0
6304
Газета Главная тема Интернет-версия

21.11.2013 00:01:05

Пираты, тотемы и Биеннале в Москве

Тэги: поэзия, биеннале, москва


поэзия, биеннале, москва

Леэви Лехто из Финляндии и переводчик Иоан Демидов. Фото Анатолия Степаненко

Биеннале поэтов в Москве – это праздник. Но он не всегда с нами. А лишь раз в два года. VIII Московский Международный фестиваль Биеннале поэтов завершился. О его открытии мы писали в прошлом номере «НГ-EL». Позади десятки поэтических выступлений, дискуссий, круглых столов да и просто общений с гостями из всевозможных городов и стран. Самые разные места Москвы были вовлечены в интернациональный поэтический процесс. География мира наложилась на географию столицы. 

В книжной лавке РГГУ «У кентавра» прошел творческий вечер русского поэта Джона Вильяма Наринса (США). О себе он в третьем лице пишет примерно так: «Родился в Нью-Йорке. Окончив несколько американских университетов, сбежал в Россию, где записывал песни в подпольных (даже подземных) студиях, сочинил часть российского законодательства в области антимонопольного права, продавал китайскую обувь у Большого театра, помог открыться Набоковскому фонду, преподавал в СПбГУ. Водил водное такси по Неве, снимая с товарищем катер за бутылку в неделю. Затем преподавал теорию и историю литературы в американских университетах и колледжах, занимался редакторской работой, переводом. Пишет стихи и на родном, и на русском языках…»

поэты
Поэтический интернационал: Амарсана Улзытуев (Бурятия),
Алексей Остудин (Татарстан) и Александр Кабанов (Украина)
- на юбилейном вечере Александра Тимофеевского. 
Фото Анатолия Степаненко

В том же РГГУ состоялся круглый стол Крымского клуба «Поэтократия: утопия или реальность? Писатели в новейшей политической истории». Литераторы и ученые спорили о соблазнах и рисках участия людей искусства во власти. Термин введен норвежским историком Эрнстом Сарсом в 1902 году для описания периода лидерства в его стране известных писателей. Президент Биеннале Евгений Бунимович – самый яркий, пожалуй, в современной России действующий поэтократ – поведал о поэттехнологиях, применявшихся им в годы депутатства в Мосгордуме, и об уникальных персонах и феноменах на стыке поэзии и власти. Татьяна Бонч-Осмоловская (Сидней) представила видеоклипы о том, как власть Австралии служит искусству: премьер-министр штата берет интервью у драматурга, а премьер страны и другие политики снимаются в ролике молодых панков. Игорь Лёвшин проанализировал сюжет романа Евгения Чижова «Перевод с подстрочника» о визите московского стихотворца в азиатскую деспотию Коштырбастан, управляемую президентом с помощью верлибров, а Одвейг Кливе (Норвегия) – ряд трансмутаций поэтократии в ее стране за прошедшее столетие после Сарса. Сильнейшее впечатление на публику оказал рассказ Владимира Аристова о пиратской поэтической республике, основанной Габриэле Д’Анннунцио в городе Фиуме в 1919 году. Модератор Игорь Сид изложил гипотезу литератора, ученого и поэтократа Евгения Сабурова (1946–2009) о сходстве мышления политика и стихотворца, заключив, что «конкуренция поэта и царя» обусловлена их антропологическим тождеством. Подытожил беседу политолог, профессор МГИМО Олег Барабанов, раскрывший, каким чудовищем может стать для народа правитель с творческими амбициями, и напомнивший, что величайшее произведение мировой литературы – «Божественная комедия» – написано Данте после того, как он проиграл в родном городе борьбу за власть…

поэты
Русский берлинец Сергей Штурц.
Фото Максима Дубаева

Русских поэтов Берлина на Биеннале представляла группа «Запад наперед». Они заявили о себе на берлинских поэтических слэмах в 2005 году. Лидеры группы Дмитрий Драгилёв, Максим Дубаев и Сергей Штурц – представители нового немецкого авангарда, в котором стирается межъязыковая граница, – читали свои двуязычные произведения, наполненные как немецко-берлинскими, так и московско-российскими аллюзиями, демонстрируя переплетения двуязычного сознания эмигранта. При помощи Интернета в поэтическое действо влился и четвертый участник – Илья Рывкин. Он внес в московскую пасмурную погоду несколько светлых берлинских тонов…

Вторые литературные чтения «Они ушли. Они остались» проходили на трех московских площадках – в клубе «Классики XXI века», Государственном литературном музее и в Центральной библиотеке № 102 имени М.Ю. Лермонтова. Целью было – вспомнить поэтов, ушедших молодыми в 1990–2000-х годах, и еще раз задуматься о том, почему их судьба сложилась столь трагично. Три доклада представили специальные гости чтений. Лола Звонарева посвятила свое выступление теме «Прения Живота со Смертью в молодой поэзии России на рубеже веков». Лев Аннинский задался вопросом «Почему судьбы поэтов тяготеют к трагизму?». Виктор Куллэ размышлял над проблемой «Поэзия и смерть: миллениарное обострение». Вели программу Борис Кутенков и Ирина Медведева, к которым присоединялись соведущие. «Это не научная конференция и не вечер воспоминаний, – сказал Кутенков, открывая чтения, – но вместе с тем это и то и другое». Перед слушателями развертывалась цепь трагических исходов, перелистывались страницы вышедших книг и неизданных рукописей и, конечно, звучали стихи. В числе особенно ярких моментов первого дня был рассказ Людмилы Вязмитиновой о Руслане Элинине, одном из основателей клуба «Классики XXI века». В этот день также состоялись выступления Евгения Степанова об Алексее Даене, Наталии Черных об Анастасии Харитоновой, Дарьи Лебедевой о Василии Кондратьеве и др. 

Продолжили в более камерной обстановке Государственного литературного музея. Елена Пестерева рассказала о представителе львовской поэтической школы Игоре Буренине, а Валерий Бакиров – о жившем в Риге Олеге Золотове. С Крымом были связаны последние годы жизни Аси Каревой, о которой говорил Андрей Коровин. И снова вставал вопрос о неизбежности трагического финала. В завершающий день аудиторию подкупило своей честностью и откровенностью выступление Андрея Чемоданова, который рассказал об ушедшем совсем недавно Павле Белицком. Взволнованным было выступление Марии Малиновской, посвященное Илье Тюрину. Именно в его записных книжках были слова, словно подытожившие чтения: «Трагедия человека при условии, что он поэт, в его судьбе уже состоялась».

Недавно отмечалось 75-летие со дня рождения Венедикта Ерофеева, а «Москва–Петушки», как известно, – поэма. Видимо, поэтому в рамках Биеннале поэтов состоялась прогулка по рюмочным Москвы под названием «И немедленно выпил», в которой приняли участие и сотрудники «НГ-EL». Начали в легендарном кафетерии «Аист». Прошли по Варварке… Не надо думать, что алкогольная тематика преобладала, финские поэты Леэви Лехто, Юкка Маллинен, на которых рассчитывали организаторы, как раз не пришли. Просто хотелось показать иностранным гостям Москву неофициальную. Так, норвежская поэтесса Одвейг Кливе, стоя в столь же культовой рюмочной «Пивной бар» в подворотне Никольской, спросила: «А могли бы мы посмотреть на Большой театр?» И была удивлена, когда ей сказали: «Мы сейчас выйдем из двери, свернем направо, пройдем 20 метров и увидим Большой театр»… Посетили рюмочную «На Герцена», где любили сиживать Владимир Орлов и Дмитрий Быков. «Новодел» был представлен чебуречной «СССР» возле Литинститута, да и он – стилизация «под совок».

поэты
Одвейг Кливе из Норвегии. 
Фото Анатолия Степаненко

На следующий день после похода «И немедленно выпил» была еще одна, на сей раз сугубо поэтическая, прогулка по Москве. Она шла по маршруту стихотворения Андрея Туркина (1962–1987): «О, как мне дорог центр города/ Где Долгорукого рука/ Как будто ищет Маркса бороду,/ Но не найдет ее, пока/ За ним следят глаза Дзержинского…» И вот от памятника Юрию Долгорукому к памятнику Карлу Марксу, минуя отсутствующий (в кафетерии «Аист» поговаривают, что скоро вернется) памятник Дзержинскому, а оттуда прямо к памятнику самому Туркину в парке «Музеон» возле Центрального дома художника отправились писатели и поэты Николай Байтов, Данила Давыдов, Александр Курбатов, Света Литвак, Юлия Скородумова, Владимир Тучков, Игорь Яркевич и др. Во многом их путь пересекался с предыдущей прогулкой (например, участники посетили рюмочную «Пивной бар», хотя употребили там в основном чай и кофе). 

И отправились на церемонию закрытия Биеннале в клуб «Дача на Покровке». В этот клуб на протяжении трех дней вели пути отовсюду: и с юбилейного вечера Александра Тимофеевского в Библиотеке иностранной литературы, и из салона «Классики XXI века», с круглого стола «Формы бытования поэзии в современных поэтических журналах России и за рубежом», и из Образовательного центра Московского зоопарка, с диспута проекта «Зоософия» «Фауна Севера как тотемический ресурс. Кастинг тотемов»... 

В «Даче на Покровке» и закрылась Биеннале поэтов. Выступали представители проекта «Культурная инициатива», на который легли основные организационные дела, Юрий Цветков и Данил Файзов. Приветствовал собравшихся Бунимович. Было шумно, жарко и радостно. От того, что встретились. И от надежды на то, что через два года встретимся снова. И вновь мировая география встретится с московской…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1238
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1419
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1541
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3758

Другие новости