0
1731
Газета Главная тема Интернет-версия

11.12.2008 00:00:00

Улица Солженицына

Тэги: солженицын, москва


солженицын, москва Бывшая Большая Алексеевская, бывшая Большая Коммунистическая, ныне Александра Солженицына.
Фото автора

Александр Исаевич Солженицын (1918–2008) до своего 90-летия не дожил. Был бы жив – глядишь, Большую Коммунистическую улицу не переименовывали б в улицу Александра Солженицына. Подождали бы до столетия. Через десять лет все равно ведь столетие будет. Уверен, что будут его отмечать. Не знаю, насколько пышно, но думаю, что пышно. Кризис-то, видимо, уже отбушует, да и дата более чем круглая. Страшно даже подумать, что тогда будет. Наверное, снесут храм Христа Спасителя и поставят памятник Солженицыну, бывшему «литературному власовцу», а к тому времени уже наверняка святому. Памятник работы Церетели, размером раза в два больше Дворца Советов. Помните, хотели такую штуку вместо взорванного храма Христа Спасителя соорудить. Да что-то там не срослось, пришлось бассейн «Москва» отгрохать. Кстати, насчет бассейна. Вокруг памятника Солженицыну можно и бассейн устроить. Только не «Москва», конечно, а, например, «В круге первом». Кисловодск, где он родился, разумеется, переименовать в Солженицыноводск. Переименованию подлежат и все прочие города, где бывал классик, включая Кавендиш (штат Вермонт). Я, признаться, и штат бы тоже переименовал. Все-таки столетие.

Фантазия у меня небогатая, подозреваю, что на самом деле все будет еще хуже и еще страшнее. По-другому у нас не умеют почему-то. Такое впечатление, что все делается исключительно для того, чтобы вызвать ненависть к писателю. В данном случае – к Солженицыну.

Сейчас по бывшей Коммунистической ходить – одно сплошное наслаждение. Театр абсурда в высшей и последней своей стадии. Мир Даниила Хармса ожил. Ионеско кусает локти и плачет от зависти. Я ходил по Коммунистической позавчера, во вторник. Под «Макдоналдсом» табличка «Улица Александра Солженицына». Символично, согласитесь. На доме № 15 табличка «Большая Алексеевская улица» (Коммунистическая раньше называлась Алексеевской, если кто не знает). На доме № 12 табличка есть, но слов на ней никаких нет. Улица Безымянная или улица Никакая. Жители протестуют, на дом № 24 вешают табличку «Большая Коммунистическая». Жителей понять можно: им от любого переименования одни хлопоты.

Раньше в городском Законе «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы» было написано, что присвоение улицам имен, фамилий известных жителей города Москвы, граждан России и зарубежных стран может производиться только новым улицам и по истечении не менее десяти лет со дня смерти указанных лиц. Депутаты приняли поправку, москвичи получили улицу Солженицына. Был несколько лет назад скандал и вокруг улицы убитого Ахмада Кадырова. Тогда тоже десяти лет не прошло после смерти указанного лица. Но никакую улицу не переименовывали, имя Кадырова дали новой улице. Я не то чтобы очень люблю Большую Коммунистическую, но уж коли ее не тронули в начале 90-х, зачем сейчас-то мудрить? В крайнем случае можно вернуть историческое название – Большая Алексеевская, тогда, как горько шутят москвоведы, кстати, и станцию метро «Кропоткинская» нет нужды в «Патриаршую» переименовывать (я уж не говорю о том, что станция метро «Алексеевская» уже есть).


Бывшая Большая Алексеевская, бывшая Большая Коммунистическая, бывшая Александра Солженицына, ныне Безымянная.

Скандал, конечно, утихнет, таблички по всей улице будут в один голос уверять, что мы находимся на улице Александра Солженицына. Скандал утихнет. А печаль останется.

Я не против того, чтобы увековечивать. Прошла же вот Международная конференция «Путь А.И.Солженицына в контексте Большого времени» (в Доме Пашкова), завтра в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье» откроется выставка и состоится вечер памяти «Архипелаг ГУЛАГ: эстонский остров». Выходили, выходят и будут выходить собрания сочинений, сборники воспоминаний, биографии и монографии. Про экранизации я не говорю, наверняка если снимут, то какую-нибудь гадость. А вот документальные фильмы бывают и неплохими.

Печально, что в дни юбилея приходится говорить об абсурде московских переименований. А не о книгах, не о романах или рассказах Солженицына. Не о его общественной деятельности. Мне кажется, ему стыдно было б ходить по улице Александра Солженицына. По Алексеевской не стыдно, по Коммунистической, может, и неприятно, но тоже не так стыдно.

С Москвой вообще такое сейчас творится, что только на кризис и остается уповать. Только он один может спасти столицу от полного и абсолютного архитектурного уничтожения.

А Солженицын – большой и настоящий русский писатель. Слово «великий» не употребляю, должно все-таки пройти время. Должно, товарищи, должно. Солженицын – писатель-символ. Классик, ставший классиком при жизни. Над классиками в России принято издеваться. Вызывать народную ненависть – включением в школьную программу, экранизациями, переименованиями и пр. Александр Исаевич Солженицын не избежал общей участи. Жаль, но тут, видимо, уже ничего не поделаешь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1553
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1754
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1863
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4223

Другие новости