Сегодня – в "вахтанговском" календаре.
Фото Василисы Деюн
Среди всех открыток и бутылок, печенья и конфет, памятных медалей и... что-то там было еще, конечно, блестящее и часто вкусное, полученных до и после Нового года, не выбросишь и передаривать никому не хочется два календаря, хотя и увесистых, в ежедневном обращении не самых удобных, требующих для себя много места (а его-то всегда и нет). Это – перекидной календарь, изданный Академическим театром имени Евг. Вахтангова, и двенадцать тоненьких книжечек, на каждый месяц, – календарь МХТ имени А.П.Чехова. Вахтанговский, как я понимаю, выпустил свой календарь в рамках юбилея, прошлогоднего 90-летия, а МХТ – те просто так решили сделать приятное себе и людям, хотя... Когда кого-то замечают, упоминают, в театре это всегда воспринимается с особенным вниманием и педантизмом: об этом три строчки, а о том – двенадцать... Что бы это значило? И уже вместо радости – обиды и чувство оскорбленного достоинства. Не секрет, я прежде даже и не верил в это, но позже не раз имел случай убедиться: если в стороне от актрисы или актера стоят двое-трое и разговаривают, у человека театра сомнений нет в том, что говорят о нем. О ком же, о чем еще?!
Так вот – два календаря, один, Вахтанговский, отдам родителям, они любят и по привычке пользуются перекидным календарем, для мхатовского пришлось провести раскопки и расчистить место на рабочем столе.
Вахтанговский, 10 сентября: Константин Станиславский пишет в письме: «...Это какой-то рок! Работал, мучился с Вахтанговым. Его не признавали, выгоняли из театра, а под конец поманили, и там он давал уроки, обещал режиссировать; в «Габиме» работал по ночам, а для меня во всю жизнь нашел только два вечера, чтобы поработать над Сальери...», тут же – день рождения актрисы Марии Волковой, очень красивая девушка, судя по фотографии, в спектаклях, мне кажется, я ее еще не видел, и еще один день рождения – народной артистки России Марии Синельниковой, которая прослужила в театре 72 года (!), с 21-го по 93-й. На следующей странице – 11 сентября 1943 года театр возвратился в Москву из омской эвакуации... 20 сентября – день рождения начальника отдела электроники театра Валерия Николаевича Анискина. Интересно, что про живых не пишут, в каком году родились, ни про актрис, что привычно, ни даже про актеров – и с этим соглашаешься, зная, что болезненно возраст воспринимают не только актрисы. Правда, для постороннего – лишний труд, надо лезть в словари, искать – нет ли тут юбилея, но спокойствие и доброе расположение духа артиста, конечно, важнее. На фиг нужен календарь, от которого актеры рыдать потом по углам будут и поносить на чем свет стоит авторов этих календарей?!
Максим Суханов родился 10 ноября, в этот же день – Игорь Суханов, машинист сцены, и помощник режиссера Наталья Кузина. Все – с именами-отчествами, как положено в академическом театре. Красиво! А про режиссеров – рассказывают все, год рождения в том числе: 21 октября будет юбилей, 55 лет Владимиру Мирзоеву, он родился, сообщает календарь, в 1957-м.
Цвет – красивый, в нижних углах страниц – два здания, слева – вахтанговской студии, справа – всем известное, Театра имени Вахтангова на Арбате.
Кстати, 10 ноября 1922 года, читаем в календаре (28 октября по старому стилю), Вахтангов читает в Студии МХАТ лекцию на тему «Чего хочет Станиславский от нового актера». Попытался вообразить: Рыжаков читает лекцию в Центре имени Мейерхольда о творческом методе Фокина, или... кто еще?.. Серебренников – о Табакове. Я бы пошел послушать того и другого, а особенно Вахтангова, но, увы, не выйдет.
Самые интересные – не даты, хотя даты, конечно, очень важны – дни рождения, какие-то премьеры – «Дион» Леонида Зорина, «Сирано де Бержерак» в постановке Охлопкова... 21 июня – история, давно уже ставшая легендарной, как бы углубляющая мистические «совпадения», связанные с этой драмой Лермонтова, – в 1941 году, накануне войны вышла в Вахтанговском театре премьера «Маскарада», с тем, знаменитым вальсом Хачатуряна. Ставил, между прочим, Андрей Тутышкин, я и не знал к стыду своему.
Интересней всего здесь цитаты, цитаты из писем. «На смену» письмам Вахтангова и Станиславского приходят дневниковые записи Михаила Ульянова, к слову, тоже очень интересные.
Сегодня, 2 февраля, – по "мхатовскому" стилю. Фото Василисы Деюн |
МХТ «разборчивее» к своим героям. Восхищение перед сделанным (автор этого календаря указан, это – Лидия Богова, ей – поклон, почет и уважение) скоро сменяется вопросами, недоумением: ну, почему же нет его и ее?! 14 октября – день рождения Аллы Юрьевны Шполянской, бессменного помощника Табакова по связям с общественностью. Нет такого в календаре. 24 мая – день рождения Николая Михайловича Шейко, в спектаклях которого так прекрасен, велик был Виктор Гвоздицкий. Нет его дня рождения. 24 мая, читаем, в 1973 году сыграли премьеру «На всякого мудреца довольно простоты», ставил Станицын, играли Юрьева, Горобец, Градополов, Губанов... А потом, в 80-е, в этом спектакле играли Табаков и Доронина. 25 мая – юбилей Калягина, в календаре отмечен. Родился в 42-м, написано также, когда пришел в труппу МХАТа, что играл, в каких спектаклях и какие роли. Петрушевская – на следующей странице, 26 мая, год рождения – тоже есть, академическая, хотя, вероятно, в этом случае ненужная точность.
Начинаешь уже искать нарочно – про кого не упоминают, о ком – чуть-чуть, а про кого – побольше. Найти нетрудно. Но, например, тех, кто после раздела остался с Дорониной, в горьковском МХАТе, вниманием не обходят. Пушкарева? – Есть. А самой Татьяны Васильевны Дорониной нет. Нехорошо. Тем более что Табаков с нею никогда не ссорился. Нет директора МХАТа Вячеслава Ефимова и его жены актрисы Килимник, хорошая, к слову, актриса, слава богу, жива... Нет. Нельзя, чтобы случайно!
Но есть многие ценнейшие подробности и детали, за которые театру и лично Лидии Боговой можно сказать спасибо, есть смысл. Скажем, 22 июля – из письма Станиславского дочери Кире, помеченного этим днем, Константин Сергеевич поздравляет ее с днем рождения: «Старайся и ты жить так, чтобы всем вокруг себя светить и согревать людей добротой своего сердечка. Знаешь, что завещал мне мой папа, твой дедушка? Живи сам и давай жить другим. Вот и хорошо. Правда, ведь? Гораздо веселее живется, когда все улыбаются и любят друг друга. А когда все ходят скучные, сердитые, не разговаривают друг с другом, тогда и самому на душе становится скучно. Правда? А знаешь ли, что для этого нужно делать? Побольше прощать другим их ошибки и нехорошие поступки». Какие простые советы! Последуем им.