Мы с удовольствием занимаемся перекрестным чтением: Андрей Щербак-Жуков, Евгений Лесин, Алиса Ганиева, Ольга Рычкова.
На прошлой неделе в столичном клубе «Билингва» были представлены новые книги сотрудников «НГ-EL», вышедшие в «Издательстве «Независимая газета». На этот раз редакторы и обозреватели «НГ-EL» выступили не в привычном для них качестве рецензентов чужих книжек, а как авторы собственных. Поскольку все издания оказались разножанровыми – стихи, критика и даже монография по теории кинодраматургии, то вечер получился пестрым и непринужденным.
Книжка ответственного редактора «НГ-EL» Евгения Лесина «Вулкан Осумбез и молодильные яблочки» вышла в другом издательстве – Виктора Гоппе, поэтому Лесин ограничился ролью первооткрывателя вечера, пообещав много всего интересного, включая литературный стриптиз.
Начали, однако, с поэзии – со сборника стихотворений редактора «НГ-EL» Ольги Рычковой «Логика вещей». Сочетание «лирики» и «логики» оказалось биографически оправдано: когда-то автор окончила экономический факультет Томского госуниверситета, а потом Высшие литературные курсы при Литературном институте имени Горького. Первая большая публикация ее стихов состоялась в конце 1990-х в журнале «Юность», за которую Ольга стала лауреатом журнала. Нынешний главный редактор «Юности» поэт Валерий Дударев рассказал, что ему часто приходится ездить по стране с лекциями о современной русской литературе и он всегда говорит об Ольге Рычковой, «потому что это свой мир, спокойный разговор с читателем. Эта поэтическая речь держится то ли на каком-то особом синтаксисе, то ли на античности, попавшей в томские земли. И дело даже не в премии и не в «Юности», ее стихи все равно пробились бы. Главное, что они есть, как живые существа в природе...». «Экскурс в историю» продолжил Евгений Кольчужкин – поэт, отец-основатель томского, а ныне московского издательства «Водолей», где в 1997 году вышла первая поэтическая книжка Рычковой «Каждый охотник»:
Мы попали в «ящик». Журналистка телеканала «Доверие» Василиса Спогреева беседует с поэтом-редактором Ольгой Рычковой. Фото Татьяны Зоммер |
– Когда в издательство пришла с рукописью молодая очаровательная девушка, я подумал, что ничего хорошего от нее не жди. Но открыл рукопись, как полагается, на последней странице – и пропал сразу же: «Ты вместо мраморных Афин/ В ином краю рожден,/ Где друг степей славянофил/ Кукует под дождем.// А после ветер и мороз/ Все высушат до дна.../ Но что Гекуба? – вот вопрос./ Но что тебе она?// Сия пустынная страна –/ Отшельнический скит./ Из Муз веселых ни одна/ Сюда не долетит.// Идет к закату этот век –/ Поверхностен и груб.../ И что Гекуба, человек? –/ Хоть тысяча Гекуб...» С этого момента стало ясно, что ничего не остается делать, как книгу издавать.
На этом дифирамбная часть завершилась, и перешли к собственно поэзии – точнее, к модному сегодня жанру видеопоэзии: были показаны несколько видеоклипов Александра Анашкина на стихи Рычковой.
Затем слово взял самый «научный» участник вечера – обозреватель «НГ-EL» Андрей Щербак-Жуков, представивший свою пока не защищенную диссертацию «Древний миф и современная фантастика, или Использование мифологических структур в драматургии жанрового кино». Он поведал историю создания своего произведения – в ней оказался замешан квартирный вопрос. Точнее, московская прописка: по окончании ВГИКа другой легальной возможности остаться москвичом, кроме как поступить в аспирантуру, не было. Хотя научный интерес тоже имел место.
– Я всегда любил «Звездные войны» и «Индиану Джонса», – поделился воспоминаниями Щербак-Жуков. – И я заметил, что за каждым из персонажей этих фильмов тянется мифологическая цепочка. Я разобрал персонажей по косточкам и нашел античные, библейские и индоевропейские корни. Кроме того, сами сценарии этих фильмов основаны на структуре сказки, а сказочная структура, в свою очередь, – на мифе. Ну а миф – на архетипе... Мы любим эти фильмы, поскольку у них внутри есть кусочек сказки. Защитить диссертацию не получилось по разным причинам, но материал остался, и на его основе появилась вот эта книга.
Читать диссертацию автор не решился, зато продекламировал несколько стихотворений собственного сочинения: «Любит, любит трилобит,/ Чтобы был проем пробит./ Любит лбом долбить пролом он –/ Все долбит, долбит, долбит┘/ А троглодит на всех сердит/ И выглядит он, как бандит –/ Он три дня траншею роет,/ А четвертый в ней сидит./ Вот бы кто-то из светил/ Сих феноменов скрестил./ То-то вышел бы гибрид/ Он то роет, то долбит».
Редактор «НГ-EL» Алиса Ганиева была лаконична. Она сказала, что презентация критической книжки предполагает серьезную концептуальную дискуссию, к которой обстановка явно не располагает. И просто вызвала писателя Романа Сенчина. Сенчин, менее угрюмый, чем обычно, объявил, что знаком с Ганиевой уже шесть лет и с большим интересом следит за ее развитием. Надо сказать, что в ее ярко-желтую книжку «Полет археоптерикса» вошли литературно-критические статьи и эссе, печатавшиеся в газетах и в толстых журналах первого ряда. Кстати, одновременно с «Полетом» в издательстве «АСТ» у нее вышла художественная книга «Салам тебе, Далгат!» (о ней читайте ниже).
В общем, обещанный стриптиз удался. Только мы обнажили души, а не тела.