Они родились в один день. Хотя, конечно, не в один год, но это детали. Две детские писательницы. Две женщины, любившие женщин (впрочем, не брезговали и мужчинами). Итак, 9 августа двойной юбилей: исполняется 115 лет со дня рождения английской писательницы Памелы Линдон Трэверс, создавшей цикл повестей о чудо-няне Мэри Поппинс, а также ровно 100 лет со дня рождения финской писательницы Туве Янссон, написавшей цикл произведений о Муми-доле. И то и другое можно читать и взрослым, и детям. А могут взрослые читать детям вслух. К общему удовольствию.
Туве Янссон сделала муми-троллей,
а муми-тролли сделали ее миллионершей. Фото Рино Лёппинена. 1956 |
Потому что бывают абсолютно взрослые книги. Ну, то есть совсем не детские. Они детям просто не понятны. Бывают, напротив, именно детские. Их взрослым и читать не интересно. Скучно. В зарубежном книгоиздании есть также такое понятие, как young-adult fiction. Дословно – литература для молодых взрослых. То есть для молодежи. Формально – для тех, кому от 17 до 21. А есть такие удивительные книги, которые проходят с благодарным читателем через всю его жизнь. И не только потому, что прочитанное в детстве приятно перечитывать повзрослев. Нет. Просто есть книги, которые и детям читать не скучно, и взрослым не противно. И тем и другим – читать их очень даже увлекательно.
Мэри Поппинс и муми-тролли – из их числа.
Если говорить о муми-троллях, то, вероятно, эта книга – самое загадочное детское литературное произведение всех времен и народов. Даже экстравагантные повести Александра Милна становятся обыденными, если понять, что Винни-Пух – это игрушка Кристофера Робина. Даже обе «Алисы…» поддаются расшифровке, если знать, что Льюис Кэрролл – математик… А вот кто такие эти муми-тролли, хемули, хатифнатты и вообще в каком пространстве они живут, понять просто невозможно. При этом они встречают обычных людей, кошек или, к примеру, выхухоль… Или вот, скажем, у Муми-тролля есть Муми-мама и Муми-папа, даже у Снусмумрика есть бродящий где-то, но время от времени возвращающийся отец, а где родители фрекен Снорк? Ее семья Муми просто нашла в лесу.
В моменты черной меланхолии может показаться, что это духи умерших существ с разных планет, блуждающие в потустороннем мире. Что это такое своеобразное чистилище, где без особого труда искупают свои невеликие грешки нерадивые отцы и непослушные дети. Но стоит хандре пройти, и мир муми-троллей начинает представляться просто миром безудержной фантазии.
В Тушине Вишневая улица заканчивается домом № 13.
А 17-й, где живет Мэри Поппинс, – где-то в сказке. Фото Евгения Лесина |
Этот цикл, состоящий из восьми повестей и одного сборника рассказов («Дитя-невидимка»), построен так, что в нем есть произведения для совсем маленьких, для тех, кто постарше, а также совершенно взрослые новеллы. Например, история о том, как два друга – Муми-папа и отец Снусмумрика – вместе мечтали о приключениях, хотели быть вечными странниками, однако первый женился и стал тихим семьянином, а второй остался бессемейным бродягой, звучит совсем не по-детски, а пронзительно трагично. Особенно если знаешь, что сама Туве Янссон после тридцати пяти все-таки окончательно остановилась на женщинах и сорок пять лет прожила с художницей Тууликки Пиетиля. То есть полноценной семьи создать не сумела. При этом перед ней был положительный пример ее брата Ларса – честного семьянина. В результате права на всех ее тщательно защищенных авторским правом муми-троллей принадлежат ее племяннице.
Эта книга, как никакая другая, подвигает читателя на самые глубокие философские раздумья и даже на собственное творчество в самых разных направлениях. Муми – это целая культура с сувенирами, развивающими играми, изданиями типа «Кулинарная книга Муми-мамы», спектаклем «Муми-тролли за кулисами» и даже «Муми-оперой»…
Теперь Мэри. Вишневая улица есть во всех сказочных городах планеты. Это каждый знает. Мэри Поппинс жила на улице Вишневой в доме № 17. Ну что тут сказать? В Тушине тоже есть Вишневая улица, только заканчивается она домом № 13. Потом идут какие-то автостоянки и Деривационный канал. Ну, видимо, там и обитает Мэри. Хотя, если верить Памеле Трэверс, то попадают на Вишневую так:
«Хотите попасть на Вишневую улицу? Это совсем просто. Подойдите к полицейскому на перекрестке. Он слегка сдвинет на один бок каску, сосредоточенно почешет в затылке, вытянет вперед белый, затянутый в перчатку палец и скажет:
– Сначала поверните направо, потом налево, еще раз направо – и вы на Вишневой. Всего доброго!
Идите, как сказал полицейский, и окажетесь на Вишневой улице, дома на ней стоят на одной стороне, на другой – парк, а вишни растут как раз посередине. Вы, конечно, будете искать дом № 17…»
Муми-тролли – сказка, которую можно потрогать.
Фото Reuters |
Ну, похоже, идти надо по Волоколамскому шоссе. Из Москвы. И вот на входе в город Тушино, у больницы МПС, возле канала имени Москвы вы и спрашиваете полицейского (у них там где-то недалеко, кстати, гнездо). А он, полицейский, вам и говорит: направо, на улицу Свободы, потом налево, на улицу Тушинская, а потом еще раз направо – вот вы и на Вишневой улице. Всего доброго.
Может быть, правда, он и не скажет «всего доброго» – потому что Тушино уже и не город вовсе, а часть Москвы. Но на Вишневую идти именно так.
Памела Линдон Трэверс (настоящее имя Хелен Линдон Гофф) родилась в Австралии, пыталась стать актрисой, но не слишком удачно. Занималась журналистикой, два года вела колонку в одной из газет Сиднея, писала и публиковала стихи. В 1924 году перебралась в Англию. Там познакомилась с поэтом Джорджем Уильямом Расселом, через него с поэтом Уильямом Батлером Йетсом. Оба они увлекались всяческой мистикой и эзотерикой. Так что не стоит, видимо, удивляться, что в 1938 году Трэверс познакомилась с русским мистиком Георгием Гурджиевым. Впрочем, к тому времени она уже придумала Мэри Поппинс (первая книга об этой удивительной няне вышла в 1934-м). К тому же в том же 1938 году в СССР первый свой рассказ опубликовал Николай Носов. И Туве Янссон в том же году уже написала и проиллюстрировала первую книжку о муми-троллях («Маленькие тролли и большое наводнение», вышла, впрочем, лишь в 1945-м).
Обеих знали и любили не только в мире, но даже и в СССР. Обе прожили долго: Янссон умерла в 2001-м, Трэверс – в 1996-м. В 1977 году Памеле Трэверс было присуждено звание офицера Ордена Британской империи. Начиная уже с 1960-х Туве Янссон была миллионером, одной из самых богатых женщин Финляндии. Хотя жила скромно: ездила на общественном транспорте, ходила в магазин рядом с домом, сама отвечала на письма читателей.
Такие вот скромные и знаменитые. Любимые и читаемые.
И читать их будут еще очень долго. И дети, и взрослые. И взрослые – детям.