0
2954
Газета Главная тема Интернет-версия

29.10.2009 00:00:00

Органон Генона

Тэги: генон, масонство, легенды


генон, масонство, легенды Истина есть антиномия.
Эль Греко. Снятие пятой печати. 1610–1614

Рене Генон. Масонство и компаньонаж. Легенды и символы вольных каменщиков/ Пер. с фр. Д.Зеленцова.– Воронеж: TERRA FOLIATA, 2009. – 192 с.

Сначала вкратце о книге. Это сборник статей французского мыслителя Рене Генона (1886–1951), большинство из которых, как заверяют издатели, впервые выходят на русском языке. Объединяет статьи тема масонства. Генон отстаивает взгляд, что масонство остается в западном мире единственно подлинно инициатической организацией, которая вопреки всем своим недостаткам все еще хранит древний символизм и традиции (статья «Строители Средних веков»). Более или менее успешно разгадывая этот символизм, Генон надеется, что «в не столь далеком будущем настанет день, когда раз и навсегда возникнет согласие относительно фундаментальных принципов масонства и сущностных моментов традиционной доктрины. Все ветви универсального масонства, некоторые из которых отклонились, вернутся к подлинной ортодоксии и объединятся наконец вместе для свершения Великого Делания, каковое есть всеобъемлющее завершение Прогресса в каждой сфере человеческой деятельности» (статья «Масонская ортодоксия»). О книге сказано достаточно.

Гораздо интереснее проследить судьбу идей Генона в России. Можно утверждать, что их популярности сильно повредило три обстоятельства, два из которых носят локально-исторический характер, а третье имеет фундаментальную природу.

Во-первых, большой ущерб традиционализму в России нанес философ Александр Дугин, на протяжении нескольких лет практически единолично эксплуатировавший волну интереса к огромному пласту идей, находившихся за рамками официальной советской культуры, и, в частности, к трудам Рене Генона. Знание нескольких иностранных языков, доступ к первоисточникам, публицистическая гиперактивность и просто временная фора позволили Дугину достаточно долго выступать в роли конферансье западных традиционалистов и «новых правых».

Сегодня, несмотря на все большую интеграцию Дугина в академическое сообщество, его влияние неуклонно снижается. По мере появления на русском языке первоисточников компилятивный характер текстов Дугина становится все более очевидным. Играет негативную роль и нетерпимость «евразийского гуру» к малейшей интеллектуальной конкуренции даже в рядах собственной организации.

Второе негативное обстоятельство – культ Генона в российских традиционалистских кругах. Это также имеет исторические причины – низвержение прежних кумиров и потребность в новых авторитетах. Строго говоря, Рене Генон не был крупным и оригинальным мыслителем. Он понимал это и скромно объяснял, что призван подтвердить старую, уже высказанную другими Истину, а не придумывать новую ложь. Скромность украшает, но еще не доказывает глубину.

Третье обстоятельство, как мы уже заметили, носит фундаментальный характер. Именно благодаря ему русская культура имеет иммунитет к традиционализму в интерпретации Генона. Дело в том, что, как французский мыслитель ни старался, ему не удалось полностью избавиться от наследия западной секулярной культуры. Процитируем, например, статью «Научные идеи и масонский идеал» из рецензируемого сборника: «В самом деле, подлинная метафизика есть не что иное, как целостный синтез точного и непреложного знания, отличающегося от всего условного и непостоянного и превосходящего его; следовательно, мы не можем рассматривать метафизическую истину иначе как аксиоматическую в своих принципах и опирающуюся на теоремы в своих выводах, а значит, столь же строгую, как и математическая истина, бесконечным продолжением которой она является». И чуть ранее: «Например, в случае математики, которая не оставляет места для «убеждений» и «воззрений» и полностью независима от любых индивидуальных обстоятельств, несомненно, никому, даже позитивистам, не стоит и мечтать о том, чтобы в ней усомниться».

Это даже не смешно. Устами Генона в данном случае говорит никакая не Традиция с большой буквы, а его тезка Декарт. А ведь именно с Декартом и другими фигурами Нового времени Генон связывает регресс европейского мышления по отношению к уровню Средних веков и интеллектуальном высотам Античности.

Все мышление Генона основано на фетишизации математики, «геометрического» метода и бинарной «аристотелевской» логики. Именно этим объясняется впечатление математической стройности, архитектонического совершенства и кристальной ясности, которое производят труды Генона. В действительности нет ничего более сомнительного, чем утверждение, что метафизика является бесконечным продолжением «математической истины».

В русской культуре и православной традиции присутствует понимание, что метафизическое знание может быть только антиномичным, апофатико-катафатическим. Любые аксиомы в сфере метафизики, будучи продолжены до наиболее отдаленных следствий, рано или поздно приводят к абсурду. Так возникают разломы и трещины, в которые проваливается западная рациональность. Как обобщил это о. Павел Флоренский: «Истина есть антиномия. Самое слово «антиномия» как философский термин – происхождения весьма позднего, а именно: появляется не ранее Канта, да и то – только в «Критике чистого разума», то есть в 1781 году. До того же времени это был юридический и отчасти богословский термин. Но насколько поздним оказывается термин «антиномия», настолько же раннею – самая идея необходимой само-противоречивости рассудка, связываемая теперь с этим термином» («Столп и утверждение истины»).

С этой точки зрения, Рене Генон – типичный европеец, для которого дважды два четыре (математика, усомниться в которой никому не стоит и мечтать) имеет «что-то успокоительное, нравственно-разрешающее и окончательное, пожалуй, даже что-то мистическое», как сказал бы Достоевский.

А для типично русского человека дважды два четыре – это стена, против которой направлен экзистенциальный бунт парадоксалиста – главного героя «Записок из подполья»: «Разумеется, я не пробью такой стены лбом, если и в самом деле сил не будет пробить, но я и не примирюсь с ней потому только, что у меня каменная стена и у меня сил не хватило»; «А ведь дважды два четыре есть уже не жизнь, господа, а начало смерти»; «Я согласен, что дважды два четыре – превосходнейшая вещь; но если уже все хвалить, то и дважды два пять – премилая иногда вещица».

Для Генона метафизика – это бесконечное продолжение математики, для русского антиномичного мышления математика – это «не жизнь, а начало смерти».

«Ага! – воскликните вы, – но если в сфере метафизики дважды два не равно четыре, то чему же оно равно?»

Формализовать антиномичное мышление очень сложно, поскольку оно не основано на бинарной, «аристотелевской», строго-дизъюнктивной логике, но ключ к этой проблеме существует. Основан он на трехзначной логике, в которой помимо отрицательных и утвердительных суждений существуют еще и «отрицательно-утвердительные». В частности, можно воспользоваться предложенной русским логиком Николаем Васильевым (1880–1940) связкой «есть и не есть зараз», или сокращенно «н-есть». Этот подход, как показывает в блестящей, но пока недооцененной работе «Уравнение русской идеи» (М.: Едиториал УРСС, 2006) философ Петр Калитин, позволяет в какой-то мере формализовать русское православное философско-богословское мышление. Так вот, тогда оказывается, что даже математические истины в сфере метафизики трансформируются и, в частности, дважды два н-есть четыре. Да как иначе, если дважды два пять – тоже «премилая иногда вещица»?!

Конечно, радует возникновение в разных городах России (напомню, что рецензируемая книга вышла в Воронеже) традиционалистских кружков, независимых от Дугина. Но можно сомневаться в том, что интегральный традиционализм в интерпретации Генона пустит в России глубокие корни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
541
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2264
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1489
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1119

Другие новости