Не каждый решится пройти "путем крысы"... Фото Александра Курбатова
Владимир Сорокин. Моноклон. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 286 с.
Писатель имеет право на провальную книгу. Писатель имеет право на две провальные книги. Писатель масштаба Владимира Сорокина имеет право до конца дней своих писать провальные книги.
Однако «Моноклон» – книга совсем неплохая, гораздо лучше, чем две предыдущие: «Метель» и «Сахарный Кремль». В сборник вошли 10 рассказов и «что-то вроде пьесы» (авторское определение) «Занос» (первая публикация – сайт OpenSpace, 4.05.09).
Почему «Моноклон»? Так называется первый и, возможно, самый неудачный рассказ в сборнике. Эпиграф гласит: «Моноклон – крупный растительноядный динозавр юрского периода мезозойской эры. Передвигался на четырех ногах. На его панцирной голове со щитовидным воротником был один большой рог». Правильно. У героя по имени Моноклон посередине лба вырост, напоминающий спиленный рог.
Но есть, похоже, еще одна причина такого названия – какие-то особые, я бы даже сказал, интимные отношения Сорокина с буквой «о». Бросается в глаза, что когда Сорокин конструирует заумный язык или придумывает неологизмы, то один из его излюбленных приемов – использование слов-моновокализмов с гласной «о»: оплоно, дорпонр, тротпот, шопро, лпонгорго, одоро, гороко, длоргонг, пробойно, обродо, обоморо, дло, норморок, погор, Бро и т.д. Даже если в зауми Сорокина встречаются другие гласные, частотность буквы «о» все равно гораздо выше, чем в литературном русском языке («Догоа умный, морогоар, шыапчмас долои протоис жолоапр»). Хотя «о» и так самая распространненная буква (расположение по частотности, напомню, выглядит так: оеаинтс...).
Складывается впечатление, что Сорокину доставляет удовольствие начинять, шпиговать, фаршировать предложения словами с буквой «о». Вот несколько примеров из «Нормы»: «вытащил <┘> гвозди с молотком и ловко приколотил угол», «торопливо подошел к доске объявлений, откинув полы короткого пиджака», «постоял немного, покусывая бескровные губы, потом порывисто повернулся», «┘хороший, содержательный, проблем много. Оформлен хорошо┘» и т.д. Если вчитаться в тексты Сорокина, можно почувствовать, с каким наслаждением он выводит слова «топор», «войлок» или, например, «бритоголового».
Почему я это заметил? Потому что сам этим увлекаюсь (возможно, как и Сорокин, из-за двух букв «о» в фамилии). Придумать предложение с большим количеством «о» очень просто. Возможно, Сорокин сконструировал слово «моноклон» и только потом обнаружил, что это слово есть в палеозоологии. Это был пример. Навскидку. В предложении 92 буквы, из них 25 (примерно каждая четвертая) – это «о».
Сорокин не стал писать хуже. И все же «Моноклон» может разочаровать даже фетишистов «Нормы», «Льда» и «Голубого сала». Четыре рассказа («Черная лошадь с белым глазом», «Волны», «Путем крысы», «Кухня»), действие которых разворачивается в советское время, вполне естественно смотрелись бы в сборнике ранних рассказов Сорокина «Первый субботник». То же самое можно было бы сказать и про другие шесть рассказов, если бы не щедро рассыпанные приметы времени: шествие активистов движения «Наши» по Ленинскому проспекту («Моноклон»), несанкционированные митинги в поддержку 31-й статьи Конституции на Триумфальной площади («Тридцать первое»), пикеты у подъезда Александра Подрабинека («Смирнов»), побоище, устроенное майором милиции Денисом Евсюковым в универмаге «Остров» («Тимка»), и т.д.
И все же кое-что изменилось. Эти рассказы уже не производят шокового действия.
За этой калиткой может скрываться моноклон... Фото Александра Курбатова |
Почему?
Вспомним, как был устроен классический сорокинский рассказ... ну скажем, «Заседание завкома». Заводской комитет профсоюза рассматривает жалобы на фрезеровщика Виктора Пискунова, алкоголика и дебошира. Заседание проходит в заводском клубе. В зале присутствуют уборщица и милиционер. Члены профкома, милиционер и фрезеровщик заваливают уборщицу на стол («прорубоно»), сдирают с нее одежду, вбивают ей в спину железные трубы («прободело», «убойно» и «вытягоно»), заполняют отверстия в теле червями («нашпиго», «набиво» и «напихо червие»), как ни в чем ни бывало расходятся. Рутинные дебаты вдруг перерастают в чудовищную оргию. Шоковый эффект создается контрастом между первой и второй частями.
Посмотрим, как устроен, например, рассказ «Губернатор» из сборника «Моноклон». Посреди разнообразных дел и переговоров губернатор заезжает в «коттедж № 6». Дальше все предсказуемо: «Посредине гостиной стояли две девочки-близняшки в праздничной форме советских школьниц, в пионерских галстуках. Черные, аккуратно заплетенные косички их были украшены большими белыми бантами, на белых передниках на груди алели пионерские значки. На ногах у девочек были белые, приспущенные на щиколотки гетры и черные лакированные туфельки. Руки девочки держали за спиной. Красивые одинаковые лица их с презрительной усмешкой смотрели на вошедшего.
– На колени! – произнесли девочки одновременно.
Губернатор упал на колени.
– Ты кто? – спросила одна из девочек.
– Я раб Анфисы и Раисы.
– Раздевайся, раб! – приказала девочка».
Как можно догадаться, вскоре появляется третья девочка – Лариса, превосходно орудующая страпоном («Котовским»).
В сущности, мы очень мало знаем о досуге сильных мира сего. Но достаточно того немногого, что мы знаем, той, в общем-то, скудной информации, которая просачивается, а вернее, «сливается». Так все и происходит. Ну или примерно так.
Лет двадцать назад этот рассказ мог произвести фурор. Если бы вместо губернатора фигурировал секретарь обкома.
Сорокин не стал писать хуже. Но если вас посетил чудовищный кошмар, проверьте – возможно, он уже материализовался.