Глеб Шульпяков на стенде издательства "Время".
Фото Андрея Щербака-Жукова
Почти что всю прошедшую неделю, с 30 ноября по 4 декабря, в московском Центральном доме художника проходила Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Проходила в 13-й раз. История и генезис этого мероприятия четко отразились в его названии. Изначально ярмарка задумывалась как альтернатива сентябрьской ММКВЯ и мартовским «Книгам России», на которых выставлялась в основном художественная литература, в первую очередь попсовая беллетристика. На Non-fiction (поначалу название было именно таким) выставлялась научно-популярная, общественно-политическая, биографическая, философская, культурологическая и другая подобная литература. Однако вскоре без «художки» стало скучно, дефис в названии заменили на слеш (теперь, мол, и fiction, и non/fiction), специализацию выставки-ярмарки подчеркнули словом «интеллектуальная» и допустили наиболее умную художественную прозу.
Чем же была примечательна 13-я по счету выставка-ярмарка? В последние пару лет наметилась четкая тенденция: читатель постепенно утрачивает интерес к беллетристике и все больше поглядывает на познавательную литературу. В этом году вполне могли бы и обойтись без «художки» совсем – так много было научпопа┘ Но нет, конечно, были встречи с «прозаиками-интеллектуалами»: Людмилой Улицкой, Михаилом Веллером, Дмитрием Быковым, Александром Кабаковым, Евгением Поповым. Приехал автор знаменитого триллера «Звонок», японский писатель Кодзи Судзуки.
Прибыла большая компания французов: скандальный писатель Лионель Дюруа, автор антифашистской сказки «Коричневое утро» Франк Павлофф, популярный романист Николя Фарг, писатель Кристин Жордис, автор манги Фредерик Буле. В посольстве Франции, кстати, по этому поводу состоялся торжественный прием. Издателей, писателей, критиков, редакторов, агентов и культуртрегеров обеих сторон принимали посол Жан де Глиниасти с супругой Катрин, а также заведующая Отделом книги посольства, славист Элен Мела. Угощали легкими канапе, белым и красным вином, пирожными-макарунами и прочими французскими радостями. Элегантный писатель Оливье Блейс, представлявший на ярмарке свой исторический роман «Торговец тюльпанами», рассказывал в кулуарах о том, как любит путешествовать в чужой стране пешком, иногда по два-три месяца, попутно изучая язык, атмосферу, людей, историю.
При поддержке посольства Швеции состоялась встреча с писателем и переводчиком Стивом Сем-Сандбергом, автором книги «Отдайте мне ваших детей», и прошли презентации новинок от популярных детских писателей – Стефана Каста, лауреата Премии Астрид Линдгрен и Детской книжной премии Шведского национального радио, и Анники Тор, обладателя немецкой литературной премии за книгу «Остров в море». Чешская Республика в этом году представила автора романа-лауреата «Деньги от Гитлера» Радку Денемаркову и переводчика, автора детской поэзии Радека Малы. Состоялась презентация переведенного Еленой Костюкович нового романа Умберто Эко «Пражское кладбище», провозглашенного официальной газетой Ватикана безнравственным и антисемитским. На самом деле эта книга с авантюрным сюжетом, веселая и ужасная одновременно, – о конспирологической паранойе, о том, как фальшивка типа «Протоколов сионских мудрецов» способна обрести реальную власть над умами.
Елена Погорелая, Валерия Пустовая и Алиса Ганиева (справа налево) ПоПуГанят непуганых интеллектуалов. Фото Анатолия Степаненко |
И все-таки основной уклон был все же в сторону non-fiction. К примеру, журналист-международник Дмитрий Косырев, пишущий прозу под псевдонимом Мастер Чэнь и известный своими историческими детективами, на этот раз представил путевые заметки. Радиоведущий Алекс Дубас презентовал книгу «Правила автостопа». Книгу эссе «Многослов-3» представил телеведущий Андрей Максимов.
В режиме круглого стола состоялась презентация совместного научно-образовательного проекта издательства «Эксмо» и Российского института культурологии – серии «Сокровищница мировой культуры». Вышло уже три фундаментальных тома: «Мировое кино» Кирилла Разлогова, «Музеи мира» Тамары Юреневой и «Мировая музыкальная культура» коллектива авторов, из которых присутствовала Мария Чершинцева. Все книги богато иллюстрированы и снабжены научным аппаратом. Следующая книга в серии, написанная поэтом и философом Вадимом Рабиновичем, посвящена культуре Средневековья.
Между тем в Авторском зале с задором проходила встреча публики с литературно-критической шоу-группой ПоПуГан. Участницы трио тестировали своих гостей на интуицию. Зачитывали отрывки из современной прозы, поэзии, критики и просили угадать гендер автора. Гости ошибались. Прилепина сочли женщиной, а Наталью Иванову мужчиной. Потом называли заголовок современных романов и предлагали несколько вариантов фабулы. К примеру: «Блуда и МУДО» – секс в пионерском лагере без метафизики. «Люди в голом» – о событиях в деревне Голое, где в 2005 году наблюдались аномальные явления. «Нефтяная Венера» – о нелегкой судьбе хозяйки нефтяной компании Венеры Ивановой, падкой на мужчин, и т.д. По итогам вечера писательница Ирина Богатырева, критик Александра Кисель и супруга американского посла Джослин Грин получили футболки с цитатами из текстов ПоПуГана, а писатель Василий Авченко, критик Андрей Рудалев и неизвестный бородатый мужчина – календари с фотографиями трио, выполненными Анатолием Степаненко.
Диоген приглашет гостей Non/fiction на выставку "Ищу человека". Фото Андрея Щербака-Жукова |
Было множество круглых столов и других коллективных обсуждений. Одновременно с Non/fiction открылась прекрасная выставка «Гирлянда из книг и картинок: детское чтение в дореволюционной России» – из личной коллекции главы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского. Параллельно с выставкой-ярмаркой интеллектуальной литературы проходила Книжная антикварная ярмарка, о которой, кстати, по радио говорили больше, чем о собственно Non/fiction┘
В этом году в книжном празднике приняли участие более 300 организаций – это и издательства, и книготорговые сети, и литературные объединения, и культурные фонды. За пять дней работы Центральный дом художника посетили 34 019 человек┘
Однако, как известно, у любой медали две стороны – изнанкой роста популярности, увы, стало падание общего «интеллектуального градуса» Non/fiction. Если раньше эта выставка-ярмарка была прибежищем специалистов высшего уровня, избранных знатоков, действительно интеллектуалов, то сейчас она стала более «народной». Глянцевые журналы и гламурные биографии заметно потеснили справочники и монографии, медийные фигуры слегка затмили писателей и ученых. Возможно, по-настоящему интеллектуальной литературы и не стало меньше, но ее стало гораздо труднее находить среди кричащего глянца, не хуже других почувствовавшего конъюнктуру и переключившегося со смакования интимных подробностей жизни звезд на столь же отвратительное смакование интимных подробностей жизни исторических персон┘
Сейчас в книжном мире пик популярности non-fiction, пик популярности «нехудожественной» литературы. Выдержит ли она испытание этим? Не сгинет ли под напором гламура? Узнаем ровно через год.