0
6222
Газета Главная тема Интернет-версия

05.12.2013 00:01:05

Собака Муза и Есин на велосипеде

Тэги: литинститут, юбилей, нгex libris


литинститут, юбилей, нг-ex libris

Студенты, памятник Герцену и Лит – где-то там, за сугробами... Фото с официального сайта Литературного института имени А.М. Горького

Странно, но почти весь личный состав «НГ-Ex libris» учился в Литературном институте имени А.М. Горького. А у него сейчас юбилей. Вчера и позавчера проходили торжественные мероприятия в Центральном доме литераторов. Начали, правда, раньше, а продолжать будут еще, надеемся, долго. Сегодняшний номер «НГ-EL» у нас наполовину посвящен этому вузу. На 4-й странице рассказ Сергея Дмитренко (он и преподавал в Литинституте, и рассказ тоже, в общем, про Лит). И на 6-й: воспоминания Галины Шерговой, выпускницы 1948 года, и рассказ Сергея Каратова, выпускника 1977 года (рассказ тоже, разумеется, про наш родной институт).

Писать мы решили вместе, но по очереди, и каждый про себя. Потому что учились в разное время. Так что названия главок – это и указание автора фрагмента, и время и место (да, ведь, например, Ольга Рычкова училась на Высших литературных курсах при Литинституте, у них тоже юбилей). Годы, охваченные нами: 1990–2008. И еще. Не учился в Лите только Андрей Щербак-Жуков, он из ВГИКа. Но мы его все равно любим.

Евгений Лесин. Литературный институт (1990–1995), аспирантура (1995–1998)

Мне, признаться, вспоминать нечего: уж больно времена были скучные. Ну что там? Два путча, два ребенка (за несколько месяцев до каждого путча у меня почему-то рождался младенец), Горбачев, Ельцин, спирт «Рояль», ваучеры, и в конце всего, естественным апофеозом, – дефолт. Дефолт, правда, грянул, когда я уже служил в газете «Книжное обозрение», куда меня привела Татьяна Бек, руководитель (вместе с Сергеем Чуприниным) моего семинара. Привела к своему близкому приятелю поэту Александру Щуплову. Оба они – главные, пожалуй, мои учителя. Обоих нет уже в живых. Живы, к счастью, Иван Карабутенко и Мариэтта Чудакова. Называю не всех, а самых близких, конечно. Томашевский велел писать мне про Венедикта Ерофеева, я написал, а он лично отнес текст в журнал «Юность» (первая моя серьезная публикация, кстати). А мой преподаватель Сергей Федякин впервые напечатал меня в «Независимой газете» (тогда еще никакого «Экслибриса» не было). А в «Экслибрис» меня позвал Саша Вознесенский. Позвал Саша, но взяла Вика Шохина, подруга Татьяны Бек. Ну да, а зачем еще такой вуз? Гуманитарное образование и «знакомые». Я писатель в первом поколении, так что все было предельно просто: если тексты мои нравились преподавателям, они их и «пристраивали», а заодно соответственно и меня. Публикации, работа, союзы писателей, книжки – все так или иначе шло с легкой руки тех, кто меня обучал. Потом все менялось и пересекалось, например, Татьяна Бек вела полосу в «Экслибрисе», а Петр Калитин и Сергей Дмитренко сначала мне преподавали, а теперь – авторы и друзья. И многие другие, горячо любимые, живые и мертвые, тоже почти все – оттуда, из Лита.

Студенты, соученики мои, конечно, разлетелись, но вот Слава Ананьев, например, нашелся (благодаря Интернету я сейчас пишу, а он в ЦДЛ стихи читает, я тоже должен там сейчас читать, но вот – пишу). Лелик Чесноков давно не пишет, но жив, не так давно звонил. Юра Соловьев, где ты? Ау! 

Елена Семенова. Литературный институт (1995–2000)

Педколледж, где я училась, был в двух шагах от Литинститута, на Щусева. Нужно было пройти до конца улицы, пройти возле памятника Блоку, а там уже и Большая Бронная. Поэтому, когда подружка предложила прогуляться до него пешком, я не была против. Дело в том, что спустя два года после первой бесплодной попытки я вновь решила дать стихи на конкурс. Был солнечный весенний день, мне было ужасно жарко в шерстяной коричневой юбке. Я вошла в приемную комиссию, там сидела строгая женщина, как я потом узнала, Зоя Михайловна Кочеткова. «Семенова?» Повисла пауза, не предвещавшая ничего хорошего. «Елена? Прошла». Пауза была оттого, что была еще одна Семенова – Галя. Я не обрадовалась, а впала в оцепенение. Так бывает, когда чего-то перестал ждать. А это был действительно мой шанс, потому что заверяю точно: блата у меня не было.

Экзамены я помню и четко, и в тумане.  Отпечатался в памяти мой концептуальный наряд – черные джинсы, клетчатая рубашка поверх черной майки, смешные сандалии.  Для творческого задания – а попала я на семинар к поэту Юрию Кузнецову, в ту пору еще не зная о его существовании, – я выбрала тему, сформулированную по строчке Цветаевой «Закон звезды и формула цветка». Как сейчас помню, развила там теорию о людях-цветах, которые всегда под боком и которых не замечаем, и о людях-звездах, которыми восхищаемся издалека. Юрий Поликарпович, как скала, возвышался за столом в центре кабинета. Два абитуриента, один из которых, как я позже узнала, был Миша Свищев, через пять минут бегали курить. На экзамене по немецкому языку мой будущий возлюбленный Валера утащил у меня словарь. А историю я бы завалила, если бы не Александр Сергеевич Орлов. Когда я, запинаясь, бредила про дворцовые перевороты, он глянул мне в зачетку, весело воскликнул: «Ничего, поступит – выучит!» – и поставил трояк.

Литинститут был окутан тайной. Никто о нем ничего не знал. Все спрашивали – а где это? Неужели там учат писать стихи? Но учили там, конечно, всему, что положено знать литератору. Маленький, лысый и безумно обаятельный Анатолий Сергеевич Демин учил нас искать в «Житии протопопа Аввакума» поэтические перлы и травил смешные байки – что-то про зимнюю шапку, забытую в туалете, или про то, что, когда он приехал в Китай, оказалось, что «дё мин» означает «светлая голова». Ректор Сергей Николаевич Есин свирепо гонял студентов за то, что они не раздевались в гардеробе и сидели на лекциях в одежде. Все жутко боялись зачета по истории Древнего мира у Инны Андреевны Гвоздевой, которая, по выражению одного студента, сверлила всех ея шумерскими глазами. Зоя Михайловна поражала энергией и фантастической памятью: знала всех студентов по имени-отчеству, равно как и показатели экономического развития России до десятых долей. Некоторые лекции покойного Юрия Ивановича Минералова, думаю, можно было писать на видео. Кстати, лекции по теории стиха, тоже, к сожалению, покойного, Владимира Ивановича Славецкого – замечательного литературоведа и предмета воздыхания студенток – у меня до сих пор хранятся на аудиокассетах, надо перевести их в цифровой формат.

В Литинституте все было не как везде. Он был маленький, уютный, располагался в историческом особняке, помнившем знаменитых литераторов XIX и XX века. Никто никогда не забудет знаменитую «каптерку», в которой сменилось не одно поколение студентов-дворников, среди которых поэт Андрей Чемоданов и писательница Рита Шарапова, объяснявшая мне, что растение в вестибюле Лита называется аспарагус. Не знаю, как в другие периоды, но в 90-е была бесплатная столовая, на проход в которую нужно было получать талоны в деканате. Вечером она превращалась в кафе. Когда мест не хватало, можно было вкусить супа на крышке фортепиано. Никогда не забуду шок в глазах буфетчиц, когда мы среди бела дня выставили на стол бутылку водки. Спортивная площадка, на которой позже играли в футбол, вначале служила исключительно для выгула легенды Литинститута – толстой, гавкучей собаки Музы. Она жила в отделе кадров, где у нее была выгородка из оргалита. Дабы Муза не кусала почем зря литераторов. Впрочем, на моей памяти никто не был укушен Музой. Муза прожила, кстати, долго, скончавшись в конце нулевых.

А из студентов нашего выпуска сегодня в литпроцессе участвуют Данила Давыдов, Михаил Свищев,  Кирилл Медведев, Ольга Нечаева, Елена Калашникова, Мария Ватутина, Наталья Ворожбит. Для одного выпуска, в общем-то, немало.

Ольга Рычкова. Высшие литературные курсы (2001–2003)

И еще одна круглая дата у «младшего-старшего» брата Литинститута – Высших литературных курсов, ВЛК. Младшего – потому что курсам исполнилось всего-то 60. А старшего – потому что, как писали в прежние добрые времена, весь цвет советской литературы – выпускники не Литинститута, а именно ВЛК. Перечислять можно долго – назовем хотя бы несколько имен в алфавитном порядке: Чингиз Айтматов, Михаил Алексеев, Виктор Астафьев, Олесь Гончар, Анатолий Жигулин, Римма Казакова, Кайсын Кулиев, Юрий Левитанский, Новелла Матвеева, Евгений Носов, Алексей Прасолов, Петр Проскурин, Николай Тряпкин… Когда я училась на курсах 10 лет назад, портреты классиков висели в фойе второго этажа в корпусе, где находятся ВЛК, – и, наверное, висят до сих пор. Однажды на перемене моя сокурсница, дочь Астафьева Анастасия, учившаяся на семинаре прозы и родство с Виктором Петровичем особо не афишировавшая, в шутку встала под фотографией своего отца и повернула голову так же, как он на портрете. Мы рассмеялись: получилось два практически одинаковых Виктора Петровича – мужской, портретный, и женский, живой. «Что веселимся?» – поинтересовался подошедший читать лекцию старичок-преподаватель. Анастасия показала сокурсникам кулак, но те все равно принялись наперебой объяснять родственные связи двух прозаиков. «Астафьева, кончайте меня разыгрывать, – вздохнул старичок. – Занятие начинается». Так что нынешним выпускникам тягаться славой с предшественниками практически невозможно – может, и к лучшему.

Алиса Ганиева. Литературный институт. Бакалавриат (2002–2006), магистратура (2006–2008)

В жаркий августовский день, на первой литинститутской консультации для абитуриентов, куда я прибежала с трапа самолета, успев сдать в Махачкале математику совсем в другой вуз, все было странным и незнакомым. Мальчик в вязаной шапке и с оранжевыми ботинками, лысая девочка с живой крысой, хромая поэтесса из Горного Алтая с двумя старушками в белых панамках… Мы прошли через семь вступительных экзаменов, на следующий год их количество сократили до четырех, а потом и вовсе ввели ЕГЭ. В моей голове еще плавали логарифмированные тождества, но я поступила. И первый курс был прекрасен. Помню подметавшего наш дворик пропавшего без вести, а потом восставшего из небытия поэта Серебряника, упавшую с пятого этажа, но выжившую поэтессу Машу из Бурятии, подрабатывавшего на ипподроме, а потом повесившегося в конюшне Сережу Королева из Вологды, 13-летнюю Катеньку, приходившую учиться с бабушкой, грузина Кению, исключенного за несдачу «антички» и беспочвенно обвиненного в растлении этой самой Катеньки, актрису Настю Приходько, писавшую стихи и подрабатывавшую гардеробщицей в театре, а еще пловцов-атлетов с семинара публицистики, завоевывавших кубки на межвузовских спортивных соревнованиях, буфетчиц, бесплатно кормивших нас в столовой, где вечерами гремел джаз-клуб «Форте», томную Светлану Викторовну из деканата, раздававшую нам талоны на эти самые обеды, ректора Сергея Есина, рассекавшего по двору на велосипеде в куртке цвета хаки, драматурга и режиссера Анатолия Дьяченко с его обитым черным бархатом залом и спектаклями, готок, толкиенистов и просто гениев, круглый год глушивших портвейн в курилке или на фонтане Новопушкинского сквера. К старшим курсам половину наших закрутил вихрь времени, остальные обзавелись работой. Курилку закрыли. Ректором стал Борис Тарасов. Началась другая эпоха.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1535
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1736
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1842
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4189

Другие новости