Олди превратили свое выступление в спарринг...
По количеству писателей-фантастов, пишущих на русском языке, город Харьков уступает только Москве и Петербургу. А фантасты это – как Кролик в мультике про Винни-Пуха – как минимум «хорошая компания». Несколько специфическая, но в целом – хорошая. Поэтому нет ничего удивительного, что в Харькове ежегодно проводится один из самых авторитетных в СНГ фестивалей фантастики «Звездный мост». А за пределами России так уж точно самый авторитетный. В этом году он проходил в 13-й раз. По такому случаю всем раздали фиолетовые маечки с симпатичными черными котами┘
Двойная звезда, вокруг которой происходит вращение фантастики в Харькове, зовется Олди. Генри Лайон Олди. В начале 1990-х, когда российские авторы опешили от потока переводной беллетристики, харьковчане Дмитрий Громов и Олег Ладыженский не постеснялись прокатиться на этом потоке и придумали для себя иноязычный псевдоним. ОЛег и ДИма – Олди. Громов и Ладыженский – Г.Л. Так и дебютировали. Так и дебютировали в 1993 году с романом «Сумерки мира». Потом издатели просили придумать «виртуальному иностранцу» имя. Так он стал Генри Лайоном. Однако компанейские и открытые писатели не делали из своего псевдонима секрета, и вскоре слово «Олди» в околофантастической разговорной речи приобрело признаки множественного числа и начало склоняться по его законам: «почитать Олдей», «встретиться с Олдями», «написать Олдям»┘ Оба – актеры-студийцы, нечуждые песенной культуры; оба – спортсмены-единоборцы, хорошо знакомые с восточными боевыми культурами и историей холодного оружия. Они назвали свое направление философским боевиком и протащили за собой на российский рынок целую вереницу харьковских авторов┘ Но это уже история.
Чем же отличался 13-й «Звездный мост», кроме фиолетовых маечек? Московский «Роскон» и питерский «Интерпресскон» по традиции всегда проводятся в пригородных пансионатах, вдали от городского шума и, упаси боже, официоза. Это всегда сугубо литературные мероприятия. «Звездный мост» в прошлые годы становился событием общегородского масштаба. Привлекались ресурсы руководящих структур, большая часть мероприятий проходила в центре города в Харьковском национальном университете имени Каразина (был такой дворянин-просветитель во времена Александра I), на главной площади играла специально приглашенная группа «Пикник». В этом году Олди заранее предупредили, что фестиваль пройдет, что называется, без галстука. И вышло только лучше – многие участники уже отметили у себя в блогах теплую атмосферу мероприятий. Фантасты жили все вместе, на окраине города, в тихом мотеле на берегу пруда, награды вручались в 100 метрах – в актовом зале Харьковского экономико-правового университета. Всего на один день их вывезли в ХНУ им. Каразина, на том и ограничились. Странным показалось только официальное открытие: фантасты с удивлением обнаружили в тесном зале ХЭПУ незнакомых людей с пригласительными билетами, пришедших не иначе просто послушать симфоническую музыку на халявку, но писатели не огорчились особенно, а пошли общаться на крылечко. Зато, когда запел под гитару писатель Евгений Лукин, в зале произошла ротация┘
Наибольший интерес вызвали доклады. Так, Олди превратили свое выступление, озаглавленное «Я б кулаком гармонию поверил...», в спарринг. Они провели параллель между литературным творчеством и карате. Оказалось много общего. Например, три возраста: «ли» – юность, период наработки мастерства, много активного действия, фантазия; «ци» – зрелость, период мастерства и изящества; и третий период, когда нехватка энергии компенсируется силой и высотами духа. Олди учили собравшихся, как победить в уличной драке и как преуспеть в писательском ремесле – выходило похоже: и там и там победа за тем, кто первым «озвереет»┘
Столь же элегантно провел свой семинар на тему «Оружейная фантастика и альтернативная история» Георгий Панченко. Он руководил выступавшими посредством двуручного меча – им призывал участников к диалогу, им же символически «перерубал» между ними «нить» спора.
Вот так поверяют гармонию... Фото Олега Силина |
Как на любом уважающем себя литературном фестивале, было и вручение наград. Вадим Панов получил «Философский камень» от Харьковского Института Чудаков – «За выдающиеся заслуги перед Ее Величеством Фантастикой». Симона Вилар была премирована как писательница-харьковчанка, достойно представляющая родной город в фантастической литературе. По результатам общего голосования в номинации «Циклы, сериалы и романы с продолжениями» победили: 3-е место («Бронзовый Кадуцей») – Людмила Астахова и Яна Горшкова с четырьмя романами «Дары ненависти», «Невиновных нет», «Теперь или никогда», «Бог из машины»; 2-е место («Серебряный Кадуцей») – Наталья Щерба с романом «Часовой ключ», первой книгой трилогии «Часодеи»; 1-е место («Золотой Кадуцей») – Мерси Шелли с двумя книгами цикла: «2048. Деталь А», «2048. Деталь Б». В номинации «Крупная форма» (романы) тройка лидеров выглядит так: 3-е место («Бронзовый Кадуцей») – Тим Скоренко и «Сад Иеронима Босха»; 2-е место («Серебряный Кадуцей») – Владимир Данихнов с книгой «Девочка и мертвецы»; 1-е место («Золотой Кадуцей») – Олег Дивов и «Симбионты», уже побеждавшие на «Росконе». В номинация «Дебютные книги» победили: 3-е место («Бронзовый Кадуцей») – Нина Цюрупа с книгой «Человек человеку»; 2-е место («Серебряный Кадуцей») – Игорь Вереснев с романом «Лунный зверь»; 1-е место («Золотой Кадуцей») – Борис Георгиев с «Охотой на Улисса». В номинации «Критика, публицистика и литературоведение» (премия вручается по результатам голосования профессионального жюри): на 3-м месте Геннадий Прашкевич с биографической книгой «Герберт Уэллс»; на 2-м месте – Дмитрий Казаков со статьей «Отпустите меня в Гималаи! или Пять наивных вопросов насчет попаданчества»; 1-е место занял сотрудник «НГ-EL» Андрей Щербак-Жуков с книгой «Древний миф и современная фантастика, или Использование мифологических структур в драматургии жанрового кино», выпущенной «Издательством Независимая газета».
Опять же по традиции каждый год три романа издаются дорого и красиво, пополняя коллекционную серию «Звездный мост»; в этот раз такой чести удостоились «Господин Чичиков» Ярослава Верова, «Бёглер» Эдуарда Бабкина и «Честь взаймы» Людмилы Астаховой.
Таковы итоги Харьковского международного фестиваля «Звездный мост-2011», 13-го по счету.