Участники семинара «Семья и взаимоотношения полов: от сказок прошлого до реальности грядущих веков»: Полина Матыцына (крайняя слева), Далия Трускиновская (вторая слеваа), Виктория Балашова (в центре), Андрей Миненков (третий справа), Дмитрий Володихин (сидит слева) и другие. Фото Татьяны Беспаловой
Я уже как-то писал, что из всех деятелей литературы наиболее склонны к внутрицеховому общению две категории – поэты и писатели-фантасты. Поэтому из всех крупных междугородных литературных мероприятий 90% либо поэтические фестивали, либо конвенты фантастов – так последние на иностранный манер называют свои странные сборища.
Однако делать похожие мероприятия в разных городах, а тем более в одном как-то глупо. Поэтому у каждого фестиваля и конвента свое лицо, свои особенности. Вот, например, литературно-практическую конференцию «Басткон», проходившую 24–26 января в доме отдыха на территории усадьбы Мусина-Пушкина в Валуеве, организуют в основном люди с историческим образованием и умеренно-правой ориентации. Они составляют литературно-философскую группу (ЛФГ) «Бастион». Отсюда и название конвента. Отсюда и тематика основных мероприятий, тоже выразившаяся в их названиях. Сразу после открытия прозвучал доклад председателя ЛФГ «Бастион» и оргкомитета конвента Дмитрия Володихина: «35 тысяч одних пиратов! Исторический элемент в современной русской фантастике». Прошла дискуссия «Наука будущего». Состоялись семинары: Ольги Елисеевой «История и литература»; Далии Трускиновской и Дианы Аранской «История в фантастике»; Дмитрия Володихина «Антиутопия и моделирование в социальной НФ».
Оригинальный подход к истории нашли Сергей Алексеев и Глеб Елисеев. Их семинар назывался «Скрытая предыстория человечества: Лавкрафт, Толкин, Говард». Произведения именно этих трех авторов – Филлипса Говарда Лавкрафта, Джона Рона Руэла Толкина, Роберта Ирвина Говарда – покрыты таким мистическим флером, именно они в разрозненных произведениях последовательно выстроили складную систему мира, так, что многие видят в их творчестве не просто буйную фантастику, но тайную историю нашего мира до того, как в нее пришли люди. О столкновении мифа и реальности, вымысла и исторического факта говорили на этом семинаре. Кстати, Глеб Елисеев за своего «Лавкрафта» получил Премию имени Одоевского (за поддержание традиций интеллектуальной фантастики).
Валуево зимой... Фото Татьяны Беспаловой |
На каждом конвенте есть почетные гости. И часто ими оказываются не только популярные писатели. Обычно это бывают космонавты, деятели кино и исполнители песен. На «Бастконе» прошло два концерта: вокалистка группы «Кантикум» Нина Молодцова пела что-то красиво и возвышенно на латыни (кстати, лидер коллектива Анна Ветлугина получила премию «Хронограф» за роман «Игнатий Лойола. Генерал Иезуитов»), а певица Юлия Каштанова просто пела под гитару.
Но был на прошедшем «Бастконе» и довольно необычный гость – чемпион мира и Европы по фигурному катанию, призер Олимпийских игр Андрей Миненков. Он принял активное участие в семинаре «Семья и взаимоотношения полов: от сказок прошлого до реальности грядущих веков», который организовала писательница Виктория Балашова. Знаменитый спортсмен предположил, что его пригласили поучаствовать в работе жюри конкурса литературных произведений на тему семьи, потому что уже 53 года он идет по жизни рука об руку со своей женой и партнершей Ириной Моисеевой. По результатам мероприятия трое лучших молодых авторов будут опубликованы в московских издательствах.
Семинар по результатам еще одного литературного конкурса на актуальную, но довольно необычную тему провел Дмитрий Володихин. Конкурс был посвящен проблемам ювенальной юстиции – молодым авторам предлагалось написать о том, какие последствия могут проявиться в будущем у тех правовых решений, которые принимаются сегодня. Володихин надеялся, что хоть одно представленное произведение окажется утопическим и найдет в складывающейся сейчас ювенальной системе судопроизводства плюсы. Однако все произведения оказались довольно мрачными. Дмитрий резюмировал результаты следующим образом: дети должны воспитываться в семье, и ни один государственный орган ее не заменит.
Конечно, было презентовано много книг и издательских проектов. Составители Сергей Чекмаев и Глеб Гусаков представили тематические сборники «Империум» (кстати, Гусаков за него получил медаль, приуроченную к 400-летию династии Романовых) и «Историкумъ». Писатели Дмитрий Федотов и Далия Трускиновская презентовали пилотный роман «Охота на льва» из нового цикла «Другая Россия». Юлия Андреева выставила сразу несколько сборников стихов и прозы из серии «Петраэдр» (см. об одном из них – «На свитках волн» – на этой же странице в рубрике «Пять книг недели»). Кроме того, гостям конвента был представлен новый сборник ЛФГ «Бастион» Terra Sacralis.
На «Бастконе» наметилась приятная для любителей фантастики тенденция – появился пусть еще слабый и неуверенный, но поворот в сторону возрождения фантастической периодики. Дело в том, что большая часть старых журналов фантастики не выдержала кризиса – перестали существовать журналы «Если», «Полдень XXI век. Журнала Бориса Стругацкого», «FANтастика». Выдержал только «Мир фантастики». Однако год назад вышел первый номер нового глянцевого журнала «ФанСity». А в этом году выяснилось, что они выжили и даже провели совместно с «Бастконом» конкурс для молодых авторов. Кроме того, на презентации издания, которую вели Диана Аранская и Полина Матыцына, критик и культуртрегер Дмитрий Байкалов проговорился о возможном возрождении «Если».
Ну и, конечно, о премиях, как без них. Вадим Панов получил высшую награду, вручаемую организаторами конвента, – «Меч Бастиона». Так сказать, за вклад.
Далия Трускиновская с повестью «Мембрана» была удостоена сразу двух наград: «Два сердца» (за фантастические произведения, в которых создан яркий образ Москвы или Санкт-Петербурга) и Премии имени Афанасия Никитина (за яркие достижения в области авантюрно-приключенческой фантастики).
А теперь мне предстоит довольно деликатный момент. Попросить бы написать последующий абзац кого-нибудь другого, да некого. Дело в том, что обе «голосовательные» награды, то есть за которые отдавали свои голоса все участники «Басткона», причем в одном из случаев им за право высказаться приходилось заплатить 200 руб., получила повесть «Остров Балчуг», которую в соавторстве написали постоянный автор «НГ-EL» Николай Калиниченко и автор этих слов, то есть я. Причем впервые отрывок из этой повести был напечатан в нашей газете. Мы получили «Чашу Бастиона» и премию «Иван Калита». Первыми, кому я позвонил, чтобы сообщить о совершенно неожиданной победе, были мой отец и мои коллеги по отделу…
В заключение нужно сказать, что на «Бастконе-2014» собрались около 100 человек. Были уже именитые авторы (Эдуард Геворкян, Алексей Гравицкий, Ольга Елисеева, Сергей Волков, Елизавета Дворецкая, Андрей Ерпылев, Олег Марьин, Игорь Минаков, Игорь Пронин, Андрей Синицын, Симона Вилар и др.) и было много талантливой молодежи. У авторов, замеченных именно на «Бастконе», в ближайшее время в журналах и сборниках выйдут произведения, у многих дебютные…
Пожалуй, это самое главное, что дают подобные мероприятия.