Поезд «Москва–Петушки» никогда не прибудет в Лондон. Фото Владимира Захарина
Я, конечно, больше люблю Проханова и Сорокина, а не Пелевина. Но очередной книги последнего, как и все прочие читатели, определенно жду. А когда начались украинские события, ожидание «свежего Пелевина» стало и вовсе нестерпимым.
Потому что каждый день убеждал нас, свидетелей и соучастников истории, что «все идет по Пелевину». Чем дальше – тем больше.
Другое дело, что абсурд, бред и безумие из книжек Пелевина выливались в реальной истории в настоящих убитых и раненых. Но абсурд, бред и безумие, безусловно, были и есть. Прямолинейные реалисты Сорокин и Проханов, считал я, напишут то, что от них ждут. Проханов уже написал: роман «Крым». Про Президента, про Русский мир, про то, что пресловутые скрепы, может быть, еще мир и спасут. Что напишет Сорокин, пока неизвестно, а вот книжку Пелевина презентовали как раз на прошедшей только что ММКВЯ – книжной ярмарке на ВДНХ.
Называется новая книжка Виктора Пелевина (ВП) «Любовь к трем цукербринам». Людям, далеким от Интернета, читать не имеет смысла. Роман (автор считает, что его «странная книга содержит три повести», но поскольку помимо повестей там содержится еще и «объяснительный текст, соединяющий их в целое», будем по старинке именовать историю про любовь к цукербринам романом) полностью и окончательно, бесповоротно и поголовно виртуальный, его и читать-то не с монитора, а на бумаге немного странно.
И закопать смартфон в лесу.
Фото Екатерины Богдановой |
В самом начале Виктор Олегович предупреждает: «В книге почти нет связи с актуальной действительностью». Ага. Вот герой. Его зовут Кеша, и не потому что «кэш», а вот почему: «Когда Кешу посещали мысли про СВОБОДУ, он всегда вспоминал свое имя – единственное наследство от неведомой мамочки. Она назвала его «Che» в честь какого-то борца за вашу и нашу, прославившегося в XX веке. Судя по фоткам, это был модный парень в берете со звездочкой, из-под которого падал на плечи длинный психоделический хайр. Против чего этот «Che» боролся, Кеша так и не смог толком понять, хотя посмотрел про него два исторических фильма. С тех пор прошло слишком много времени, чтобы можно было отличить скисшее добро от выдохшегося зла...» Ну что? Че Гевара, «за вашу и нашу свободу», надеюсь, понятно? Так вот, герой. Кеша. Живет он вроде бы в будущем, но, видимо, не только в будущем. Недаром же вскользь упомянуты сериал «Time Tunnel» (1966) и Рей Брэдбери (рассказ «И грянул гром», очень смешной, кстати, пересказ у Пелевина, сами прочтете, не пожалеете). Да и развлекается он вот как (в Интернете, понятное дело, развлекается): «Кеша опять перелогинился, перепрыгнул на другую ветку и с удовольствием потроллил сперва ватных («тех, кто носит «адидас», завтра родина продаст»… «на майдане плитку с улиц пустили на снаряды – информация к размышлению: не агент ли ЦРУ жена Собянина?»), потом рукопожатников («Сегодня слово «рукопожатный» означает, что по вашему адресу уже выехал вежливый каменный гость»)…
Через минуту классная японочка в школьной матроске уже делала на экране мультикультурный минет бритому наголо негру (называлось, ясное дело, «случай на уроке», а вот в политизированном Рунете такой клип обязательно назвали бы «уроком толерантности»)».
Да уж, товарищи. Какое, пардон, будущее? Ну, видимо, счастливое, и уже сбылось. Кстати, пишу вот сейчас слово «негр» – компьютер не знает такого слова, подчеркивает красным. Когда вместо «дуры», он предлагает «дурру» (еда, что ли, какая-то, бог ее знает, сорго там или майло), я спокоен, но чтоб не знать слово «негр» – такой политкорректности от компьютерных программ, как говорится, не ждал. Или как там, если по-пелевински? Картина Репина «Не ждали». Вот-вот.
Кстати, чуть не забыл. Опытные читатели (пардон, пользователи) наверняка сами догадались, кто такие цукербрины. Но есть и авторское пояснение (в середине книги, конечно же): «Цукербрин, понял Кеша, это термин, появившийся впервые в десятых годах XXI века. Он был образован из имен двух титанов тогдашнего Интернета, Цукерберга и Брина, и означал некоего метафорического Смотрящего – как бы экранного надзирателя, глядящего на пользователя сквозь тайно включенную камеру планшета или компьютера…» Для тех, кто не в Сети, поясню. Сергей Брин (родился в 1973 году в Москве) – американец, который изобрел Googl (ну вы помните русское народное выражение: «не знаешь – погугли в Яндексе»). Марк Цукерберг (родился в 1984 году в Нью-Йорке) – американец, который изобрел Facebook (ага, ФСБ-ук или, как говорят некоторые знакомые с английским языком, а не только с КГБ, Мордокнига).
Более всего роман Пелевина напоминает «1984» Оруэлла, Пелевин сознательно и упорно говорит про «мыслепреступление», чтобы даже ленивый увидел параллель. Тоже ведь путешествие во времени: роман про 1984 год, а написан в 1949-м…
Что касается актуальности. У Пелевина не актуальности мало, а просто политика не на первом месте. Роман-то, чего греха таить, – про порнуху. Вот если в двух словах, то так и надо говорить: Пелевин написал роман о порнушечке (впрочем, Че Гевара и японские школьницы вообще идут красной нитью через творчество ВП). О потребителях ее, о философии ее, о самом, так сказать, феномене: «Они же в порнобизнесе все великие режиссеры, с подтекстом и метафорами…» Ну да. Есть замечательные ведь произведения. Комедии (где сюжет и игра, и на самом деле смешно, а соития лишь отвлекают, про трех мушкетеров, по-моему), мюзиклы (поют и танцуют отлично, кажется, про Алису в Стране чудес мюзикл, и актриса потом только в «нормальном» кино снималась etc.), чего только нет. Жаль (хотя я по совету одного израильского масона прочел «Цукербринов» дважды) только, что не нашел я у Пелевина про отличие русской порнухи от зарубежной. У нас ведь сразу видно, что наши делали. Пятна на обоях, ковер на стене. Как на знаменитой фотографии про Чубайса и Дуню на фоне ковра (сами уж будьте любезны «погуглить», сразу найдете). Я, разумеется, прежде всего о ковре. И матрас… Не сомневайтесь, есть у Пелевина и про любовь либералов с матрасами. Опять же – сами ищите, сами читайте.
«Чего только не увидишь, путешествуя между мирами», пишет автор. Так и есть. Наше время, не наше время, Украина, не Украина, ватники, рукопожатные, фейсбук-интернет, социальные сети: «Раньше достаточно было закрыть все аккаунты в социальных сетях и закопать смартфон в лесу». У меня нет смартфона, закапывать в лесу нечего, а хочется. Почему? Да хотя бы потому, что «Поезд «Москва–Петушки» никогда не прибудет в Лондон, туда может приехать только добрая память о Венечке». Или, если быть точным, – о Веничке. Он ведь снова теперь почти запрещен.
Ну и напоследок. Дело, думаю, не в Пелевине как таковом. Дело, полагаю, в том, что время сейчас, к сожалению, интересное. Вот и нынешняя книжка ВП (никого аббревиатура не напоминает?), мне кажется, интереснее двух-трех его предыдущих. Ну ведь верно же. Мало того, что, как говорят многие, войну в Украине придумали и осуществили писатели-фантасты (Турчинов – автор фантастичекого романа, Аваков финансировал фестиваль фантастики в Харькове, а один из лидеров донецких ополченцев – писатель-фантаст Федор Брезин), но ведь и сам Пелевин фантаст, и один из лучших. И события в братской республике развиваются совершенно по-пелевински.
Ох-хо-хонюшки-хо-хо.
Если бы только не убивали там. На Украине. И в Украине, кстати, тоже.