0
8380
Газета Главная тема Интернет-версия

06.06.2013 00:01:30

Без добавки «сатирик»

Тэги: арканов, юбилей


арканов, юбилей Аркадий Арканов у большинства ассоциируется со сценой, а не с письменным столом. Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Аркадия Арканова, которому завтра исполняется 80 лет, знают, наверное, все. По крайней мере очень многие. Но большинство знает его как-то однобоко. Те, кто знаком с его творчеством исключительно по телеэфирам, не знает о нем самого интересного. Ну, например, что именно он в соавторстве с Григорием Гориным написал текст знаменитой «Оранжевой песни», которую когда-то исполняла Ирма Сохадзе, а не так давно перепела Анастасия Стоцкая: «Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд…» И еще что вместе с тем же Гориным Арканов написал цикл одноактных пьес, которые легли в основу поставленного легендарным Валентином Плучеком спектакля Театра сатиры «Маленькие комедии большого дома», а роли в нем исполнили такие любимцы нескольких поколений, как Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Татьяна Пельтцер, Александр Ширвиндт, Михаил Державин и др. Или еще то, что сам сыграл вполне себе драматическую роль в фильме «Центровой из поднебесья», автором сценария которого, кстати, был Василий Аксенов. Или что он долгое время заведовал отделом сатиры и юмора журнала «Юность», а еще был одним из создателей «Клуба 12 стульев» «Литературной газеты». Или еще то, что он участвовал в скандально знаменитом, вошедшем в историю русского самиздата рукописном альманахе «Метрополь» – наряду с тем же Василием Аксеновым, Юзом Алешковским, Беллой Ахмадулиной, Андреем Битовым, Владимиром Высоцким, Фридрихом Горенштейном, Фазилем Искандером, Виктором Ерофеевым и многими другими достойными людьми. Именно после этого (после 1979 года) Аркадия Арканова на многие годы перестали печатать. Как раз тогда и начался его серьезный роман с эстрадой – в 1982-м он написал моноспектакль «Выхожу один я…» для Владимира Винокура. И все равно в его библиографии не менее полутора десятков книг. В отличие от многих, с кем он делил сцену и телеэкран, Аркадий Арканов – писатель без добавки «сатирик».
Словосочетание «писатель-сатирик» звучит примерно так же, как, скажем, «поэт-песенник». Или «артист оригинального жанра». Но это сейчас. Раньше было по-другому. Раньше и «поэт-песенник» звучало несколько иначе – тогда, когда тексты к песням писали Андрей Вознесенский и Роберт Рождественский… Тогда и сахар был слаще, и смех – смешнее.
А в Советском Союзе сатиры не было. Но ее не было так же, как не было секса. Все было, но это не афишировалось. И если кто-то появлялся в телепередаче «Вокруг смеха», то его замечала вся страна. И если для телевидения снимали по-настоящему смешной спектакль, то его, конечно, тоже все смотрели. И смеялись. Смеялись над недостатками быта и характера.
А в середине 80-х все уже начали смеяться во весь голос. И этот голос еще был слышен, еще был заметен. Именно тогда появилось, наверное, самое главное, самое крупное произведение Аркадия Арканова – «Рукописи не возвращаются». Действие произведения происходит в архетипическом среднерусском городке Мухославске, герои – сотрудники почвеннического литературно-художественного журнала «Поле-Полюшко». Название произведения не просто отсылает просвещенного читателя к роману Михаила Булгакова. Можно даже вспомнить, что оба автора пришли в литературу из медицины… Арканов осознанно принижает, травестирует пафос «Мастера и Маргариты». Хотя и здесь есть таинственный гость, есть роман в романе, рассказывающий в форме притчи о взаимодействии власти и граждан. Есть и отсылки к старым временам: скажем, главный редактор журнала Алеко Никитич вспоминает свою первую жену, с которой ему «правильные» люди посоветовали расстаться, поскольку ее отец оказался «убийцей в белом халате».
Но за полвека без Булгакова мир изменился. Но прежним остался смех. В народе говорят, что сгорит, то не сгниет. И вот теперь то, что не сгорело в пламени первой половины ХХ века, то догнивает в бюрократической рутине его второй половины. Пошлость «застоя» переходит в абсурд, подобный кафкианскому. Бессмысленность происходящего принимает экзистенциальные оттенки. При этом оставаясь безумно смешной. Так, один из персонажей ходит по редакции и оправдывает свое безделье фразой «Я правлю Сартра!». В романе Арканова рукописи не возвращаются, а редакции – горят. Таков бесславный конец редакции журнала «Поле-Полюшко» – взрыв газа…
Однако через 20 лет писатель решил вернуться в Мухославск. Вторая часть называлась «Ягненок в пасти осетра». А вся дилогия – «Jackpot подкрался незаметно». Гордые герои первой части изрядно измельчали: главный редактор журнала Алеко Никитич превратился в начальника бюро пропусков, его заместитель Индей Гордеевич побирается на кладбище, публицист Вовец допивается до белой горячки. Все они один за другим уходят из жизни, как уходит в небытие их эпоха – время, когда они были у руля идеологии, когда они могли «править Сартра». И вновь остается прежним лишь смех. Но в нем проступает все больше грусти. В главные герои выбиваются бывший директор гастронома, а ныне глава холдинга Рапсод Мургабович Тбилисян, бывший высокопоставленный партийный работник, а ныне президент банка Н.Р. и модный автор Бестиев. Но и их расстреливает криминальный авторитет Кабан, которого в первой части не было вообще… На сцену выходят совсем другие люди. Мир снова меняется. И смеха в нем становится уже совсем мало. Автор так объясняет название дилогии: часто люди думают, что пришел их звездный час, что они сорвали джекпот, но это выигрыш убивает их, потерявших бдительность…
Уже для нового мира Аркадий Арканов пел песни про Гондурас и про «Дырку в голове». Для него он с композитором Левоном Оганезовым записал цикл песен «Ликбез для попсы», пересказывающий в доступной форме сюжеты литературной классики: «Анна Каренина», «Идиот», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Фауст», «Отелло», «Ромео и Джульетта» и т.д. Но от этих песен уже не столько смешно, сколько грустно. И в сольных выступлениях Аркадия Арканова все больше лирики. Но и юмор есть. Только он уже переплавился в иронию. И на музыкальных сайтах «Ликбез для попсы» не найти, а остальные песни – в разделе «Шансон». Те, кто их туда помещал, явно не понимали их ироничности… Книга Аркадия Арканова, вышедшая два года назад, – сборник воспоминаний о дружбе с Аксеновым, Ахмадулиной, Высоцким, Гориным, Окуджавой, Талем, Каспаровым, Ширвиндтом и многими другими. Она называется «Вперед в прошлое».
Ушла ли в прошлое и сатира? Есть ли она сегодня? Есть она или нет – науке это не известно. Тридцать лет назад шутки из «Вокруг смеха» на следующее утро повторяли всем двором. Книга Арканова «Всё», в которую вошли и «Рукописи…», была выпущена в конце 80-х тиражом в несколько сот тысяч. Тираж книги «Jackpot подкрался незаметно» составил 7 тыс. экземпляров и переизданий не ожидается.
Сатира есть. Но на нее уже нет прежней реакции. А это все равно, что ее нет. И творческому человеку остаются шансон и воспоминания.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
379
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
341
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
437
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
277

Другие новости