0
3872
Газета Главная тема Интернет-версия

09.10.2008 00:00:00

Пепел ГАИ стучит в твои шины

Тэги: пелевин, сборник, люди, уроды


пелевин, сборник, люди, уроды Каждому хочется их оживить. Вот только стоит ли?
В.Поленов. Эрехтейон. Портик кариатид. ГТГ, Москва

В России принято ходить парами. Пушкин–Лермонтов, Достоевский– Толстой, Маяковский– Есенин, Ахматова–Цветаева, Мандельштам–Пастернак, Пиво–Воды, Новиков–Розенбаум, Гребенщиков–Макаревич, «Единая Россия»–«Справедливая Россия», Пелевин–Сорокин. В народном сознании эти пары, изначально являющиеся тезисом и антитезисом, постепенно образуют синтез. Лерушкин и Толстоевский, Маясенин и Мандернак. Кто там из них «Муму» написал, Толстой или Достоевский? Кто в кого попал на дуэли – Пушкин в Лермонтова или Ахматова, наоборот, в Цветаеву? Сейчас уже и не разберешь точно.

А время течет все быстрее, пары сливаются в едином экстазе все стремительнее. Вот и Сорокина от Пелевина отличить уже все труднее. Раньше они были похожи только тем, что каждый год не получали Букера, а теперь и вовсе идут голова к голове. Один написал антиутопию, и другой написал антиутопию, один выпустил сборник рассказов, и другой выпустил сборник рассказов.

Последнее особенно примечательно. Литературные критики, встречая очередной роман того или другого, часто писали: замечательные, мол, рассказчики Пелевин и Сорокин, просто замечательные, а романы у них – хуже. Вот Пелевин и Сорокин поверили их льстивым речам.

Что в результате? В результате – синтез. Владимир Сорокин повествует о недалеком будущем России, которое обязательно наступит, если все будет идти так, как сейчас идет. Виктор Пелевин повествует о настоящем или совсем недалеком будущем, которое наступило бы, если б все шло так, как шло в 90-х. Наше, так сказать, возможное настоящее. Что лучше? А что лучше – Новиков или Розенбаум, пиво или воды, единая Россия или справедливая? И то и другое очень хорошо, но есть нюансы, пусть каждый выбирает сам.

Пелевина выбрали многие... Сборник «П5» начали продавать ровно в полночь – ноль часов и ноль минут 5 октября в московском магазине «Москва» и в питерском «Буквоеде». И там и там первые 50 покупателей получили книги с автографом. Фанаты начали занимать очередь с семи вечера, организованные делегации от сайтов поклонников оставляли дежурных, сменяли их – в общем, устроили настоящий лом, как в старые добрые времена за билетами на рок-концерты... Страждущие первыми приобрести книги любимого автора приезжали из Новосибирска и Нижнего Новгорода. За книгами с автографами была настоящая давка – как известно, Виктор Олегович обычно с читателями не встречается и книг не подписывает. Всем желающим, естественно, не хватило. Смирились не все – кто-то никак не хотел поверить в свою неудачу и выпрашивал у редактора книги Ларисы Михайловой сверхплановые экземпляры. Увы и ах – безрезультатно. Их не было. С большим трудом удалось избежать драки...

В сборнике Пелевина пять рассказов и повестей: «Зал поющих кариатид», «Кормление крокодила Хуфу», «Некромент», «Пространство Фридмана» и «Ассасин». Автор утверждает, что это не просто сборник – все произведения связаны между собой. Связь действительно есть – все они об извращении человеческой сущности. О том, как из нормальных людей последовательно и целенаправленно делают либо монстров, либо уродов...

Первая история – про кариатид, самых настоящих, которых изготовляют из самых настоящих женщин. Ну мало ли какие у клиентов вкусы. Не всем, кстати, кариатиды нравятся: «Будет так продолжаться, придется расстаться с малахитовой группой. Поставим зал на перепланировку. Сделаем комнату Маугли. Или уголок таджикской девочки для снафф-экстрима». Смешно. Или «лежачие полицейские» (в другом рассказе). Они не просто лежачие, а изготовлены из убитых милиционеров. Убивал их генерал, гаишник. Зазывал к себе на дачу, обещая за любовные гей-утехи теплое место в Сочи, «пару раз в приказе Адлер был, один раз Анапа. Вот так за четыре года сто восемьдесят человек перевел». Историю можно проследить по газетным заголовкам: «Застрелившийся милиционер сжигал коллег в печурке», «Гомосексуалистов из ГАИ ждало огненное погребение», «Лежачие полицейские» сделаны из человеческого праха», «Пепел ГАИ стучит в твои шины», «Милицейский генерал занимался некромантией в служебном кабинете»... Тоже смешно. И «музыкальный отзвук дела», пародия на песню группы «Крематорий» нельзя не процитировать: «Мусорный пидор, дым из трубы, плач природы, смех сатаны...» В финальной новелле из обыкновенного мальчика воспитывают ассасина, заставляют полюбить «смерть, как их враги жизнь»... И так далее. Никакой, как видите, политкорректности, даже как-то нарочито. Это уже как-то сложно назвать даже художественной литературой, это уже какой-то новый, уникально-пелевинский жанр – оккультная публицистика.

Ну так ведь это и не Сахарный Кремль (так, кстати, называется сборник Сорокина), выросший из нынешних счастливых нулевых, а жуткое продолжение бешеной ельцинщины лихих 90-х.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
379
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
341
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
437
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
277

Другие новости