Леонид Каганов. Оды.
– М.: ОГИ, 2013. – 304 с.
Самые популярные, наверное, сейчас – Емелин и Быков. Однако никуда не делся Иртеньев, регулярно пишет и печатает добрые стихи на злобу дня. Есть Орлуша, Иван Давыдов. «Стихотворные фельетоны» (беру в кавычки, ибо название условно, я его и не очень люблю) сейчас весьма востребованны. Кто от души пишет, в интернет-блог, кто для того или иного издания. Кто изредка, а кто и часто. Кто уже известен (иными формами и жанрами) много лет, а кто и не очень.
У Леонида Каганова, помню, мы лет десять тому назад печатали его «новые сказки народов мира, исправленные и улучшенные в соответствии с текущим моментом». Емелин и Быков тогда тоже уже были известны, но еще не так, не так... Да и не «стихотворными фельетонами». И Каганов тоже – и фантаст, и сказочник, и поэт, и сценарист, и телеведущий. Писал в свое время и для знаменитой «ОСП-студии» (была такая телепередача во второй половине 90-х, кто в те годы уже смотрел ТВ – должен помнить). А еще он лауреат премии «Бронзовая улитка» (председателем и единственным членом жюри ее являлся Борис Стругацкий), автор сборников повестей и рассказов, романа «Харизма», сейчас вот – книга стихов.
Да, как раз те самые «стихотворные фельетоны». Писал их – ну, конечно, в газету. Жанр – оды. Перечислю несколько названий, потом начну цитировать. «Ода позора Охтинской башне», «Ода новой ядерной доктрине», «Ода славы Российскому авторскому обществу», «Ода вечному сиянию чистого разума», «Ода волнения за судьбы газа», «Ода баблу», «Ода червям России», «Ода господам полицейским», «Ода небесной коррупции», «Ода против огурцов», «Ода об амфорах», «Ода о раскачивании лодки», «Ода о попах и работниках их Балдах», «Ода дождю над митингом протеста»…
Да, по названию не везде и не сразу вспомнишь – о чем речь. И, конечно, в книге не только оды. Есть официальное заявление, сказ, наставление, баллада. Есть и печальная ода. Есть и молитва. Сами понимаете, что за Патриарха: «Господи, пошли мне больше веры! Помоги поверить в наши дни, будто эти адские примеры выдумали слуги Сатаны! Верую, что люди доброй воли не поверят в это, нет и нет! Даже если завтра порноролик выложат мерзавцы в интернет! Верую, что это чушь собачья! Верую, что козни Сатаны! Верую, не может быть иначе! Верую, что веровать должны! (…) Верую, хотя давно абсурдно, – как писал святой Тертуллиан».
Леонид Каганов. На фоне стакана. В стакане не водка... Фото Андрея Щербака-Жукова |
Я вот еще о чем забыл сказать. Стихи расположены хронологически, но не от давних дат 2009-го к славным датам 2012-го, а наоборот. Углубляясь в древность, возвращаясь к истокам. Истинный архаист-новатор. Вы заметили, наверно: формально Каганов ближе к Быкову, сюжетно – к Емелину. Или скорей не сюжетно, свободой выражения и выражений. Короче, Каганов – он Каганов и есть. Сам по себе, отдельно и во весь рост. Вот о Пушкине: «В болдинских просторах, на опушке, средь берез, рябины и ольхи, написал поэт товарищ Пушкин неполиткорректные стихи (…) Поп в поэме выглядел дебилом. Церковь – некультурна и тупа. Сколько непочтительности было в жизнеописаниях попа! А поэт еще добавил грязи в откровенном кризисе идей: описал финансовые связи с бандформированием чертей! (…) Так что в рамках действующих правил в наш терпимый толерантный век Пушкина как следует поправил компетентный в этом человек (…) Правок было внесено немного: только криминал исправить чтоб. Черти превратились в бандерлогов. Стал герой Навальный, а не поп (…) А взамен героя-шарлатана с некрасивым именем Балда – шесть мигрантов из Таджикистана с биржи соискателей труда. И немножко их родных и близких. Все, конечно, с визой годовой. Все, конечно, с временной пропиской. Все, конечно, с книжкой трудовой. С медицинской книжкой, также чистой от туберкулеза и чумы: эти правки с грамотным юристом долго согласовывали мы…» Все, не могу больше. Хочется цитировать целиком, но нельзя, так что уж сами читайте. А вот про дождь над митингом протеста: «Облакам зачитан был приказ как перед огнем в армейском тире: «Будем их мочить! Но в этот раз, извините, даже не в сортире. Нужен настоящий сильный дождь – символ диктатуры и репрессий. Только так мы сможем бросить в дрожь всех адептов творческих профессий. Пусть увидит креативный класс, что отныне будет только хуже! Пусть они запрыгают у нас в белых лентах прямо через лужи…» Или – в соседней оде о штрафах: «Неблагодарность сплошь и рядом! Отстаньте от публичных мест! Вам лишь бы нарушать порядок и демонстрировать протест! До вас намек как до жирафа – доходит долго и с трудом. Надеюсь, хоть большие штрафы помогут обуздать дурдом. Одно лишь не учла Госдума, и все поедет вкривь и вкось: сегодня триста тысяч сумма, а завтра фантики небось…».
И демонстрировать протест… Фото Владимира Захарина |
А еще Каганов воспевает Хокинга и доктора Хауса, Роскосмос, комету Набиру, принца Уильяма, Штирлица, Холмса, генплан перестройки Москвы, пишет письмо Санте, позорит вулкан и беспокоится за Геннадия Малахова. Все уже хорошо, можно не беспокоиться. Устаревает? Ага. Второе, сокращенное и дополненное, издание данной книги лучше давать с комментариями. Именно так: сокращенное и дополненное. Дополненное новыми текстами и все-таки комментариями к ним. А кое-что, видимо, совсем устареет. Или автор не сможет вспомнить во всех подробностях, о чем, собственно, речь, и, следовательно, возникнут трудности с комментарием.
Но кое-что не устареет никогда.
Кое-что, увы, никогда не устареет в России.
И, уверен, автор и сам рад бы меньше откликаться на современную политику, а писать, пусть и смешно и забавно, но все-таки о вечном, о главном. О бабах, я не знаю, о речных птицах или, например, про собаку шелти. Или про дерево яблоня. Или, ну я не знаю, ну вот как в последней (в книге) его оде «Открытое письмо кому надо от кого надо»: «Я прошу: примите меры. Наказать сполна! Подпись: все пенсионеры. Подпись: вся страна. И ответ скорее просим к нам сюда прислать: Кащенко, палата восемь, койка номер пять».
Именно так и запишем. И запомним.
Подпись: вся страна. Кащенко, палата восемь, койка номер пять.
Мой адрес: не дом и не улица. Мой адрес: сходи утопись. И радуйся, радуйся, радуйся, сволочь, обязательно радуйся. Ведь любая ода, она, так или иначе – к радости? Я, кстати, вот писал сейчас «к радости», случайно вместо «к» написал «ук», компьютер услужливо исправил «УК». Я на всякий случай удалять святое для каждого россиянина словосочетание «УК» не рискнул. Просто написал перед ним всякие другие слова. Но оставил. К радости. К вящей славе гос… в смысле, к вящей радости российской.