В торжественном открытии выставки приняли участие лидер ЛДПР Владимир Жириновский, директор ММКВЯ Николай Овсянников, режиссер Сергей Соловьев, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский и лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Фото Елены Семеновой
Вчера ровно в полдень в 75-м павильоне теперь уже опять ВДНХ (ему ведь вернули прежнее название) открылась 27-я Московская международная книжная выставка-ярмарка – самое крупное и уважаемое книжное мероприятие в России.
В связи с осенним похолоданием сцену для торжественного открытия соорудили не снаружи, как бывало раньше, а внутри павильона, и, что характерно, возможно, для того чтобы не мешать выставочному процессу, расположили ее в вестибюле. Получилось скромно и камерно. Как всегда, традиционное оптимистичное приветствие сказал руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, заверивший, что, несмотря на общее падение объемов печатной продукции на 3%, дела обстоят не так уж плачевно. После этого он предоставил слово почетным гостям выставки, в числе которых были что уже привычно, – лидер КПРФ, Геннадий Зюганов, что не совсем обычно – лидер ЛДПР Владимир Жириновский, а что совсем почти нереально – привлекший общее внимание режиссер Сергей Соловьев.
Культовый киношник поздравил всех с доброй традицией проведения ММКВЯ, заметив, что все плохие прогнозы по поводу книг в современном обществе сильно преувеличены. Соловьев заметил, что ему, рожденному в СССР, пришлось столкнуться в свое время с таким явлением, как дефицит книг, когда их распространяли нелегальным путем, а еще был и самиздат. Нынешний же читатель, по словам режиссера, живет в прекрасное время, когда есть широкий доступ к литературе.
После этого с подачи Михаила Сеславинского Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов слегка померились размерами и количеством флагов с символикой в руках своих партийцев. Тем не менее, по справедливому замечанию лидера ЛДПР, на книжной выставке партийные пристрастия должны быть нивелированы.
Вот такой смешной Пушкин,
вопрошающий «Где же кружка?» Фото Елены Семеновой |
Как всегда парадоксальный и склонный к гротеску, Жириновский сказал, что не видит в нынешней книжной ситуации ничего пессимистического и что ММКВЯ по размерам и по количеству может потягаться даже с Франкфуртской ярмаркой. А потом акцентировал внимание на том, что у нас нет ни одного запрещенного автора или книги, и провозгласил, что холодное свечение экрана компьютера никогда не заменит живой книги, что нужно читать и читать везде: даже начальник не должен бранить подчиненного, если он читает на рабочем месте, даже если экзаменуемый списывает, преподаватель должен радоваться, ибо студент впервые взял в руки книгу.
Геннадий Зюганов во первых строках напомнил о том, что страна в этом году отмечает 100-летие начала Первой мировой войны, и на примерах показал, что именно высокий уровень образования в России помогал ей побеждать во многих войнах. С уровнем образования он также связал и то, что мы первыми послали человека в космос – так он прокомментировал 80-летие со дня рождения Юрия Гагарина. Конечно, не обошлось без слов о ситуации в Украине: Зюганов выразил радость, что, несмотря на сложную политическую ситуацию, на выставке работают стенды Крыма и Донецка.
После открытия соннотекущий подготовительный процесс, как бы вздрогнув, оживился и вступил в свои права. Заметно увеличилось количество народа. Забурлила жизнь на стендах крупных издательств, торжественно открыла стенд Республика Беларусь, на стенде Института русской культуры началась презентация полного собрания сочинений советского и российского математика и публициста, профессора, академика РАН Игоря Шафаревича.
Обратили на себя внимание стенды Кореи, Японии и Китая. На этом фоне заметно отсутствие ярких европейских и американских звезд книжного мира. По сути, примут участие в работе ярмарки лишь две настоящие звезды из Европы: французский писатель и драматург, обладатель многих наград, автор романа «Оскар и Розовая дама» и еще многих произведений, переведенных на три десятка языков, Эрик-Эммануэль Шмит да частый гость Москвы, автор знаменитого «Одиночества в сети» поляк Януш Вишневский. Есть еще автор недавно изданного в России исследования «Первая мировая война. Краткая история» Норманн Стоун и документалист «Би-би-си» Бен Макинтайер. Раньше западных гостей было больше. Возможно, сказались санкции…
«Я читаю. Пожалуйста не беспокойте!»
Фото Елены Семеновой |
Уже на стадии подготовки 27-й ММКВЯ журналисты, не первое десятилетие освещавшие книжные ярмарки, заметили некоторые перемены. Однако в основном косметические. Пресс-конференция, предваряющая открытие, была организована не в Минпечати, как обычно, а в новом, пафосном месте, к тому же почти на неделю раньше. Кстати, людей на пресс-конференции было меньше, чем обычно. Чем это можно объяснить? Может быть, тем, что кто-то не нашел нового места (а его трудно не найти – оно в здании Центрального телеграфа на Тверской), кто-то просто испугался и не стал его искать, кто-то не вернулся из летних путешествий. А может быть, просто у прессы пропадает интерес к книге, и как раз ярмарки вроде этой призваны его вернуть. Но пока у них это, увы, не получается.
И тем не менее сразу возник вопрос: есть ли еще перемены, может быть, более существенные? Перемены есть, но их немного. В новый 75-й павильон из старого и душного 57-го и стоящего на отшибе 20-го ярмарка переехала уже несколько лет назад. Это помещение вполне соответствует требованиям, выдвигаемым к современным выставочным комплексам. И если по масштабам ему далеко до зданий, в которых проходят Франкфуртская или даже Лондонская книжные выставки, то по удобству он вполне им равен. Так что это хоть и перемены, но не этого года.
Заметное отличие программы именно этой ярмарки – отсутствие одной страны со статусом «специального гостя». В этом году в качестве такого экспонента выступает Форум славянских культур. Этим отмечается направление ярмарки на «единение славянского мира, на восстановление исторической памяти, на сохранение и плодотворное развитие славянской культуры». Так на ярмарке будет представлен проект «Сто славянских романов». Сто – цифра условная. Романов может быть и больше. Уже в этом проекте задействованы Македония, Словакия, Сербия, Словения и Россия. Больше всего вышло романов сербских писателей.
Кстати, о братьях-славянах – первый вопрос, который был задан на пресс-конференции генеральному директору ММКВЯ Николаю Овсянникову: «Будет ли участвовать в выставке Украина?» Ответ был: «Да, будет». Он постарался объяснить, что книжникам удалось подняться выше политических разборок. Что делает честь Генеральной дирекции международных книжных выставок и ярмарок. И два самых ярких литературных юбилея этого года – 200 лет со дня рождения Михаила Лермонтова и Тараса Шевченко – будут праздноваться на выставке вместе. Российский государственный архив литературы и искусства подготовил совместную презентацию двух альбомов, посвященных этим классикам.
А вот книгоиздатели из Белоруссии без всяких специальных статусов и юбилеев буквально до предела насытили программу выставки своими мероприятиями. Они представят книги, посвященные природе государства, его культуре и традиционным искусствам, а также героической роли белорусов во Второй мировой войне.
Книгоиздатели Крыма, как верно заметил Зюганов, в ММКВЯ тоже участвуют – как и весной в выставке «Книги России», им был предоставлен стенд бесплатно, в знак поддержки.
И еще одно приятное отличие – в этом году в выставке-ярмарке будет участвовать Грузия. Это еще один знак того, что книгоиздатели выше политики. Более того – подтвердили участие в ММКВЯ культового для всех учителей бывшего Советского Союза, старейшего педагога и детского психолога Шалвы Амонашвили, которому в этом году исполнилось 83 года.
И, конечно, будет много российских писателей: Борис Акунин, Татьяна Толстая, Юнна Мориц, Владимир Войнович, Эдвард Радзинский, Захар Прилепин, Дмитрий Быков, Евгений Водолазкин, Денис Драгунский, Виктор Ерофеев, Алексей Варламов, Дарья Донцова, Олег Дивов, Алексей Слаповский и многие другие.