0
3787
Газета Главная тема Интернет-версия

04.04.2013 00:01:00

Чертова дюжина «РосКонов»

Тэги: роскон, фантастика, конференция


Леонид Каганов радуется, что ему предстоит судить конкурс «Рассказ за час».

Трудно сказать, было ли в мечтах у группы писателей, критиков и редакторов, еще в конце прошлого века замысливших организовать в Подмосковье сборище фантастов, что мероприятие будет проходить ежегодно на протяжении вот уже 13 лет. Была небольшая обида по поводу того, что подобные встречи проходили в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, даже в Томске, но ни разу – в столице России. Было желание сделать самый лучший русский конвент (так по традиции во всем мире называются все фестивали фантастики) – конвент, который отличался бы от всех остальных. Литературную конференцию по вопросам фантастики «РосКон» так и называли – «Первый конвент нового тысячелетия». Он проходил в январе 2001 года, в самые первые недели XXI века.
И вот с 28 по 31 марта 2013 года прошел уже 13-й по счету «РосКон». За эти годы он закрепил за собой статус самого авторитетного мероприятия в области русской фантастики. Есть более многолюдные фестивали, но на «РосКон» съезжается самое большое количество профессионалов – писателей, издателей, критиков, кинематографистов. В этом году было зарегистрировано больше 250 только официальных участников конференции, а если учесть и ее гостей – музыкантов, режиссеров, журналистов, – цифра перевалит за три сотни. На «РосКон» приехали не только со всей России, но и из Испании, Великобритании, Германии, Латвии, Литвы, Украины, Белоруссии, Эстонии.

Евгений Лукин хоть и получил «Золотой РосКон» за свою повесть, но все равно пригорюнился, размышляя о судьбах русской литературы.

Среди традиционных затей конференции – подведение литературных итогов прошедшего года. Премию за вклад в фантастику «Большой РосКон» жюри присудило Василию Головачеву, а «Фантастом года» стал Андрей Белянин – у него, несмотря на издательский кризис, в 2012 году были наибольшие тиражи. Премию «Алиса» (точная копия миелофона, снимавшегося в мини-сериале «Гостья из будущего», вручаемая за лучшее произведение фантастики для детей и подростков) получил дуэт Марины и Сергея Дяченко за книгу «Последний кентавр». А вот мемориальная премия имени Кира Булычева (за продолжение гуманистических традиций в фантастике) в этом году скорее всего была вручена в последний раз, и ее получил главный редактор старейшего в России, но, к сожалению, закрывшегося в прошлом году журнала «Если» Александр Шалганов.
Ряд наград «РосКона» вручается путем общего голосования участников на конференции. «Золото» взяли коллектив молодых авторов, скрывшийся под псевдонимом Грей Ф. Грин, за роман «Кетополис. Киты и броненосцы», Евгений Лукин за повесть «Педагогическая поэма второго порядка» и Антон Первушин за эссе «Последний космический шанс». (На третьем месте в номинации «Критика, публицистика» оказался постоянный автор «НГ-EL» Владимир Гопман с книгой «Золотая пыль»). Лучшим составителем сборника стал Сергей Чекмаев со скандальной книгой «Беспощадная толерантность», а первой в номинации «Межавторский проект» оказалась Лариса Бортникова за продолжение романа «Охотники».
«РосКон» не стоит на месте, как не стоит на месте российская фантастика. Она молодеет душой. В ней становится больше игры, задора. И на конференции вместе с существующими все годы наградами вручаются появившиеся несколько лет назад призы в конкурсах «Рассказ за час», «РосКон-Грелка», «ЛитоДрама». И точно так же на сцену поднимаются за наградами как ветераны фантастики, такие как Сергей Лукьяненко («серебро» за роман), Евгений Лукин, супруги Дяченко, так и новые лица – Иван Наумов («ЛитоДрама», «серебро» за повесть), Лариса Бортникова, Александра Давыдова («бронза» за повесть), Инна Живитьева («бронза» за роман). Фантастика будет жива, пока не утратит способности изменяться. И «РосКон» будет меняться вместе с ней.

«Неужели я приехал на «РосКон» уже в 13-й раз?» – недоумевает Владимир Васильев.	Фото Ольги Кулагиной

Выйдя на сцену получать награду за свой «Новый дозор», пятый по счету, Сергей Лукьяненко пообещал, что шестой роман о борьбе Светлых и Темных будет последним. Он вынес на голосование – убить в его конце Антона Городецкого или оставить в живых. Большая часть зала все же выставила кулаки с большим пальцем, поднятым вверх…
В рамках конференции прошел ряд семинаров. На злобу дня обсудили фантастику, связанную с метеоритами. Впервые на «РосКоне» прошел «Футурологический конгресс» – встреча космонавтов и футурологов с фантастами. Теперь его планируется проводить ежегодно. Представитель Европейского космического агентства Джерри Уэбб, заявивший об участии в конференции перед самым ее началом и ставший приятным сюрпризом, рассказал о перспективах строительства огромных космических кораблей. В конце прошлого года из жизни ушел Борис Стругацкий, и на «РосКоне» состоялся семинар его памяти, одной из тем которого совершенно неожиданно стало «Оружие в произведениях Стругацких».
За неделю до «РосКона» была объявлена тема для литературного конкурса «РосКон-Грелка», в первый день конференции были обсуждены предложенные рассказы, подведены итоги, а уже на закрытии все ее победители получили красивый сборник «Идут ли роботы на свист… А если идут, то зачем?» с рассказами, написанными несколько дней назад. В него же вошли и две повести, оказавшиеся в финале конкурса «ЛитоДрама» – «Нулевой» Ивана Наумова и «Переход» Игоря Кореля. Леонид Каганов выступил в качестве арбитра конкурса «Рассказ за час». Лучшей среди писателей-спринтеров стала Катерина Бачило.
Ну и, как всегда, на «РосКоне» было много кино и музыки. Состоялся предпремьерный показ мистического триллера Романа Романовского «Звено». Юсуп Бахшиев представил несколько первых серий телепроекта «Посредник» по мотивам романа Александра Мирера «Дом скитальцев», а Андрей Белянин – трейлер картины по своей книге «Казачья сказка». Была программа короткометражных фильмов, среди которых – две совершенно разные постановки рассказа Кира Булычева «Можно попросить Нину?». Состоялись концерты барда Олега Медведева и шоумена Александра Пушного. Музыкант и писатель Юлий Буркин исполнил программу из собственных переводов песен The Beatles.
Ну что сказать… Фантасты в 13-й раз доказали, что умеют и работать, и отдыхать. Потому что хорошему человеку всегда хорошо, и никакие кризисные обстоятельства не заставят нас жить плохо.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1662
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1860
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1975
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4351

Другие новости