Главный организатор "Басткона" Дмитрий Володихин.
В Подмосковье прошел XIII «Басткон». Да, собственно, можно сказать, что прошел он в Москве – дело было прямо за МКАД, недалеко от совхоза «Московский», в клиническом санатории «Валуево». Хоть поначалу едва приехавшие гости мероприятия и смеялись слову «клинический», вскоре выяснилось, что место это особенное – территория усадьбы графа Мусина-Пушкина. В самый раз для «Басткона». Сборища писателей-фантастов проходят в разных городах, в народе все они по традиции называются «конвентами», а в официальных документах – по-разному: фестиваль, слет, конгресс┘ «Басткон» имеет подзаголовок «литературно-практическая конференция». И собирает он вот уже тринадцать лет подряд не только писателей-фантастов, но и профессиональных историков. Места проведения были самые разные, но нынешнее всем участникам понравилось особенно. Не испортило настроение и множество строгих запретов. Их было ровно дюжина: не разжигать костров, не выгуливать собак, не проезжать на автомобилях, не устанавливать палатки, не собирать траву, не вырубать лес, не курить, не ездить на велосипедах и мотоциклах, не ловить рыбу в каскадных прудах, не распивать спиртных напитков, не издавать шумовых сигналов и не пасти скот. По большому счету только три запрета создавали неудобства, ну да, как известно, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения...
А называется конференция «Бастконом», потому что главная организующая ее сила – это литературно-философская группа «Бастион». Поэтому открыл конференцию по традиции ее бессменный главный организатор, лидер «Бастиона» – писатель-фантаст и историк Дмитрий Володихин. После вступительной речи он пригласил председателя Высшего экономического совета московской организации СП России Александра Гриценко. Тот вручил орден имени Державина МГО СПР генеральному директору издательства «Воздушный транспорт» Александру Люльке, наградил медалью имени Чехова переводчика Владимира Баканова, а медалями правительства Москвы «За доблестный труд» – самого Володихина, Глеба Гусакова и Андрея Щербака-Жукова.
После этого с докладом «Человеческая речь – ошибка?» выступил Владимир Баканов. Титулованный переводчик предположил, что было бы лучше, если бы люди общались не с помощью звуков, а, к примеру, посредством световых сигналов. Тогда и перевод был бы не нужен. Тезис сомнительный: ведь тогда у разных народов одни и те же понятия могли бы быть закодированы разными сигналами.
Завершилась торжественная часть выступлением оригинального музыкального коллектива «Кантикум» – группа исполняла что-то вроде кельтской музыки на русском языке и латыни. Звучало необычно и притягательно.
Время после ужина отдали для дискуссии на тему «Можно ли сохранить душу в межиздательском проекте?». Спорили издатель Глеб Гусаков, также пишущий под псевдонимом Ярослав Веров, и редактор, критик, публицист Маша Звездецкая. Нужно сказать, что дискуссии о межавторских проектах стали не просто трендом последних лет, а просто неотъемлемым атрибутом всех фантастических конвентов. Об этом спорили и на «Росконе», и на «Звездном мосту», и даже на заброшенной в карпатских горах «Мантикоре» – но кулуарно. Особенность данной конкретной дискуссии в том, что разнятся позиции противников не только на проекты, а на фантастику в целом. Гусаков – принципиальный адепт интеллектуальной фантастики, он в нее верит и вопреки всему старается печатать в своем издательстве «Снежный ком М». Он считает, что проекты губят творческое начало в писателе. Маша Звездецкая – гениальный спорщик, она спорить любит и умеет. Она оправдывает проекты под тем предлогом, что вся фантастика – исключительно развлекательная литература. Она, мол, вся настолько плоха, что ее уже ничем не испортить. Ключевой стала ее фраза: «Сегодня литература уже не ведет и не учит, сегодня у нее другое значение, вам, наверно, не сказали...» Как известно, во всех битвах Дон Кихотов с мельницами побеждают последние. Но Дон Кихотам это не указ.
На следующий день прошли семинары «Добрая надежда. Что живо и развивается в нашей фантастике?» (участвовали Вадим Панов, Игорь Алимов, Сергей Чекмаев, Дмитрий Володихин, Глеб Гусаков, Игорь Минаков), «История и литература» (вела Ольга Елисеева), круглый стол на тему «Россия через 30 лет: выжить или жить?» и дискуссия «Политика в фантастике: хватит или все еще мало?» (вел Эдуард Геворкян).
Писатель Эдуард Геворкян провел мастер-класс по написанию НФ-повестей. Что-то в заявленных текстах ему определенно не понравилось. |
Вечером второго дня вручали награды «Басткона». Главную награду конвента «Меч Бастиона», вручаемую по решению коллегии ЛФГ «Бастион» (с финансовым бонусом 10 тыс. руб.) получил Сергей Чекмаев по совокупности творческих достижений, в том числе как составитель сборников «Антитеррор-2020» и «Беспощадная толерантность». «Карамзинский крест» получили: Александр Сегень за книгу «Филарет Московский», Эдуард Геворкян за книгу «Цезарь» и Анатолий Байбородин за книгу «Не родит сокола сова». «Чашу Бастиона» (10 тыс. руб.) получили Леонид Каганов за повесть «Магия», Кирилл Бенедиктов за повесть «Зайиб» и Вадим Панов за роман «Последний адмирал Заграты».
Сергей Чекмаев получил главную награду конференции – "Меч Бастиона". Фото Ирины Станковой |
На «Бастконе» есть несколько особенных наград. На премию «Иван Калита» голосуют рублем – за кого больше денег дадут, тот и получит весь «куш». В этом году было собрано 16 800 руб. и получил их Каганов за повесть «Магия». Премия имени Владимира Одоевского вручается за поддержание традиций интеллектуальной фантастики, в этом году ее получил Иван Наумов за повесть «Прощание с Баклавским». Премия имени Афанасия Никитина (за яркие достижения в области авантюрно-приключенческой фантастики) была вручена Вадиму Панову. За достижения в переводе фантастических произведений приз «Зеркало» получила Майя Лахути.
В день отъезда желающим предложили экскурсию по территории усадьбы. Остальные участники конференции продолжили общение неформально, то есть по номерам. Неизвестно, что было интереснее. Трудно было выбирать. Поэтому очень хочется, чтобы следующий «Басткон» снова прошел в «Валуево», и те, кто пошел на экскурсию, могли пообщаться с коллегами в номерах, а те, кто общался в номерах, могли осмотреть все-таки усадьбу.