Живой город: pro et contra. О московской реставрации.
– Департамент культурного наследия города Москвы, ООО «АРТ-Реставрация», 2010. – 320 с.
Под одной обложкой – Владимир Ресин и Григорий Ревзин, поверить невозможно. Тут и Константин Михайлов, один из координаторов общественного движения «Архнадзор», и худрук театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, хотя в ином месте представить их вместе уже, по-моему, невозможно. Книга, впрочем, необычна не только этим. Трудно найти выходные данные, издателем, вероятно, выступает сам Департамент культурного наследия города Москвы, год выпуска (написано в книге) – 2010-й, хотя вышла и была представлена публике только что, в апреле 2011-го. Самые первые слова – про сохранение и приумножение славы Москвы, охрану памятников архитектуры и научную реставрацию – мэра Сергея Собянина, слово от составителей – заместителя председателя Москомнаследия Леонида Кондрашева, где рассказывается, как готовился этот широкоформатный (так можно сказать, отталкиваясь от кинотрадиций) том, почти альбомного формата. Задумана книга была в начале прошлого года, вероятно, готовился очередной обзор публикаций в СМИ на темы сохранения культурного наследия, захотелось что-то добавить, прокомментировать, в итоге комментарии, размышления специалистов разрослись и заняли в прямом, в буквальном и во всех прочих смыслах – центральную часть, а отклики, отрывки из газет, даже из записей в ЖЖ – на полях, по краям. Создают объем.
В книге много картинок. Это и очень качественная архитектурная съемка, интерьеры, фасады, и то, что – очень важно – фиксирует сегодняшнее состояние памятников, уже не парадная, а отчасти репортажная, сиюминутная «раскадровка» Москвы: видовая и вполне туристическая столица не противостоит, а дополнена реставрационными подробностями и проблемными «точками». Хотя больше – чистого, вычищенного, то есть парадного города. Но сама площадь не зачищена, как, скажем, зачищают Триумфальную перед очередными выходами на нее несогласных. Голоса несогласных с теми или другими решениями – тут же, на тех же страницах: «Существуют еще как минимум два способа манипуляций с памятниками. Один – это когда уже выявленные памятники выбрасываются из списка. Другой способ – прямой подлог...» – цитата из статьи москвоведа Рустама Рахматуллина, одного из самых яростных борцов со всем новым, что тем или иным боком задевает что-либо старое. На полях статьи замдиректора музея-заповедника «Московский Кремль» Андрея Баталова, где кроме прочего раскрывается «тайная» история реставрации Царицынского дворца: когда научно-методический совет Минкульта выступил против, нашли поддержку в ВООПиК...
![]() Отреставрированная труба из настоящей меди вот-вот украсит старую церковь. Фото из книги |
Из «Независимой газеты» – слова, увы, покойного директора МУАРа Давида Саркисяна: «Не нужно давать частнику чувствовать себя полноправным барином. Он должен прекрасно понимать, что ему доверили народное достояние».
Целая дискуссия – об экспертизе. Статьи, интервью. Очень разные мнения, приятные власти, тому же Москомнаследию, не очень приятные, совсем неприятные. Очень широкий спектр. О Шуховой башне, о Петровском путевом дворце, о реставрации Московской синагоги в Спасоглинищевском переулке – что-то, что вызывало споры и скандалы, что-то, над чем работалось спокойнее... На фоне социологического опроса, опубликованного под заголовком «Сохранить то, не знаю что».
Александр Векслер, бывший главный археолог Москвы, – о последних исследованиях и раскопках. И – о находках. Попутно думаешь: с этой книгой можно, как с путеводителем, – намечать маршруты и гулять по Москве. Ревзин: «Кадаши против Хеопса», перепечатка из ноябрьского номера журнала «Власть», – то есть это еще и путеводитель по Москве, которой нет, причем исчезнувшей только-только, на наших, можно сказать, глазах. Но много и убедительных аргументов в пользу нормальной жизни большого города, уважительного к старине, но не пытающегося повернуть вспять, от теплых туалетов – к прежним домикам неизвестного архитектора. Подробно – о музее-усадьбе Останкино. О проблемах работы со старыми зданиями и поисках компромисса – еще более подробно и убедительно, в разговоре с театральным художником Александром Боровским, автором интерьеров здания «Фабрики Станиславского», где сегодня работает «Студия театрального искусства» Сергея Женовача, а сейчас, и именно этому в большей мере посвящена беседа с художником, он занят проектом реставрации бывшего Театра Корша в Петровском переулке, где ныне прописан Театр Наций: «Если принято решение, что старое здание будет современным театром, то современный театр тянет с собой некий шлейф обязательств перед зрителями... Тогда и буфет был иной, и гардероба не было... Ради бога, музей – это музей. Но современная действующая площадка не может быть музеем». И приводит пример – у Федора Корша на сцене был барабанный круг, с механизмом под сценой, сегодня такие уже не нужны, сегодняшние круги – накладные, по 3–5 см, в трюме же можно сделать что-то еще, а старый круг выставить как арт-объект. По закону это – неправильно, по закону правильно, чтобы в зале стояли старые чугунные колонны, которые уже не в силах поддерживать потолки, а рядом с ними – современные опорные трубы... Бред? Конечно, зато – в соответствии с действующим законодательством. Через десяток страниц – вроде бы вполне внутренние материалы, предложения Москомнаследия по совершенствованию нынешнего законодательства, но, если задуматься, – как раз очень кстати, как вывод «из сказанного».