меня не узнали.

Я брошусь Вам в ноги, я в 

вашу 

жилетку поплачу –

Я Ваша ревнивая, нищая, 

злая удача.

Представляется, что и сама юная Новелла Матвеева с ее тоненьким детским голоском и гитарой, появившаяся на бардовских и литературных сценах Москвы конца 50-х годов, стала как раз вот этим неуютным свербящим гвоздиком. Да, покоряла парящая, искрящаяся романтика морей, герои Грина, знаменитые песни «Я мечтала о морях и кораллах» (по слухам, ею восхитился Корней Чуковский), «Какой большой ветер», которую исполнял Владимир Высоцкий, «Ах, как долго, долго едем», «Развеселые цыгане по Молдавии гуляли…». Романтика совпадала с настроением шестидесятников. Но… сама личность Новеллы Матвеевой категорически не укладывалась (и до сих пор не укладывается) ни в мейнстрим, ни в андеграунд.

Песни на стихи Матвеевой исполняли Елена Камбурова, Сергей Никитин, Галина Хомчик, Татьяна Доронина, группа «Белая гвардия». Я для себя помещала Новеллу Матвееву в один ряд с Юнной Мориц, Вероникой Долиной. Но друзья-поэты пишут, что для поэтессы всегда были тягостны любая публичность и градация. Даже слово «бард» Новелла Матвеева к себе не применяет: она называет себя «полигимником» от музы песнопения Полигимнии. В общем, неудобный гвоздик, колющий одинокостью, непонятостью. Рискнем предположить, что один из ключей к пониманию творческой личности Новеллы Матвеевой – трогательный фильм Петра Фоменко «Почти смешная история», где чудаковатая Иллария влюбляется в заурядного (на первый взгляд) командировочного инженера Мешкова, где звучит, казалось бы, незамысловатая, но на самом деле онтологически мудрая песенка Матвеевой «Я леплю из пластилина».

Да, странная мечтательная Иллария – маленькая нелепая деталька пазла, которая должна дополнить картинку общества, но… вот по форме не входит. Это и есть удел романтика. Вспомним, как в 1974 году «выпал» из СССР «пазл» легендарного океанолога и одинокого романтика Славы Курилова, спрыгнувшего с борта межокеанского лайнера и доплывшего до Филиппин. Так и Новелла Николаевна (а Новеллой дочку, заметим, назвал романтик-отец). Правда, в отличие от Курилова она «прыгнула в океан» метафизически…

7 октября Новелле Матвеевой исполнилось 80. Круглая дата, но… вокруг тишина. Что-то не шумят юбилейные вечера, не строчат материалы в прессе. Хотя эта уже во многом легендарная поэтесса при всех особенностях ее натуры заслуживает большего внимания. Вспомним ее жизненный путь. Новелла Николаевна Матвеева родилась в Царском Селе, в те времена, когда оно еще называлось Детским: с тех пор уже успело дважды поменять название. И, думается, такое место рождения, где по аллеям парков бродил Пушкин, а в 20-е и вся братия поэтов Серебряного века – Ахматова, Гумилев, Блок, Мандельштам и иже с ними, не могло не послужить своеобразной поэтической инициацией. Отцом был историк-краевед Дальнего Востока, действительный член Всесоюзного географического общества Николай Николаевич Матвеев-Бодрый, матерью – преподаватель литературы, поэтесса Надежда Тимофеевна Малькова, печатавшаяся под псевдонимом Матвеева-Орленева. И это еще неглубоко копнули. Дед Николай Петрович Матвеев-Амурский также причастен к литературе – был писателем, автором первой «Истории города Владивостока», а двоюродный брат Новеллы Николаевны – поэт русского зарубежья Иван Венедиктович Елагин. Так что выбор Новеллой Матвеевой поэтического ремесла не назовешь сюрпризом.

С 1950 по 1957 год (а это значит – с 13 до 20 лет) Матвеева работала в детдоме, а в 1962 году – в 25 лет – заочно окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького. В те же годы начали печатать ее стихи, которые она писала с детства. А детство, к слову, было голодным и тяжелым: будущая поэтесса чуть не ослепла от авитаминоза, но упорно читала Марка Твена, Чарльза Диккенса… Первой публикацией стала пародия на знаменитую песенку «Пять минут», первый сборник вышел в 1961 году, и в тот же год Новеллу Матвееву приняли в Союз писателей СССР. Согласитесь, быть принятым в Союз писателей в возрасте 24 лет в «махрово» советское время, когда к «новобранцам» относились крайне притязательно, многого стоит. Уже через два года вышел следующий сборник стихов «Кораблик». В 70-е годы последовали книги «Ласточкина школа», «Река», в 1980-е – «Закон песен», «Страна прибоя» и т.д. Всего у Новеллы Матвеевой более 18 поэтических сборников.

Но широкая известность, и особенно среди студентов (студенты часто исполняли ее вещи, даже не зная, кто автор), пришла после того, как Новелла Матвеева стала сочинять песни и исполнять их под гитару. Между прочим, как говорила сама поэтесса в интервью, она никогда не «пишет музыку на свои стихи» – пишет либо сразу песню с мелодией, либо стихотворение. Наверное, уже тогда выработала она свою особую «полигимническую» манеру исполнения песен – тихую, как бы бормочущую, баюкающую, с неожиданными акцентами, ремарками и завитушками. В таком авторском, актерском исполнении чуствуется некоторое сродство с Александром Галичем. Первая пластинка Новеллы Матвеевой появилась в 1966 году. И, между прочим, это была первая в Советском Союзе пластинка с авторскими песнями.

В те годы для Новеллы Николаевны много значил духовный и творческий союз с мужем – поэтом финского происхождения Иваном Киуру (настоящее имя – Хейно Иоханнес). С начала 70-х Матвеева пишет песни на его стихи, выступает вместе с ним на концертах. Как пишут биографы, муж брал на себя львиную долю ненавистного ей общения с редакциями, издательствами и, по сути, был «проводником», подключавшим ее к общественной жизни. В 1984 году в Центральном детском театре в Москве поставили пьесу Новеллы Матвеевой «Предсказание Эгля» – фантазию по мотивам произведений Александра Грина, в которой звучит 33 ее песни. Но после ранней смерти мужа в 1992 году «проводник» пресекся. Новелла Николаевна стала еще большей затворницей, чем раньше. Такой тип отшельнического поэтического темперамента так и тянет проассоциировать с поэтессой Эмили Дикинсон. Ну, конечно, не принимая во внимание разность судеб.

Впрочем, интровертность Новеллы Матвеевой – особого толка. Она редко появляется в литературной тусовке, но все годы, начиная с 90-х, исправно выходят ее подборки в авторитетных журналах. В 1996 году вышла книга воспоминаний «Мяч, оставшийся в небе». В 1998 году она стала лауреатом Пушкинской премии в области поэзии, в 2002 году – лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства. Конечно же, как многие, Новелла Николаевна глубоко переживает процессы, происходящие в стране и в мире. Более того, у романтической Полигимнии, написавшей «Капитаны без усов» и «Страну Дельфинию», в полете вдохновения умеющей одновременно «сверлить», «вскрывать» философскую суть вещей, в нулевые проступили остро публицистические черты, проявившиеся, например, в стихах «Никарагуа», «Упование»...

Увы, небольшая статья – не место для глубокого «окуновения», подробного филологического разбора непростого творческого континуума поэтессы. Поэтому хотелось бы просто процитировать в честь юбилея ее строки из 80-х, в которых особенно слышна акцентированная в ее поэзии нота «маленького человека»:


Не в том, какого колорита

Ваш тон; не в том, 

какой вам цвет

Милей – оракулом зарыто

Ручательство, что вы – 

поэт.

Вниманье к тем, чья жизнь 

забыта,

Чья суть забита, чей 

расцвет

Растоптан злостно – 

вот предмет

Заботы истинной пиита.

Поэзия есть область боли

Не за богатых и здоровых,

А за беднейших, за больных.

А там – едино: голубой ли

Иль рыжий; вольный иль 

в оковах;

Классический иль новый

стих.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1363
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3245
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2339
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1873

Другие новости