Поэт Волошин и директор Дома поэта Наталия Мирошниченко. Фото Андрея Тарасова
Надо приехать в Коктебель, чтобы увидеть там режиссера (или, как сейчас говорят – аниматора) Гарри Бардина.
Надо приехать в Коктебель, чтобы встретить там питерского поэта Евгения Мякишева.
Надо приехать в Коктебель, чтобы познакомиться с поэтами из Ставрополя, участниками литературной группы «Кавказская ссылка» – Станиславом Ливинским (кстати, о его книге «А где здесь наши?» см. в прошлом выпуске «НГ-EL»), Андреем Недавним, Амираном Адамией, Еленой Чуриловой и др.
Надо приехать в Коктебель, чтобы послушать лекцию Павла Басинского (о его книге «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды» см. в «НГ-EL» от 22 августа этого года).
Надо приехать в Коктебель, чтобы посмотреть украинское телевидение и узнать, что «Украина – это такая Россия, только без нефти и газа».
Издатель и поэт Александр Переверзин с дипломом.
Фото Андрея Тарасова |
Надо приехать в Коктебель, чтобы бродить там пять дней и так и не встретить поэта и издателя Александра Переверзина (именно в его издательстве «Воймега» и вышла, к слову сказать, книжка Ливинского).
Надо приехать в Коктебель, чтобы, идя по берегу, обняться сначала с поэтом Валерием Лобановым, потом с поэтом Сергеем Бирюковым, а потом встретить поэтессу, участницу литературной группы «Инфоромантики» Нику Батхен и не узнать ее.
Надо, в конце концов, приехать в Коктебель и пойти в Дом-музей Волошина, чтобы перепутать его с московским Булгаковским домом (потому что и там и там – что в Доме Волошина, что в Доме Булгакова – Андрей Коровин).
А ведь в этом году еще и юбилей. 100 лет Дому поэта. И 11 лет Волошинскому фестивалю в Коктебеле. Том самом Коктебеле, который в советское время можно было перепутать со станцией метро «Планерная» (потому что похожее носил название), том самом Коктебеле, о котором Максимилиан Волошин написал в 1918 году:
…Стиху – разбег, а мысли –
меру дали.
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей
тоской,
Мой стих поет в волнах
его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь
залива,
Судьбой и ветрами изваян
профиль мой.
* * *
Для создания хорошего фестиваля (не важно, какого жанра искусства) главное – не деньги, как многие думают, а идея, место и люди. Так, 11 лет назад был основан Волошинский фестиваль в Коктебеле. Денег не было. А идея была – снова собрать поэтов в легендарном Доме Волошина. А создали фестиваль сами поэты при активной поддержке директора музея Наталии Мирошниченко.
За прошедшие годы кто только не побывал в Коктебеле, из каких только стран – от Америки до Австралии (в этом году прилетели сразу две австралийки) – не прилетали, приплывали, приезжали гости в Коктебель на «Волошинский сентябрь». Живая поэтическая речь снова зазвучала в стенах Дома поэта, на берегах коктебельской бухты, в крымских горах. Поэты, писатели, художники оживили легендарную волошинскую Киммерию, вдохнули в нее второе дыхание. Десятки, если не сотни поэтических строк посвятили новые киммерийцы Коктебелю и Крыму. Что касается денег – бывало, что помогали фестивалю фонды и правительства, бывало, что фестиваль финансировали сами поэты. В нынешнем, юбилейном году, году 100-летия Дома поэта, денег на литературный фестиваль, конкурс и премию, пленэр художников было крайне мало. Но, по всеобщим отзывам участников, фестиваль и симпозиум, как всегда, удались на славу. И радостному, вдохновенному течению фестивальной жизни не помешала ни неожиданно прохладная погода, ни другие прелести курортного Коктебеля.
Одним из главных событий года для многих стало появление в сети сайта «Волошинский сентябрь» http://www.voloshin-fest.ru/, который создал энтузиаст Сергей Каревский. Сайт собрал всех под одной крышей – организаторов и участников, здесь теперь проводятся Волошинский конкурс и премия, интернет-опросы, появилась возможность размещать все – от стихов до видеороликов, фото – и просто репортажи с мероприятий, в общем – жить полноценной жизнью. Сайт стал точкой сборки всей информации об истории и сегодняшнем дне «Волошинского сентября» и, конечно же, Дома поэта и Коктебеля.
Специально из Петербурга –
Евгений Мякишев. Фото Екатерины Богдановой |
Волошинский конкурс в номинациях поэзии, прозы, драматургии, видеопоэзии и фотопоэзии, как всегда, порадовал обилием новых имен. Среди победителей нынешнего года много авторов молодых и среднего возраста из провинции и зарубежья: Светлана Михеева (Иркутск), Светлана Чернышова (г. Большой Камень Приморского края), Наталья Мелехина (Вологда), Дмитрий Дейч (Тель-Авив), Алексей Самойлов (Москва), Керен Климовски (Malmo, Швеция), Сергей Вепрев (Мариуполь), Мария Огнева (Ярославль), Ринат Ташимов (Омск), Олег Михайлов (Харьков), Юлия Поспелова (Красногорск), Елена Свиридова (Тула) и другие. Молодой екатеринбургский поэт Александр Костарев в этом году вытащил счастливый билет – его книга «Обратная зависимость» по итогам конкурса будет опубликована в издательстве «Воймега» (ага, у Переверзина). А лауреату в драматургической номинации «ЖЗЛ» актеру, драматургу и режиссеру Юрию Юрченко (Париж) организаторы сразу же предложили вести лабораторию по драматургии. Кстати, фотопоэзия, впервые появившаяся в конкурсе, – это абсолютно новый жанр, и пока мало кто себе представляет, что же это такое. Вероятно, организаторы подумали: если есть жанр «видеопоэзия», то почему бы не быть и фотопоэзии? Не исключаем, что этот жанр получит широкое распространение не только среди поэтов с фотоаппаратами, но и среди профессиональных фотографов и любителей поэзии.
Одним из героев нынешнего Волошинского фестиваля стал итальянец Роберто Мессина, получивший Волошинскую премию в номинации «За вклад в культуру» (за популяризацию русской культуры, наследия Серебряного века, имени Волошина в италоязычной среде, подвижническое издание альбома «Моя Киммерия» на итальянском языке). Он был так счастлив, что не мог сдержать слез на церемонии награждения, а затем буквально затанцевал всех девушек во время праздничного застолья в честь лауреатов. Московский поэт и переводчик Григорий Кружков обошел всех соперников в номинации «Лучшая поэтическая книга 2012 года» (на русском языке) с книгой «Двойная флейта». А студенческое жюри Центра новейшей русской литературы РГГУ отдало свои голоса за книгу Екатерины Перченковой «Сестра Монгольфье». Специальных премий Союза российских писателей «За сохранение традиций русской поэзии» удостоились москвичка Анна Гедымин и Валентин Нервин из Воронежа.
Неожиданно в этом году нашелся меценат, который предложил учредить в рамках симпозиума ежегодную музыкальную премию, получившую название «Киммерия». Первым лауреатом этой премии стала хорошо известная сегодня в России, а начинавшая в Крыму музыкальная группа «Ундервуд» (основатели и лидеры – Владимир Ткаченко и Максим Кучеренко) – «за эстетику в современной музыке и поэтику песенных текстов». Премия, по мнению организаторов, не должна быть привязана к какому-то одному музыкальному жанру. Главное в ней – это музыка, которая могла бы звучать у Волошина или сейчас может звучать в Коктебеле.
На Волошинском литературном фестивале в этом году вообще было много музыки – это и зажигательный концерт упомянутой уже группы «Ундервуд» на площади перед музеем, и всегда неожиданный дуэт «Коровин и Фагот» с новой программой, и киевские музыканты Алексей Александров и Виктор Крысько (Er.J. Orchestra), и поющий поэт Вадим Месяц, и вечер бардовской песни. Не говоря уже о многочисленных дружеских посиделках в гостиничных номерах или на берегу моря.
Хедлайнерами, если можно так выразиться, фестиваля в этом году были (кроме уже названных и упомянутых) поэты Ирина Ермакова, Владимир Алейников, Андрей Грицман, Ирина Евса, Станислав Минаков, писатели Светлана Василенко, Владислав Отрошенко и многие другие литераторы из России, Америки, Украины, Австралии – всего из 27 стран мира…
А главное – в этом году было много друзей, много новых знакомств, много, как пишут в коммюнике, неподдельной радости от того, что писатели, художники, музыканты снова собрались в гостеприимном Доме поэта, который уже 100 лет обращен своей мастерской в будущее.
Коктебель–Москва