Заместитель премьер-министра Венгрии Тибор Наврачич (слева) с переводчиком.
Вчера ровно в полдень на открытой сцене перед 75-м павильоном ВВЦ начала работу 26-я Московская международная книжная выставка-ярмарка. Это самое крупное в России событие в области книгоиздания, случающееся ежегодно. По ММКВЯ можно судить о том, что происходит с книгой в нашей стране сегодня и чего нам можно ждать в ближайшем будущем. Надежнее барометра нет и, пожалуй, не нужно.
Нынешняя выставка началась не умно, а смешно. Но это и хорошо, поскольку все мы знаем, что все глупости на земле делаются с умным выражением лица. Не успел глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский сказать вступительное слово, стал накрапывать легкий осенний дождичек. Когда же на сцену вышел заместитель премьер-министра Венгрии Тибор Наврачич (Венгрия в этом году – специальный гость выставки), заметивший, в частности, что небольшой и изолированной стране почетно участвовать в серьезном книжном форуме с требовательной публикой, легкий дождичек превратился в ливень. Уложившись в минуту, Михаил Сеславинский объявил выставку открытой, и публика в плащах и с зонтами засеменила к гостеприимно открытым дверям 75-го павильона.
|
Михаил Сеславинский «инспектирует»
новые книги. |
Вообще, несмотря на то что рабочий день еще не разгулялся, первые часы выставки произвели приятное впечатление. Это чувствовалось даже не столько по составу издательств и не по работе стендов. Собственно, в это время успел начать программу только один, на котором писатель Юрий Поляков рассказал о семилетней работе над романом «Гипсовый трубач», а также о своей новой книге «Письма из казармы», созданной на основе старых армейских писем вкупе с найденной в архивах доцензурной версией повести «Сто дней до приказа». Настроение ощущалось в приподнятом, каком-то предвкушающем духе, в бодрящих запахах кофе, сладостей и почему-то нашатырного спирта (наверное, откачивали наиболее впечатлительных).
На первом плане было заметно не привычное по прошлым годам массовое переиздание классики, а обилие развивающей детской литературы, а также иллюстрированных альбомов, посвященных Москве. Кстати, это заметный тренд последних двух лет – интерес к исторической, краеведческой литературе и вообще к non-fiction. В каждый из дней ярмарки запланированы презентации книг из серии «Жизнь замечательных людей», а в один из дней – даже из серии «Жизнь замечательных людей Беларуси».
В первый же день было заметно, что книгопродавцы стараются максимально оживить пространство бытования бумажной книги, долгожительство которой все чаще подвергают сомнению. Многие стенды были организованы не по принципу книжной лавки, а зала, куда можно зайти, посидеть на диванчиках, полистать литературу. Встретилось забавное оформление стенда под железнодорожный вагон с сигнальным фонарем и продавцом-проводником; в другом месте детские книги «рекламировала» деревянная фигура смешного кота с буханкой хлеба под мышкой, выполненная по иллюстрациям художника Юрия Васнецова. Однако общая ситуация на книжном рынке, возможно, этот энтузиазм притушит.
Московская сентябрьская книжная выставка проводится с 1977 года. Поначалу она была биеннале – до 1997-го проводилась раз в два года. Именно конец 90-х был золотым временем российского книжного бизнеса. С тех пор выставку стали проводить ежегодно. В начале нулевых самое крупное российское книжное мероприятие, до того, как и многое на ВДНХ, существовавшее в формате «выставки достижений», стало еще и ярмаркой. Тогда книжный бизнес приносил огромные доходы. Литература действительно была объектом серьезной торговли. В этот период был сформирован наш книжный рынок, выработаны те формы взаимодействия с авторами и читателями, которыми в основном и пользуются книгоиздатели по сей день. А золотое времечко прошло…
Сейчас в высказываниях руководителей российского процесса книгоиздания звучат ярко выраженные нотки озабоченности. Книжный ранок сильно подкосил последний кризис. Кризис, как утверждается, прошел, однако продажи не спешат вернуться к докризисным объемам. И, вероятно, уже не вернутся к ним никогда. Сейчас это становится ясно до откровенности. Увы. Участники книжного процесса ищут виновников и причины. Придумывают способы преодоления кризисных явлений. Ищут честно, но пока не находят.
Винят компьютерных пиратов. На пресс-конференции, предваряющей 26-ю ММКВЯ и прошедшей в помещении Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, заместитель главы Роспечати и, не побоимся этого словосочетания, матерый и беззаветный книжник Владимир Григорьев заметил, что специалисты установили: уменьшение продаж бумажных книг по своим объемам примерно равно увеличению скачивания текстов в электронном виде из Интернета. При этом, сказал он же, в российском законодательстве вообще не проработано само понятие книги или литературного произведения как объекта правовой защиты. С фильмами и песнями хоть что-то понятно, а с книгами – нет. Выходит, что их просто невозможно защитить от пиратов, поскольку с точки зрения права их просто нет…
Увы, но пока все попытки принятия антипиратских законов подобны действиям мальчика, пытающегося заткнуть дыры в плотине пальцем. Мы живем в то время, когда меняется сама форма книги, меняется процесс чтения. Конечно же, должны радикально меняться и формы подачи книги читателю. Что будет с книгой в ближайшем будущем, обсудят на 26-й ММКВЯ на целой серии конференций и круглых столов. Книгопродавцы выбрали такие темы для размышления: «Новые возможности продаж, или Как сделать своих клиентов счастливыми», «Облачные технологии в издательском, книготорговом и библиотечном деле», «Книжный рынок России – дорога к монополизации или развитию?». Книгоиздатели проведут семинар-презентацию «Цифровая печатная книга в Первой образцовой типографии – перспективное развитие для книжного бизнеса». А писатели-фантасты соберутся на круглом столе «Будущее книги и книга будущего: технология и фантазия».
|
Книгопродавцы стараются оживить стенды.
Фото Елены Семеновой |
Озабоченность вызывает сам факт падения интереса к чтению, который отмечают социологи. Для преодоления этого Российский книжный союз запускает новый социальный проект – «Хочу познакомиться с умным». Задумавшие его говорят: «В рамках проекта с экранов телевизоров, мониторов, а также с плакатов и рекламных щитов к молодым людям обратятся красивые девушки, чтобы напомнить им, что «начитанность, эрудиция и широта суждений обладают не меньшим магнетизмом, чем яркая внешность и материальное благополучие, а интеллект становится новым мировым трендом». Немного наивно, но вдруг получится…
Приучать к чтению, конечно, нужно с юных лет, и поэтому многие мероприятия 26-й ММКВЯ адресованы детям. Для них придуманы мастер-классы по книгам, их будут учить рисованию и рукоделию. На детей во многом рассчитана и программа главного гостя 26-й ММКВЯ – Венгрии. В Москву приедут ведущие венгерские детские писатели и книжные художники. Ну конечно, будут обсуждаться и общие вопросы вроде перспектив выхода венгерских авторов на российский книжный рынок и вопросов перевода с венгерского на русский и наоборот. В частности, об этом будут говорить на круглом столе «Будущее венгерской художественной литературы в России». Кроме того, каждый день будет действовать кулинарный мастер-класс «Вкус Венгрии».
Для поднятия престижа чтения у россиян на 26-ю ММКВЯ привлечены серьезные творческие силы: писатели Борис Акунин, Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Роман Злотников, Василий Головачев, Дарья Донцова, Анна и Сергей Литвиновы, литературоведы Сергей Дмитренко, Андрей Немзер, москвовед Александр Васькин, историк моды Александр Васильев, продюсер Александр Роднянский, юморист Лион Измайлов, такие разносторонние фигуры, как Андрей Макаревич и Александр Ф. Скляр, и многие другие. Из Англии приехал автор «Облачного атласа» Дэвид Митчелл, а из Польши – автор «Одиночества в Сети» Януш Вишневский.
И все же в последние годы становится заметна тенденция – литература все в меньшей степени становится хорошим объектом торговли. Но в целом интерес к ней не ослабевает. И это значит, что нас, пишущих и читающих людей, ждут серьезные перемены. Нужно искать иные, не ярмарочные способы монетизации литературного творчества. И начинать нужно уже сейчас.